Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и мировом рынках (1. Научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1.2. Определение конкурентных преимуществ

1.3 Теория международной конкуренции Портера

Майкл Юджи́н По́ртер – профессор Гарвардской школы бизнеса, один из ведущих мировых специалистов в области конкурентной стратегии и международной конкурентоспособности. [5, с. 715].

Он является признанным специалистом в области изучения экономической конкуренции, в том числе конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами. А также разработал теорию конкурентных преимуществ стран.

Среди теорий, концепций, подходов, научных разработок 1980-х — 1990-х годов, объясняющих с теоретических позиций суть международной конкуренции на современном этапе экономического развития, логику конкурентной борьбы на мировых рынках товаров и услуг, самое заметное место по праву занимает работа американского экономиста М. Портера «Конкурентное преимущество стран» (The Competitive Advantage of Nations). Работа была издана в 1991 г. и переведена на многие языки, в том числе и на русский.

Ценность этого исследования состоит в том, что оно, в общем-то, отвечает на большинство вопросов, которые возникли у ученых-экономистов в 1980-е годы: что влияет на международную торговлю, как взаимодействуют государство и национальная компания при выходе на мировые рынки, почему на мировых рынках закрепились фирмы одних стран и это не получается у других.

Главное, что следует понять относительно наиболее общих страте­гий, — это то, что каждая из этих стратегий по сути своей ориентирована на получение определенных конкурентных преимуществ и, чтобы добиться этих преимуществ, компания должна сделать выбор, то есть решить, какого именно типа конкурентные преимущества ей необходимы и в каком масш­табе компания будет добиваться этих преимуществ. Быть «всем для всех» нельзя — это стратегический рецепт посредственной и малоэффективной деятельности; часто это означает, что у компании отсутствуют какие бы то ни было конкурентные преимущества [5, с. 39].

Портер считал, что продукт обладает конкурентоспособным преимуществом, когда он имеет такие отличительные черты, которые позволяют получать от реализации продукта либо услуги более высокую норму прибыли, чем в среднем по рынку.

Теория международной конкуренции по праву отождествляется с именем Портера, но, как указывает сам автор, в ее выстраивании приняли участие более 50 ведущих ученых-экономистов из 10 стран, которые проанализировали проблемы конкуренции на уровне более ста различных отраслей и подотраслей экономики. Таким образом, современные возможности позволили создать действительно успешный научный продукт, который весьма сложно (на данном этапе) подвергать серьезной научной критике. Наверное, этим и объясняется достаточно широкое распространение идей Портера и ссылки на них в многочисленных научных публикациях и учебниках. Рассмотрим основные положения указанной теории.


Одним из основных положений исследования Портера по проблемам развития международной торговли является следующее: на международном рынке конкурируют не страны, а рынки. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе. На современном этапе конкурентные возможности фирм не ограничены пределами их страны базирования.

Для противодействия пяти конкурентным силам и достижения лучших показателей по сравнению с другими фирмами отрасли необходимо вы­ делить следующие три потенциально успешных базовых стратегических подхода:

- лидерство в издержках (себестоимости продукции);

- дифференциация продукции;

- фокусирование (концентрация);

Согласно концепции Портера, предприятие должно выделяться в ряду конкурентов, иначе его продукция не запомнится, что не способствует интересу потребителя, что в свою очередь не способствует процветанию предприятия [4, с. 73].

М.Портер называет эти стратегии базовыми, имея в виду их универсальную применимость (рис. 1.3).

низкие затраты

дифференциация

широкий масштаб (охватывает весь рынок)

1. Лидерство в издержках

2. Дифференциация продукции

узкий масштаб (охватывает только один сегмент рынка)

3А. Фокусирование на издержках

3Б. Фокусирование на дифференциации продукции

Рис. 1.3 Три общие стратегии по М. Портеру

1. Конкурентные преимущества на основе низких издержек:

Используя данную стратегию, предприятие должно стремиться к лидирующей позиции по низким издержкам производства. При этом снижение себестоимости товара совершенно не означает, что должно снизиться также и качество – вы просто потеряете покупателя. Но это и не означает, что цена на товар тоже должна быть низкой: вы вполне можете устанавливать цену такую же, как у конкурентов, и получать хорошую прибыль. Сложности стратегии лидерства по издержкам очевидны: нужно постоянно совершенствовать производственный процесс (за счет более современного оборудования и обучения персонала), внедрять автоматизацию и стремиться модернизировать даже руководящий процесс. К тому же на рынок в любой момент может прийти конкурент с еще более современным оборудованием или новинкой, позволяющей ему еще больше экономить. С другой стороны, снизив издержки производства и доведя процесс до безупречного автоматизма, можно расширить линейку товаров на основе имеющихся технологий и сырья, тем самым повысив продажи [4, с. 74].


2. Дифференциация продукции

Подход стратегии дифференциации заключается в том, чтобы сделать ваш товар, во- первых, уникальным. При этом он может быть совершенно таким же, как и у конкурентов, главное – как вы его подадите на рынке. Например, компания 7UP в свое время рекламировала свой продукт (газированный напиток) при помощи слогана «Не Кола» и смогла добиться позиции в лидирующей тройке по продажам.

