Файл: Инновационный проект – организационная основа инновационной деятельности. Управление инновационным риском. Организация венчурного финансирования. (1. Теоретические аспекты организации и инновационной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛИБОР (London Interbank Offered Rate) — ставка предложения на межбанковском депозитном рынке в Лондоне, ежедневно рассчитываемая по среднеарифметической ставке из группы индивидуальных ставок крупнейших лондонских банков.

МИБИД (Moscow Interbank Bid Rate) — объявленная ставка привлечения, которая определяется как средняя величина объявленных ставок по межбанковским кредитам.

МИБОР (Moscow Interbank Offered Rate) — ставка размещения, которая определяется как средняя ставка по межбанковским кредитам, которые предоставляются контрагентам крупнейшими российскими банками. МИАКР (Moscow Interbank Aktual Credit Rate) — средняя фактическая ставка межбанковского кредита в группе крупнейших российских банков.

з) бюджетное финансирование. Средства государственных бюджетов разных уровней, а также специализированных государственных фондов финансируют направления инновационной деятельности, которые имеют приоритетное значение такие как: финансирование целевых инновационных программ федерального значения, а также перспективные инновационные проекты, которые проходят отбор на конкурсной основе.

На федеральных и региональных уровнях источниками финансирования инноваций являются:

  1. собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов;
  2. привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем;
  3. заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

Государственные субсидии и ассигнования могут предоставляться как государственному, так и негосударственному секторам на инновационные цели или же на обеспечение инновационной составляющей проектов.

Вместе с тем при взаимодействии государства, промышленности и науки имеют место быть такие инструменты как кооперативное соглашение и государственный контракт.

Кооперативное соглашение подразумевает право контроля государства за проведением работ, где четко распределяются права и вклад участников соглашения. Данный инструмент является основой в организации инновационных процессов между государственным и частным секторами, а также определения форм возможного совместного инвестирования с разделением полученного результата.

Государственный контракт применяется в случаях, когда приобретенные государством результаты НИОКР приносят ему определенную пользу или выгоду. Вместе с тем существует возможность передачи данного продукта третьей стороне. По контракту представители государства имеют право контролировать реализацию инновационных работ и корректировать их.


Практика показывает, что в рыночной экономике большинство исследований и разработок приходится на долю коммерческих фирм, ведь деятельность в области инноваций достаточно капиталоемкий процесс.

Государственная поддержка, как инструмент финансирования, обусловлена тем, что частный бизнес не заинтересован и не всегда может вкладывать капитал отрасли и проекты, которые для общества и государства жизненно необходимы в части создания общественного блага, однако не приносящие высокой прибыли [17].

2.2.Обзор зарубежной практики венчурного финансирования инновационной деятельности

Деятельность в инновационной сфере как уже отмечалось ранее характеризуется сложностью и высоким риском и, конечно же, для данной деятельности иногда недостаточно наличие стимулов внутреннего характера на предприятии. Определяющим звеном для решения вопросов в области инноваций является государство и его участие в реализации инновационной деятельности с помощью прямых или косвенных методов поддержки отрасли.

В ведущих странах мира целями государственной поддержки в области науки являются [18]:

  • обеспечение развития экономики страны за счет науки и техники;
  • рост конкурентоспособности национальных продуктов на мировом рынке;
  • усиление обороны и обеспечение безопасности в стране;
  • усовершенствование обстановки в экологической сфере.

С помощью вышеперечисленных целей осуществляется ряд принципов:

  • кооперация научно-технической, научной и образовательной правовая охрана интеллектуальной собственности;
  • концентрирование ресурсов в приоритетные направления научного - технического развития;
  • стимулирование деловой активности в инновационной деятельности;
  • формирование научного сотрудничества на международном уровне [24].

Наиболее распространенным государственным инструментом в области

инновационной деятельности выступает использование бюджетных средств. В большинстве стран бюджетные средства достигают от 20 до 50% национальных научных расходов.

Весте с тем в развитых странах основным источником для поддержания инновации является частный сектор. На его долю приходится около 70 % от всего объема финансирования [30].


При этом в мировой практике используются различные виды налоговых льгот, которые стимулируют деятельность в области инноваций, а именно:

  • предоставление инвестиционного налогового кредита;
  • «налоговые каникулы» по налогу на прибыль на несколько лет, которую предприятие получает от реализации проектов;
  • снижение ставок налога на прибыль;
  • льготное налогообложение дивидендов, которые получают по акциям инновационных организаций как физические, так и юридические лица;
  • льготное налогообложение прибыли, которая получена от использования лицензий, патентов, ноу - хау и других активов нематериального характера, которые входят в состав интеллектуальной собственности;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли в части стоимости оборудования, которые были преданы вузам и НИИ;
  • вычет из налогооблагаемой прибыли взносов на благотворительные цели и взносов на деятельность, связанную с финансированием инноваций.

