Файл: Эффективность менеджмента организации (Понятие и факторы оценки эффективности менеджмента).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и критерии эффективности менеджмента организации
1.2. Понятие и факторы оценки эффективности менеджмента
1.2. Критерии и показатели эффективности управления
2. Анализ внутренней среды организации (на примере ООО «ЭКО-Лидер»)
2.1. Оценка финансового состояния организации ООО «ЭКО-Лидер»
2.2. Оценка кадрового потенциала предприятия
3. Анализ внешней среды организации ООО «ЭКО-Лидер»
3.1. Анализ потребителей ООО «ЭКО-Лидер»
- механизмов внутренней координации;
- процедур стимулирования;
- системы информации;
- структуры принятия решений.
В данном случае можно прийти к весьма значительному числу возможных формальных комбинаций, которое, однако, можно уменьшить, учитывая специфические характеристики каждой организации и повторяемость многих рассмотренных комбинаций.
Таким образом, с учетом природы организации, ее размеров некоторые комбинации исключаются сами собой. Организация малых размеров, например, действуя на рынке с острой конкуренцией, практически не в состоянии учитывать внутреннюю информацию в большей степени, чем внешнюю. Кроме того, сделанный набор не свободен от влияния порядка, которого он касается: так, эффективность организационной формы матричного типа сильно зависит от качества внутренней информации и может быть повышена лишь в том случае, если организация способна исходить прежде всего из внутренней информации (о самой себе), подчинив ей внешнюю информацию (о ценах) .
Каковы бы не были принятые критерии, число возможных комбинаций сокращается, так как сами поиски эффективности порождают издержки. Это структурные издержки, то есть стоимость выбора той или иной организационной структуры. К структурным издержкам добавляются динамические, или поисковые издержки, то есть стоимость нахождения наиболее адаптированной организационной структуры с учетом избранных критериев и обеспечения перехода к этой структуре. С другой стороны [6, с.23], параметром эффективности называют наиболее важные параметры функционирования системы, которые позволяют оценить качество решения проблемы и достижение поставленных перед системой целей. Для экономической организации в качестве параметров эффекта могут рассматриваться параметры: стоимость и (или) время создания; доход, прибыль (убытки) за фиксированный период и т. д. Параметры эффекта представляют систему ее создателю и среде. Поэтому при выборе состава параметров эффекта учитывают как то, ради чего создается система, так и цели исследования.
В качестве критериев эффективности в производстве часто используются обобщенные показатели:
- объем производства (абсолютный показатель);
- прибыль (абсолютный показатель);
3) рентабельность (показатель чистой эффективности, относительный показатель);
4) время.
К критериям эффективности социального управления часто относят:
- уровень производительности труда, соотносимый с мировыми показателями;
- уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и в сравнении с другими государствами.
К частным показателям, используемым в управлении, относятся:
- показатели использования различных ресурсов: труда, основных фондов, инвестиций;
- показатели, характеризующие труд в сфере управления: снижение трудоемкости обработки управленческой информации; сокращение сроков обработки информации; сокращение потери рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда; сокращение управленческого персонала; уровень механизации, автоматизации и компьютеризации трудоемких операций в сфере управления.
Эти показатели являются количественными и могут измеряться. Но имеются и чисто качественные показатели, например повышение квалификации управленческого персонала, качество работы, улучшение условий труда, обоснованность управленческих решений, культура управления.
Критерии и показатели в разных областях могут дифференцироваться по сферам жизни: экономической, социальной, политической, духовной, культурной.
Подходы к эффективному управлению основаны на принципе обобщения (определение общих, присущих всей системе характеристик), что помогает при решении сложных задач управления.
Существует две группы обобщений, касающиеся эффективного управления:
а) связанные с результатами и ресурсами управления;
б) связанные с затраченными усилиями.
При эффективном развитии организации в позитивном направлении следует учитывать следующие обстоятельства:
- результаты в управлении обычно достигаются путем использования благоприятных возможностей;
- для получения результатов ресурсы должны быть сконцентрированы на использовании благоприятных возможностей;
- одной компетентности может быть недостаточно, необходимо захватывать новые лидирующие положения;
- любое лидерство может быть скоротечно;
- все существующее подвержено устареванию;
- ресурсы ограничены, и часто кажется, что они неправильно распределяются;
- концентрация ресурсов - это ключ к реальным экономическим результатам.
Питерс и Уотермен, определяя эффективное управление, вводят наиболее общие критериальные подходы к эффективности в менеджменте, такие как:
- ориентация на действие и на достижение успеха;
- всегда находиться лицом к потребителю;
- самостоятельность и предприимчивость;
- производительность труда;
связь производства с жизнью и ориентация на ценности;
- верность своему делу и организации;
-простота формы и минимальный штат управления;
-централизация и децентрализация одновременно [14, c.208].
Критерии эффективности управленческих органов и должностных лиц включают (табл. 8):
- степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности к тем ее параметрам, которые обозначены в стандарте, правовом статусе органа и государственной должности;
-законность решений органов управления и должностных лиц;
- реальность управленческих воздействий, переводящих управленческую систему из одного состояния в другое - более высокое и эффективное;
- характер и объем взаимосвязей управленческих структур с непосредственными работниками;
- содержание любых управленческих документов в связи с их соотношением к запросам и потребностям людей;
Таблица 1.2.1.
Критерии эффективности управления компании по Синку
Критерий |
Признаки |
Действенность |
Реализация целей, задач и операций: а) вовремя; б) с нужными свойствами; в) в достаточном количестве |
Экономичность |
Выражается отношением количества ресурсов, которые следовало потребить, к фактически использованным ресурсам |
Качество |
Соответствие спецификациям, под которыми понимается своевременность, комплексность качественных признаков и анализируется удовлетворенность покупателя |
Производительность |
Описывается коэффициентом, представляющим собой отношение числителя как измерителя действительности к знаменателю - измерителю экономичности |
Качество трудовой жизни |
Понимается реакция людей на условия труда и жизни в организационных системах, которые включают удовлетворенность людей условиями труда, чувство безопасности, уверенность |
Нововведения |
Это творческий процесс приспособления продукта к условиям, структуре организации, к изменениям во внешней и внутренней среде, процесс поддержания интереса к новой продукции с позиции потребителя |
Прибыльность |
Это мера/совокупность мер, характеризующих взаимосвязь между финансовыми ресурсами и характером их использования. Простейшая форма прибыльности: реализация минус издержки |
- меру обеспечения в решениях управленческих структур элементов престижа, организационной культуры и фирменного стиля организации;
- правдивость и целесообразность управленческой информации;
- нормы морали и этики, свойственные организации [21, c.135].
Эдвард Деминг предложил путь трансформации статичности американского стиля управления в динамичность. Им была оценена эффективность управления организацией и описана суть управления качеством на основе использования статистических материалов (табл. 1.2.2.).
Таблица 1.2.2.
Основные факторы повышения эффективности деятельности организации по Демингу
№ |
Наименование |
Основные признаки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Выработка постоянной цели, направленной на улучшение качества продукции и обслуживания |
Радикально новое определение роли компании, для которой характерна не тотальная погоня за прибылью, а сохранение бизнеса и обеспечение работы по введению новшеств, научному поиску, постоянное совершенствование и поддержка высокого уровня качества |
2 |
Принятие новой философии |
Борьба с проявлением терпимости к плохому качеству работы и плохому обслуживанию |
3 |
Переход от принципа массового контроля на выходе к совершенствованию всей цепи процесса производства продукции |
Устранение ранее распространенных методов контроля продукции после ее схода с линии сборки (на основных стадиях линии сборки), при котором выявляются дефектная продукция; переход к принципу, на основании которого качество должно стать не результатом контроля, а результатом совершенствования рабочего процесса |
Таким образом, при оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).
2. Анализ внутренней среды организации (на примере ООО «ЭКО-Лидер»)
2.1. Оценка финансового состояния организации ООО «ЭКО-Лидер»
Первоначальным направлением деятельности ООО «ЭКО-Лидер» являлось оптовая торговля продуктами питания в Закамском регионе. Логическим продолжением развития бизнеса стало открытие розничного направления мультиформатной сети магазинов «Народный».
«ЭКО-Лидер» - крупнейшая динамично развивающаяся сеть универсамов и супермаркетов Закамского региона, занимается розничной торговлей с 2004 года. На сегодняшний день сеть насчитывает двадцать две торговые точки. Цель деятельности - насыщение рынка высококачественными товарами.
Миссия компании: сделать посетителя магазина - довольным покупателем, довольного покупателя - постоянным покупателем, постоянного покупателя - сторонником торговой сети «Народный». Постоянно прикладывать максимум усилий, для того чтобы посетители радовались приемлемым ценам, широкому ассортименту товаров, качественному обслуживанию.
Форматы, в котором работает «ЭКО-Лидер» - супермаркеты и универсамы, предлагают своим покупателям доступные цены, стабильный сбалансированный ассортимент и удобство совершения покупок. «ЭКО-Лидер» - магазин для всей семьи, где каждый найдет товар по своему вкусу.
Сеть насчитывает более 300 партнеров по поставкам товаров для сети - крупнейшие национальные и транснациональные компании.
Диагностика финансовой деятельности осуществляется на основе обобщения и анализа обширной информации, которая характеризует внутренние процессы хозяйствования в их стоимостном выражении.
Проведем анализ финансовых коэффициентов ООО «ЭКО-Лидер».
Анализ показателей ликвидности и платежеспособности ООО «ЭКО-Лидер» за 2012-2014 гг. представлен в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1.
Анализ показателей ликвидности и платежеспособности
ООО «ЭКО-Лидер», 2012-2014 гг., доли единиц
Показатели |
Оптимальное значение показателя |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Изменение за период (+, -) |
|
2012-2011 гг. |
2014-2013 гг. |
|||||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,2-0,5 |
0,08 |
0,09 |
0,02 |
0,01 |
-0,07 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
0,8 |
1,41 |
1,38 |
1,25 |
-0,03 |
-0,13 |
Коэффициент текущей ликвидности |
2 |
4,00 |
3,11 |
3,76 |
-0,89 |
0,65 |