А, во- вторых, обеспечить вашему товару более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) продукта для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания. Это предполагает ясное понимание потребительских нужд и предпочтений, выполнение обязательств перед покупателями, знание собственных возможностей предприятия, осуществление постоянных инноваций.

Дифференциация может происходить на самых различных уровнях: производство, упаковка, дизайн самого товара, сеть продаж, реклама, подготовка персонала – способов выделиться существует великое множество, нужно только найти свой. [4, с. 76].

М. Портер рекомендует выбрать одну из вышеописанных моделей. Если пытать применять все стратегии одновременно, то вместо того, чтобы добиться положительных результатов, у фирмы возникнет большое количество проблем. Кроме того, такие действия разорвут предприятие изнутри и приведут к его банкротству. Чтобы достичь успехов при современных рыночных условиях, необходимо ориентироваться на конкурентов. Нужно определить их сильные и слабые стороны для разработки правильной маркетинговой атаки. Предприятие может быть не самым сильным в каждой из сфер избранной деятельности, но можно сфокусироваться на том, чтобы достичь лидирующих позиций по нескольким видам, а на остальных быть на втором плане.

Для широко дифференцированных продуктов (автомобили, бытовая техника) следование данной рыночной политике является обычным явлением. Основу продуктовой дифференциации составляет товарный ассортимент продукции предприятия, под которым понимается группа аналогичных или тесно связанных между собой товаров. В рамках продуктовой дифференциации предприятие может предлагать узкий ассортимент продукции (например, автомобили BMW), и в этом случае говорят о фокусировании на дифференциации, либо широкий ассортимент продукции (более 30 видов холодильников фирмы Siemens). Стратегия дифференциации предполагает, прежде всего, наличие ноу-хау в области маркетинга, она требует значительных вложений в функциональный маркетинг. Это может быть интенсивная реклама, привлекательная упаковка, конструктивные особенности и удобство интерьеров зданий, где совершается покупка, распространяемая молвой добрая репутация фирмы, солидный стаж ее работы и т.д.


3. Стратегии фокусирования:

Базовые конкурентные стратегии фокусирования в свою очередь делятся на две группы: фокусирование на издержках; фокусирование на дифференциации. Какую бы группу вы ни выбрали, стратегия заключается в том, чтобы предприятие выбрало отдельную узкую отрасль в своей деятельности и сосредоточилось на ней. Фокусируясь на дифференциации, вы должны выбрать свой узкий сегмент рынка и работать с ним. Это может быть определенная специфическая целевая аудитория, отдельный город или страна, сфера реализации специфического товара или тому подобное. Главное, чтобы вам было, где развернуться, а конкуренты не скоро бы обратили внимание на найденную вами нишу, чтобы удовлетворить потребности потребителей лучше, чем конкуренты. Фокусируясь на издержках, вы опять же должны выбрать отдельную ветвь производства и внедрять технический прогресс именно там, а не на производстве всех товаров и продуктов вашего предприятия. Это не значит, что все остальные процессы нужно заморозить или прикрыть, просто в первую очередь все внимание и средства должны быть направлены на выбранную отрасль, туда, на чем вы фокусируетесь. [4, с. 77].

Конкурентные преимущества не являются вечными, они завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что является трудоемким и, как правило, дорогостоящим процессом.

В зависимости от создаваемых преиму­ществ факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности, подразделяются на две группы - внешние и внутренние.

Конкурентное преимущество является «внешним», если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя с точки зрения уровня качества, дизайна, особых характеристик и т.п. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, — это стратегия дифференциации продукта. Она базируется на ноу-хау в сфере мар­кетинга, превосходстве предприятия в выявлении и удовлетворе­нии ожиданий покупателей, не удовлетворенных существующими товарами.

Внутреннее конкурентное преимущество основано на превосходстве (лидерстве) предприятия в издержках производства и уп­равления. Внутреннее преимущество обеспечивает большую рентабельность, устойчивость предприятия к снижению цены товара и поэтому представляет ценность для производителя. Стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуще­стве, — это стратегия доминирования по издержкам. Она базируется главным образом на ноу-хау в сфере производства и управления.


Исходя из рассмотренной нами концепции конкурентоспособности предприятия и критического анализа представленных классификаций, и понимания под факторами конкурентоспособности тех явлений, и процессов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной, и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия, предлагается всю совокупность факторов, определяющих отношение потребителя к самому субъекту хозяйствования и его продукции или услуге, разделить на внутренние и внешние по отношению к нему.

В условиях кризиса представленная ниже совокупность факторов определяет формальные и неформальные «правила игры» на рынке, определяет ту внешнюю среду, в которой предстоит работать предприятию, и те моменты, которые оно должно учитывать при разработке стратегии своего развития.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются. [9, с. 188].

Разработка конкурентной стратегии предприятий малого бизнеса логически начинается с внешнего анализа, анализа факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства предприятия и которые могут повлиять на его стратегию. В литературе рекомендуют рассматривать четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (от английских: политика, экономика, общество, технология). Таким образом, РЕSТ - анализ из всего многообразия факторов выделяет политический, экономический, социокультурный и технологический аспекты внешней среды.

Основное предназначение внешнего анализа — определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы. Внешний анализ является частью так называемого SWOT-анализа. Вторая часть SWOT-анализа, связанная с выявлени­ем сильных и слабых сторон предприятия, рассматривается в следующей части.