Файл: Инновационный проект – организационная основа инновационной деятельности. Управление инновационным риском. Организация венчурного финансирования. (1. Теоретические аспекты организации и инновационной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время развитие экономики стабильно выдвигает требования в преобразованиях как количественных, так и качественных. Данные требования возможно реализовать с помощью самой передовой техники, технологии, а также стабильно развивающейся научно - исследовательской и технической базы.

Сегодня деятельность в области инноваций является базой для быстрого и успешного развития предприятий всех сфер экономики. Соответственно, инновационной деятельностью вынуждены заниматься буквально все организации: хозяйствующие субъекты от вновь созданного предприятия малого бизнеса до предприятий на уровне государства [19].

В современных экономических условиях создать конкурентоспособную продукцию, которая имеет высокую степень новизны, какому-либо предприятию очень трудно не прибегая к инновациям. При этом их применение ведет к образованию новых потребностей с открытием и захватом новых рынков сбыта как внутренних, так и внешних, а также к снижению себестоимости продукции[3].

Вместе с тем, успех в инновационной деятельности в большинстве случаев определяется способами финансирования. Источниками финансирования деятельности в области инноваций являются средства хозяйствующих субъектов начиная от частного инновационного бизнеса и заканчивая государством. Их деятельность в области инноваций должна быть направлена на быстрое и эффективное внедрение новшеств вместе с их коммерциализацией.

Стоит заметить, что в западных странах инновационная деятельность является решающим фактором экономического и социального развития, а также является основой экономической безопасности. По оценкам зарубежных экспертов, оборот на мировом рынке инноваций в несколько раз превышает оборот рынка сырья таких как нефть, нефтепродукты и газ. Российская Федерация, при огромном научно-техническом потенциале в настоящее время на этом рынке представлена более чем скромно - 0,45 %, тогда как США — 39 %, Япония — 20 %, Германия — 16 % [36].

Актуальность темы обусловлена возрастающей ролью финансирования инноваций, т.к. Российская Федерация отстает от ведущих стран в области инновационной деятельности. Именно инновации могут стать основополагающим фактором для сбалансированного и стабильного развития Российской Федерации.

Целью работы является изучение подходов к организации финансирования инновационной деятельности для формирования прикладных рекомендаций в данной области.


Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты организации финансирования инновационной деятельности;
  • проанализировать современное состояние развития инновационной сферы на российском и региональном уровне;
  • рассмотреть источники и инструменты финансирования инноваций;
  • дать рекомендации по совершенствованию организации финансирования инновационной деятельности.

Объект исследования - организация финансирования инновационной деятельности.

Предметом исследования является инновационная деятельность.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты организации и инновационной деятельности

1.1. Инновационная деятельность и инновационный проект: понятие, характеристика

Одной из главных предпосылок в инновационной деятельности любого хозяйствующего субъекта является то, что в настоящее время происходит активное модернизирование всего рабочего процесса на предприятиях. В связи с этим, отказаться от того, что стало тормозом на пути к прогрессу является необходимостью. Стимулами на пути к развитию инноваций в организациях также являются снижение издержек предприятия, увеличение объемов производства, массы прибыли и завоевание новых рынков сбыта в условиях рыночной конкуренции.

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций с целью расширения ассортимента продукции, а также повышения его качества, совершенствования технологии и организации производства. Содержание данного процесса, а также его характерные черты и особенности отражаются в понятии инновации. Целесообразно отметить, что данное понятие как в зарубежной, так и российской литературе имеет разные интерпретации [20].

Стоит уточнить, что такая дефиниция как «инновации» дает определение всем новшествам в учебной, организационной, финансовой, производственной, научно - исследовательской и других сферах деятельности предприятия, а также в отношении любых усовершенствований, которые обеспечивают экономию затрат или даже создают условия для такой экономии.


В широком смысле под данным определением понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, продукции или услуг, социально-экономических и организационно-технических решений административного, коммерческого, финансового, производственного или иного характера. В узком смысле вышеуказанный термин определяется конкретной целью исследования, измерения, а также анализа объекта.

Значимость инновационной деятельности сформирована и обусловлена рядом причин:

  • определяющая роль науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;
  • необходимость сокращения срока создания, освоения новой техники с повышением производства на техническом уровне;
  • специфика в процессе научно-технического производства - существует неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск, а также возможность отрицательных результатов;
  • увеличение затрат и ухудшение экономических показателей предприятий при освоении инновации;
  • быстрый моральный износ техники.

Экономическая теория на современном этапе дает следующую характеристику типам инноваций:

  • товарная инновация (введение нового продукта);
  • рыночная инновация (создание нового рынка товаров или услуг);
  • управленческая инновация (реорганизация структуры управления);
  • технологическая инновация (введение нового метода производства);
  • маркетинговая инновация (освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов).

Для отнесения продукта или услуги к инновационной используют некоторые основные критерии в данной области, которыми являются:

  • новизна научно-технического характера;
  • применимость или практическая воплощенность, т.е. использование данного продукта (услуги), в образовании, сельском хозяйстве, промышленности, здравоохранении, а также других областях деятельности;
  • коммерческая реализуемость - данный критерий означает, что инновация «воспринята» рынком, а именно есть возможность ее реализации на рынке, которая способна удовлетворить определенные запросы потребителей[9].

