Файл: Инновационный проект – организационная основа инновационной деятельности. Управление инновационным риском. Организация венчурного финансирования. (1. Теоретические аспекты организации и инновационной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит отметить, что на основе создающейся инновационной инфраструктуры решается главная цель социальной политики страны- качественное и доступное образование для всех граждан, т.е. с помощью этого ускоряется инновационное развитие Финляндии.

Финляндская система инноваций включает в себя множество организаций, во главе которых стоят технопарки и бизнес инкубаторы. Технопарки страны накопили лучший мировой опыт и при каждом из них существует университет. Целесообразность данной кооперации состоит в том, что вместе они создают научные кадры, являющиеся носителями необходимых идей, а также способны создать один из лучших инновационных продуктов. При этом для университета данное объединение является дополнительным источником финансирования и развития, а для технопарка - упрощение подбора персонала, сохранение уже имеющихся кадров и повышение квалификации работников.

Около 65% финляндских технопарков принадлежат компании «Технополис». Изначально учредителем данной компании были государственные и муниципальные власти. Однако постепенно произошли замещения, и в настоящее время «Технополис» - это частная компания, которая участвует в IPO [12, 30];

  • Израиль в настоящее время производит электронное и новейшее оборудование для медицинской сферы, ювелирные изделия, а также военно­промышленное оборудование. Достаточно хорошо развиты металлургическая промышленность, машиностроение, авиастроение и производство судов. Однако абсолютно лидерами в израильских отраслях экономики остаются фармацевтика и микроэлектроника, где израильским специалистам нет равных во всем мире.

Вместе с вышеуказанным израильская экономика обладает значительным потенциалом в инновационной сфере благодаря ряду факторов. Прежде всего это высококвалифицированный кадровый состав специалистов, наличие новейших технологий, а также существование финансовых возможностей и в том числе для привлечения зарубежных специалистов.

Согласно Информационной службе исследовательского и технологического развития ЕС около 30% всех научно-исследовательских работ, которые проводятся в Израиле, а также 45% гражданских научно - исследовательских работ проводится в колледжах, университетах и академических научно - исследовательских центрах страны.

Также как и в Финляндии большинство университетов интегрируются с профильными отраслями экономики. Работники университетов знают потребности рынка и многие из них вместе с научной деятельности участвуют в стартапах в качестве учредителей. Ученые и инженеры профильных отраслей экономики используют университетские лаборатории, что является очень важным для небольших инновационных компаний, которые иногда не в состоянии приобрести дорогостоящее оборудование, в связи с чем и поддерживают контакт со своими научными коллегами [25];


В Соединенных Штатах Америки большая часть научно-исследовательских работ как реализуется, так и финансируется за счет частного сектора, однако параллельно функционирует федеральные научные центры и университеты. В 1984 г. для развития деятельности в области инноваций в США был принят «Закон о кооперации в сфере НИОКР».

Органами государственного регулирования, осуществляющие надзор в сфере инноваций, являются:

а) Американский научный совет, курирующий промышленность и университеты;

б) Американский научный фонд, курирующий фундаментальные исследования;

в) Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА);

г) Министерство обороны;

д) Национальное бюро стандартов;

е) Национальная академия наук;

ж) Национальный центр промышленных исследований;

з) Американская ассоциация содействия развитию науки.

Правительство США стимулирует создание венчурных фондов и

исследовательских центров, наиболее эффективные исследовательские из которых могут первые 5 лет частично или полностью финансироваться из государственного бюджета.

Финансирование из госбюджета НИОКР в университетах значительно больше, чем в других странах и уровень «рационального использования» результатов научной деятельности один из самый высоких в мире. Университеты Америки получают научные проекты от федерального правительства с финансированием в виде грантов, контрактов и соглашений.

В настоящее время возросла доля малого бизнеса в НИР. Мелкие и средние фирмы с численностью до 500 человек за последние 20 лет сконструировали в 2,5 раза больше нововведений, чем крупные корпорации с численностью более 10 тысяч человек [12].

Однако в последнее время Соединенные Штаты Америки уступают лидирующие позиции другим странам и, прежде всего, Китаю. В Китае же наблюдается противоположная ситуация: в 2003 г. компаний из Китая практически не было в рейтинге EU Industrial R&D Investment Scoreboard, к 2012 г. на них приходилось уже 6,6% рейтинга.

Российская Федерация в данном рейтинге практически не была представлена в течение всей истории его существования. По данным за 2012 год, среди 1408 компаний, которые были представлены в рейтинге, было всего 4 российских компании, 3 из которых относятся к нефтегазовому сектору: «Газпром», «Лукойл», «Роснефть».

Следующим этапом целесообразно провести сравнение выше рассматриваемых стран по величине доли НИОКР в общем объеме ВВП (таблица3).

Таблица 3 - Валовые внутренние расходы стран на НИОКР, в % от ВВП [35]


Страна

Доля НИОКР в ВВП

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Южная Корея

3,47

3,74

4,03

4,15

4,29

Япония

3,25

3,38

3,34

3,47

3,58

Германия

2,71

2,79

2,87

2,83

2,84

Финляндия

3,73

3,64

3,42

3,30

3,17

Израиль

3,93

4,01

4,13

4,09

4,11

США

2,74

2,76

2,7

2,74

-

Внутренние расходы на исследования и разработки в процентах к ВВП в целом за рассматриваемый период увеличиваются во всех странах. Однако самая большая доля расходов на НИОКР в ВВП в 2014 г. представлена в Южной Кореи и Израиля 4,29% и 4,11% соответственно [10, 12]. Вместе с тем является необходимостью рассмотреть процентное соотношение источников финансирования инновационной деятельности в данных странах (таблица 4).