Для обеспечения поддержкой инновационной деятельности страны придерживаются определенных стратегий, которые различаются по уровню и формам поддержки инновационной деятельности:

  • стратегия активного вмешательства - признание государством научно-технической, научной и инновационной деятельности, определяющей экономический рост страны. Вместе с тем государство берет на себя организацию, а также финансирование многих приоритетных проектов и программ. К таким странам относятся Япония, Франция, Нидерланды;
  • стратегия децентрализованного регулирования - в данном случае государство также играет важную роль, однако на первое место здесь выходят научные организации и фирмы, а роль государства состоит лишь в том, чтоб создать им необходимые правовые, экономические и другие условия. Примером таких стран могут служить США и Великобритания;
  • смешанная стратегия - применяется в странах, в которых большую часть составляет государственный сектор, в связи с чем государство заинтересовано в поддержании высокого уровня предприятий этого сектора. При этом к вышеуказанным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным - стратегию децентрализованного регулирования. Пример такой стратегии - Швеция.

Опираясь на эти стратегии, и применяя те или иные методы по стимулированию деятельности в области инноваций, а также государственную поддержку, каждая страна занимает какое - либо место по уровню инновационности.

Рейтинговое агентство Bloomberg в марте 2015 г. составило список самых инновационных стран мира, опираясь на шесть показателей инновационной конкурентоспособности, а именно:


  • интенсивность научных исследований и разработок;
  • дорогостоящие передовые технологии;
  • количество высокотехнологичных предприятий;
  • уровень высшего образования населения;
  • численность персонала, занятого научно-исследовательскими работами;

Данные показатели позволяют оценить уровень инновационности разных стран мира. В 20-ку лидеров вошли страны, представленный в таблице 2. Таблица 2 - Страны - лидеры в инновационной деятельности [43]

Место

Страна

Балл

Место

Страна

Балл

1

Южная Корея

96,30

11

Дания

83,83

2

Япония

90,58

12

Канада

83,43

3

Германия

88,41

13

Австралии

81,33

4

Финляндия

88,38

14

Россия

80,96

5

Израиль

86,97

15

Норвегия

79,86

6

США

86,92

16

Швейцария

79,48

7

Швеция

86,52

17

Австрии

79,21

8

Сингапур

84,92

18

Новая Зеландия

77,28

9

Франция

84,66

19

Бельгия

76,01

10

Великобритания

83,90

20

Голландия

75,79

Рассмотрим подробнее 6 лидирующих странах в инновационной деятельности:

  • Южная Корея. Данная страна добилась огромных успехов за счет образования собственной инновационной системы, в которой частные предприятия и НИИ, финансируемые за счет бюджетных средств, играют важную роль.

В настоящее время в стране большинство университетов оставили традиционные функции получать только знания. Множество университетов занимаются вопросами, связанные с интенсивным развитием инновационного бизнеса. Становление данных процессов вызвало немалый интерес у различных финансовых организаций, которые связаны с процессами в области НИОКР.

С 1991 г. началась деятельность корейских инкубаторов, которая была возглавлена Корейским институтом технологий. Однако в дальнейшем большинство инкубаторов были созданы, способствовавшие возрождению национальной инновационной системы. После чего была создана Корейская Ассоциация технопарков, как орган управления инновационными процессами.


На данном этапе развития инновационной системе в Южной Кореи основополагающим документом служит «базовый план действий», который

направлен на модернизацию системы научно - технологического развития. Также данный документ является дополнением к пятилетним планам научно-технологического и инновационного развития и был спланирован до 2025 г. [24, 29];

  • ключевую роль в Японии по определению стратегий развития промышленности, а также их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности. Контроль за выполнением конкретных направлений НТП выполняет Управление по науке и технике. В стране существует долговременная программа научно - технического развития страны, которая осуществляет стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом.

Модель интеграции науки и производства в данной стране предполагает строительство абсолютно новых городов - технополисов и наукоемкое производство для научно - технического прогресса. Стратегия технополисов основана на развитии крупных сетей региональных центров на высшем технологическом уровне. Приоритетными направлениями государства являются информационные системы, биотехнологии и новые материалы.

Государственное регулирование инновационных процессов в Японии характеризуется предоставлением налоговых и кредитных льгот в области финансировании НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, целеустремленной политикой в продвижении новой наукоемкой продукции [10, 12];

  • особенностями такой страны как Германия являются: дороговизна рабочей силы и природных ресурсов; возрастающий уровень информатизации и технологического производства; планирование инновационной деятельности; формирование наукоемких отраслей народного хозяйства.

Основными направлениями политики в области инноваций в Германии являются: единое антимонопольное законодательство; льготное налогообложение НИОКР; применение системы ускоренной амортизации оборудования; поощрение малого инновационного бизнеса; финансирование частных и государственных организаций в области освоения технологий;

поощрение сотрудничества науки университетов и организаций, которые производят наукоемкую продукцию [10];

  • Финляндия, с помощью построения эффективной национальной системы, смогла войти в число мировых лидеров в области инноваций. Вместе с тем, там проводится целенаправленная государственная политика по долгосрочным вложениям в науку, где присутствует эффективное взаимодействие с бизнесом. Главную роль в системе финансирования инноваций в Финляндии играют фонды государственной поддержки разработки технологий и науки.