Таблица 1 - Виды инноваций [19]

Критерий классификации

Виды

по степени новизны (радикальности)

инновации базисного характера, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники.

инновации улучшающего характера, реализация которых направлена на мелкие и средние изобретения, но при этом преобладающие в распространении для стабильного научно-технического развития.

псевдоинновации - такие инновации направленны на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

по характеру применения

продуктивные инновации, которые ориентированы на производство и использование новых продуктов.

технологические инновации, которые нацелены на создание и применение новой технологии.

социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур.

комплексные, которые представляют собой единство нескольких видов изменений.

рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.

по источнику или стимулу появления

инновации, вызванные развитием науки и техники.

инновации, вызванные потребностями рынка.

по масштабу

инновации синтетические (сложные).

инновации простые.


Рассматривая данную классификацию инноваций можно сделать вывод, что процессы введения новшеств очень многообразны и различаются по своему характеру, а также формам их организации, масштабам в инновационной деятельности.

При этом инновации можно разделить на такие два вида как технические и организационные.

К первому типу относятся новые продукты, технологии или услуги. Новшества технического характера классифицируются по сумме капитальных затрат, их наукоёмкости, по срокам окупаемости (базовые нововведения, нововведения в улучшении продуктов, технологий или услуг и модифицированные нововведения).

Однако второй тип нововведения окупается, как правило, быстрее первого. Ко второму типу относятся нововведения в организации производства, новые методы управления, нововведения в структурах организаций, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции и т.д.

При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты.

Субъектами данного процесса являются лица и организации, которые осуществляют инновационную деятельность. Они могут проявлять себя как исполнители, заказчики или инвесторы. Объектами являются разработанные технологии и техника предприятий.

Инновационный процесс осуществляется и на государственном (федеральном) и межгосударственном уровнях, в региональных и отраслевых сферах, местных (муниципальных) формированиях. Все участники данных уровней преследуют свои цели и, соответственно, для их достижения учреждают свои оргструктуры.

Программы федерального уровня, представляющие собой особою важность, требующие больших ресурсов и рассчитанные на длительный срок, влекут за собой образование научных и технологических парков, технополисов.

Реализация социальных и научно-технических программ на региональных уровнях связана с организацией и кооперацией соответствующих научных (университетских), промышленных и финансовых организаций - различного рода научно-промышленных центров.

Здесь целесообразно отметить, что для крупных и мелких предприятий свойственна разная инновационная активность, которая соответствует их целям, миссиям и стратегиям. В связи с чем корпорации образуют вокруг себя сеть малых инновационных фирм, где готовят их руководителей с помощью специальных «инкубаторных программ».

Вместе с тем распространение новых и усовершенствованных промышленных продуктов иногда осуществляется за счет формы «франчайзинга» или «лизинга».


1.2. Понятие и виды инновационных рисков

Инновационная деятельность по своей сущности обладает большими рисками, чем другая предпринимательская деятельность. В этой связи возникают абсолютно обоснованные организационные формы инвесторов такие как «венчурные фонды».

Учитывая то, что абсолютная гарантия положительного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует в связи с высокими рисками, как правило, данная деятельность характеризуется и высоким уровнем компенсации за присутствующие в ней риски: возможная норма прибыли от введения инновационных проектов и продуктов гораздо выше обычной, которую получают с осуществлением других видов предпринимательской деятельности. Именно этот факт позволяет сфере инноваций существовать и развиваться [20].

Риски, которые возникают в инновационной деятельности, можно классифицировать следующим образом:

  • риски, связанные с ошибочным выбором инновационного проекта;
  • риски возникновения непредвиденных затрат;
  • риски снижения доходов;
  • риски в сфере маркетинга;
  • риски недостаточного уровня финансирования инновационного проекта;
  • риски, которые связанны с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;
  • риски усиления конкуренции;
  • риски неисполнения контрактов;
  • риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и др.

Возникновение риска, связанного с ошибочным выбором инновационного проекта, обусловлено необоснованным определением приоритетов экономической и рыночной стратегии предприятия. Данный риск может наступить в связи с ошибочной оценкой собственников предприятия по краткосрочным и долгосрочным интересам в фирме. Если собственники нацелены на быстрое нарастание капитала или на распределение прибыли от деятельности предприятия, то в данном случае цель долгосрочного характера по реализации инновационного проекта в виде максимизации доли предприятия на рынках сбыта достигнута не будет [20].

Вместе с тем специалисты могут ошибаться в оценке финансового состояния предприятия на современном этапе, а также его перспектив на рынке. К сожалению, положение фирмы может оказаться таким, что цели, которые поставлены в инновационном проекте, необходимо будет пересматривать. Вместе с тем уже будут произведены некоторые расходы на осуществление первоначальной цели проекта и при внесении изменений в инновационный проект данные расходы окажутся излишними, при этом возникнет потребность в незапланированных, дополнительных расходах.