Таблица 4 - Источники финансирования инновационной деятельности стран, % [35]

Страна

Источники финансирования:

Правительство

Промышленность

Другие страны

Другие источники

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

Южная Корея

23,8

22,8

74,7

75,7

0,3

0,3

1,1

1,2

Япония

16,8

17,3

76,1

75,5

0,4

0,4

6,6

6,7

Германия

29,2

29,1

66,1

65,4

4,3

5,2

0,4

0,3

Финляндия

26,7

26,0

63,1

60,8

8,8

11,5

1,4

1,6

Израиль

12,8

12,7

39,4

36,5

45,6

48,8

2,3

2,0

США

29,8

27,7

59,3

60,9

4,0

4,5

6,8

6,9

По данным таблицы 4 можно заметить, что в источниках финансирования инновационной деятельности преобладает доля частного сектора, которая в данных страна занимает от 36% до 76%. На втором месте находятся государственные источники.


Однако целесообразно отметить, что весомый вклад в инновационную деятельность в Израиле осуществляется за счет других стран, при этом второе место занимает частный сектор.

Вместе с тем стоит обратить внимание на тот факт, что Российская Федерация заняла в рейтинге, который был представлен в таблице 2, лишь 14 место, набрав 80,96 баллов, в основном, за счет человеческих ресурсов и патентной деятельности. Среди всех стран мира, представленных в данном списке Россия по уровню высшего образования заняла 2-е место.

В международной практике европейские региональные Стратегии по инновационному развитию не включают в себя перечень индикаторов, а те, которые включают, предполагают составление списка индикаторов в каждом направлении. Основными индикаторами являются:

  • общие внутренние затраты на R&D в регионе, ден. ед.;
  • общие внутренние затраты на R&D в регионе, в % от валовой добавленной стоимости региона;
  • затраты бизнеса на R&D (BERD), ден. ед.;
  • затраты бизнеса на R&D (BERD) в % от валовой добавленной стоимости региона;
  • количество созданных новых рабочих мест, шт.;
  • количество субъектов, получивших поддержку, в том числе финансовую, шт.;
  • количество совместных исследовательских проектов, шт.;
  • количество созданных новых продуктов, шт.;
  • количество патентов/заявок на патенты, шт.;
  • количество проектов, предполагающих совместное сотрудничество университетов и промышленности, шт.

Также встречаются:

  • доля выручки бизнеса, полученной от реализации новых, улучшенных или значительно усовершенствованных продуктов (Великобритания);
  • объем частных R&D инвестиций, млн евро (Нидерланды);
  • объем государственных R&D инвестиций, млн евро (Нидерланды);
  • объем предоставленной финансовой помощи инновационным компаниям, млн. евро (Словакия) [15].

Таким образом, можно сделать вывод, что за рубежом государство уделяет достаточно много внимания развитию инновационной деятельности, ее поддержке. Направление в области инноваций является для правительства одним из приоритетных, т.к. инновации напрямую связаны с развитием экономик в данных странах, а также с повышением их конкурентоспособности на международном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время деятельность в области инноваций в Российской Федерации переживает трудные времена. Развитие экономики с помощью инновационной деятельности - это единственный путь роста для нашей страны, т.к. перераспределение ресурсов нефти, которые происходят в России не обеспечивают должного экономического роста. Для того, чтобы частично сократить убытки и риски, связанные с инновационной деятельностью, целесообразна разработка и реализация специальной политики государства в области поддержки данной сферы.


В процессе изучения теоретических аспектов организации финансирования инновационной деятельности были рассмотрены источники и инструменты ее финансирования. Источниками средств могут выступать как частные предприятия, так и государственные органы.

Исследование показывает, что финансирование программ из государственного бюджета в России необходимо в связи с тем, что в ряде случаев «саморазвитие» высоких технологий без государственного вмешательства не имеет перспектив. В ходе написания работы было выявлено, что важным инструментом для финансирования инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования в виде грантов, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, а также приоритетные государственные проекты.

Важным инструментом финансирования внебюджетного сектора выступают венчурные фонды - это один из наиболее подходящих источников финансирования для инновационных компаний. Данные фонды не предоставляют средства с целью быстрого получения дохода, они предоставляют компаниям возможность начать эффективно функционировать, что в конечном счете позволяет им получить прибыль в разы больше вложенных средств.

Установленные в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. показатели были достигнуты лишь в 2010 г. Вместе с тем к концу первого этапа реализации Стратегии (2013 г.) прослеживается обратная тенденция - плановые показатели оказались выше фактически достигнутых значений. Достигнутые результаты в программах «информационного общества» и «электронного государства» за 2014г. также зафиксированы ниже планового значения. Невыполнение плана отдельных показателей было превышено в 30 раз.

Доля инновационной продукции Российской Федерации на мировом рынке катастрофически мала и составляет всего 0,45%. Также страна существенно отстает от западных стран по уровню расходов на НИОКР в процентах от ВВП. Позиции России в международном инновационном рейтинге конкурентоспособности в Глобальном инновационном индексе далеки от лидирующих стран.

В зарубежных странах финансирование инноваций осуществляется так же, как и в России из государственных и частных источников. Однако для большинства стран Западной Европы и США в структуре преобладает частный сектор. Данная структура финансирования инноваций абсолютно не характерна для Российской Федерации [38, 41].

Результаты проведенного анализа позволили выявить ряд недостатков в финансировании и функционировании инновационной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях: