Файл: Эффективность менеджмента организации (Понятие и факторы оценки эффективности менеджмента).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и критерии эффективности менеджмента организации
1.2. Понятие и факторы оценки эффективности менеджмента
1.2. Критерии и показатели эффективности управления
2. Анализ внутренней среды организации (на примере ООО «ЭКО-Лидер»)
2.1. Оценка финансового состояния организации ООО «ЭКО-Лидер»
2.2. Оценка кадрового потенциала предприятия
3. Анализ внешней среды организации ООО «ЭКО-Лидер»
3.1. Анализ потребителей ООО «ЭКО-Лидер»
Введение
Эффективность менеджмента - сложная, многогранная категория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных и иных явлений. Анализ категории эффективности, факторов ее определяющих позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности организации. Анализ категории эффективности, факторов ее определяющих позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности организации. В качестве критерия эффективности производства и управления используются частные показатели использования отдельных видов ресурсов: материальных ресурсов, основных производственных фондов, капитальных вложений, производительности труда, характеризующей экономическую деятельность персонала, и обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты. Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации путей роста экономической эффективности управления.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации, внутренние и внешние факторы влияющие на ее деятельность.
Целью данной работы является изучение основных факторов эффективности менеджмента организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании. является залогом успеха фирмы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и, факторы и критерии оценки эффективности менеджмента организации;
- проанализировать внутреннюю среду организации (на примере ООО «ЭКО-Лидер»);
- проанализировать внешнюю среду организации ООО «ЭКО-Лидер»
Объект исследования: торговое предприятие ООО «ЭКО-Лидер»
Предмет исследования: степень влияния факторов внешней и внутренней среды на эффективность деятельности предприятия.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе дается понятие основных факторов эффективности менеджмента организации.
Во второй главе анализируется внутренняя среда организации (на примере ООО «ЭКО-Лидер»);
В третьей главе проводится анализ внешней среды ООО «ЭКО-Лидер»
Теоретическими источниками работы являются труды известных российских ученых, таких как: Бланк И.А., Бочаров В.В., Басовский Л.Е., и др. Использовались материалы периодической печати, в частности журналы: «Экономический анализ: теория и практика», «Менеджмент: в России и зарубежом», «Финансовый менеджмент» и т.д.
Базой анализа являются данные бухгалтерского, управленческого учета и отчетности ООО «ЭКО-Лидер» за 2012-2014 гг.
1. Понятие и критерии эффективности менеджмента организации
1.2. Понятие и факторы оценки эффективности менеджмента
Осуществление и совершенствование управления организацией вызывают необходимость определения результативности данной деятельности. В связи с этим законно встает вопрос, что такое эффективность менеджмента или управления, каковы виды и принципы эффективности.
Какую бы деятельность ни осуществлял человек, он всегда стремится выполнять рационально и эффективно. Рационализм предполагает поиск наиболее удобных и производительных методов выполнения работы, эффективность - наилучший результат, сопоставимый с затратами усилий или ресурсов на достижение этого результата.
В данном случае закономерен вопрос, насколько ваша организация экономична (цена которую пришлось заплатить за полученный результат) или выгодна, одним словом во сколько раз результат больше затрат?
Однако часто главным бывает не то, во сколько раз результат больше затрат, а является ли он более ценным. Так как на сегодняшний день в условиях рыночной экономики во главу угла встают вопросы конкурентоспособности, то вы как руководитель должны заботиться о производительности, возрастания роли управления и общественной значимости. В связи с этим, вам нужно научиться оценивать уровень управления, возможности организации и перед вами всегда будет стоять задача выбора наиболее выгодного варианта управления.
Соотношение результатов и затрат это и есть содержание эффективности как управленческой категории.
Под эффективностью менеджмента понимается, сложная многогранная категория, которая отражает характерные особенности экономических, социальных, организационных и иных явлений [19,c.102].
Эффективность управления, как социально-экономическая категория, - это результативность данной деятельности, степень рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления заключается в отражении уровня и динамики его развития, качественную и количественную стороны этого процесса.
Эффективность можно различать как потенциальную и реальную. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная определяется практическими результатами.
Эффективность управления бывает тактической и стратегической. Тактическая эффективность отражает получение эффекта в ближайшем времени, стратегическая в будущем.
В достижении высокой эффективности менеджмента большую роль играют характеристики системы, механизма и процесса (технологии) менеджмента. Однако, эффективность менеджмента всегда изменчива и определяется не только внутренними факторами, но и внешними - состоянием экономики, конкуренцией, социально политической обстановки и др. При этом внешняя и внутренняя эффективность менеджмента должны быть сбалансированы.
Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента.
Принципы приоритетов в менеджменте. Главными из них являются:
- приоритеты человеческого фактора - мотивированная деятельность, профессионализм;
- принципы критических факторов - учет фактора времени, развитие информационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;
- основные принципы ориентирования - управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др.
Для обеспечения эффективности менеджмента необходимо учитывать все влияния на ее же факторы. Но это можно сделать только тогда, когда эти факторы систематизированы и выделены основные и определяющие.
Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:
1) по продолжительности влияния;
2) по характеру влияния;
3) по степени формализации;
4) в зависимости от масштаба влияния;
5) по содержанию;
6) по форме влияния;
Рассмотрим более подробно основные факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента.
По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).
По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов - увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.
По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы.
В зависимости от масштаба влияния факторы можно подразделить на: народно-хозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений [18, c.79].
По содержанию различают факторы:
- научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда),
- организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина),
- экономические (система материального поощрения и материальной ответственности),
- социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения),
- технические,
- физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др.
По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые – опосредованно [18, c.80].
Таким образом, каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления сам по себе, в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.
1.2. Критерии и показатели эффективности управления
В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно оценить результат.
Есть конечный результат в котором управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека.
Непосредственный результат управления может характеризовать комплекс критериев и показателей эффективности.
В менеджменте различают основные понятия: результативность, эффект и эффективность. Понятия «результативность« и «эффект» в основном характеризуют абсолютное значение результата, к которому стремится организация. Эти понятия взаимосвязаны с понятием «цель», т.е. с конечным желаемым состоянием. Эти понятия могут быть количественно и качественно определены.
Многие говорят даже о «джунглях» критериев эффективности, причем множество углов зрения порождает глубокие разногласия между теоретиками. Так, Джон Кэмпбелл установил тридцать критериев и по меньшей мере столько же измеряемых факторов. Мы теперь находимся очень далеко от традиционного, внешне столь простого критерия максимизации производительности и минимизации затрат [18, с. 128-134].
Рассмотрим различные способы решения проблемы подходов к эффективности менеджмента организации. Р. Майлс предложил выделить пять крупных подходов к проблеме эффективности:
- традиционную микроэкономику;
- экономическую теорию научного управления ресурсами, представленную Тэйлором и Майолем;
- школу человеческих отношений, импульс которой был дан в трудах Мейо и его учеников;
- социально-техническую школу;
- школу организационного развития, которая испытала подъем начиная с 1970-х годов (ее представителем является Майлс).
Но перечисление школ хотя и помогает осознать сложность проблемы, в большей степени освещает разнородность критериев и, в конечном счете, - глубинную философию, нежели экономическую логику, способную подвести организацию к выбору именно этого критерия, а не другого.
Более плодотворный способ решения проблемы критериев эффективности - упорядочение их с помощью фундаментальных характеристик организаций. Здесь достигается двойной выигрыш. Прежде всего такой подход позволяет связать критерии с составными частями организации и, следовательно, ввести рациональную группировку критериев, касающихся исследованных ранее тем. Далее он поможет объяснить принцип иерархизации критериев, поскольку иерархизация в точности соответствует внутренней структуре организации (например, характеристикам доминирующей коалиции). Так, Ричард Бартон и Бьерг Обель (R. Burton, В. Obel) эмпирически детально проанализировали три показательных случая (группы «Нью-Йорк Тайме», «Маннесманн» и SAS) и расположили критерии эффективности фактически вокруг четырех полюсов: