Файл: Система налогового учёта (1. Система налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При разработке Налогового кодекса РФ был учтен опыт только так называемых простых производств (нефте- и газодобывающая промышленность, производство электроэнергии и т.п.). Станкостроение, металлургия, химия и т.п. не могут организовать работу по поэлементному учету затрат без применения вычислительной техники. Большие сложности возникают на малых предприятиях, в торговле и т. п. [14]. Более того, действующий Налоговый кодекс не регламентирует значительного массива учетных процедур на организационном и методическом уровнях. Подтверждением этому являются ст. 318, 319 НК РФ, которые содержат лишь общие указания по определению величины прямых расходов отчетного периода.

Налоговое законодательство не содержит рекомендаций по распределению сумм прямых расходов, оценке незавершенного производства, формированию затрат на производство готовой продукции в целях налогообложения для различных отраслей производства. С позиции, для устранения перечисленных негативных последствий существующего налогового учета в Налоговом кодексе необходимо:

- четко определить цель налогового учета;

- оставить только требования по учету доходов и расходов, составляющих основу для расчета налоговой базы по налогу на прибыль;

- устранить в ряде статей НК РФ внутренние противоречия, двусмысленность понимания, приводящей к возникновению альтернативных точек зрения и коллизий, влияние на смежные области права и явления, которые не устанавливаются директивно, а только констатируются;

- с целью сближения налогового учета с бухгалтерским устранить детальную регламентацию учетных правил; упростить правила, регулирующие моменты признания доходов и расходов; не обязывать налогоплательщика применять в налоговом учете те же правила, которые он применяет в бухгалтерском учете, а только предоставить ему эту возможность; устранить бухгалтерские нормы, непосредственно не связанные с расчетом налоговой базы и требования к аналитическому учету, не преследующие цели налогообложения.

Как справедливо заявляет профессор Л. В. Попова, это происходит, потому что, во-первых, особенность налогового учета на современном этапе заключается в наличии законодательных норм и рекомендаций по применению главы 25 НК РФ, с одной стороны, и в отсутствии практических наработок, с другой [16]. А во-вторых, бухгалтерский учет не освобожден от фискальной функции. Отчетность, подготовленная по российским стандартам бухгалтерского учета и отчетности (РСБУ), не удовлетворяет потребностей инвесторов. Вследствие этого отечественные компании вынуждены организовывать три учетные системы: по МСФО, по РСБУ и по НК РФ, что не способствует эффективной организации труда учетного аппарата. Данный факт говорит о необходимости дальнейшего законодательного реформирования существующих в России систем бухгалтерского и налогового учета.


1.2 Принципы организации налогового учета на предприятии

Прежде чем рассматривать основные методы ведения налогового учета необходимо остановиться на понятии «учетная политика» предприятия. Понятие «учетная политика» установлено законодательством по бухгалтерскому учету - ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (утверждены приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н), в котором установлены правила формирования и раскрытия учетной политики организаций для бухгалтерского учета. Понятие «учетная политика для целей налогообложения» введено в гл. 25 НК РФ с 2007 года. [2]

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается совокупность методов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения в соответствии с налоговым кодексом. Кроме того, учетная политика для целей налогообложения включает в себя учет иных показателей финансово-хозяйственной деятельности, необходимых для целей налогообложения налогоплательщика (ст. 11 НК РФ). [3]

Однако данное определение распространяется только на налоговый учет налога на прибыль. Общие требования к учетной политике для налогового учета установлены в статье 167 и 313 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с данными требованиями учетная политика для целей налогообложения утверждается непосредственно соответствующими приказами и распоряжениями руководителя организации.

Применяется учетная политика с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Учетная политика утверждается на длительный период, как минимум на отчетный год и обязательна для применения во всех структурных подразделениях, не зависимо от их месторасположения. Изменения в ученую политику разрешается вносить налогоплательщику в случаях если:

- произошли изменения законодательства по налогам и сборам;

- предприятие стало применять новые или иные способы ведения налогового учета (самостоятельное решение предприятия об изменении учетной политики);

- существенного изменения условий деятельности организации (самостоятельное решение предприятия об изменении учетной политики) [4].

При формировании учетной политики налогового учета следует отражать только те элементы учетной политики, которые имеют для нее практическую значимость.


На практике в учетной политике налогового учета включаются выдержки из НК РФ, не имеющие альтернативных вариантов применения, то есть в учетной политике налогового учета устанавливаются те элементы, которые обязаны применять все налогоплательщики. Часто в учетную политику налогового учета включают требования о применении обязательного документа, регламентирующего амортизацию основных средств.

Организационные аспекты учетной политики налогового учета: [5]

- лицо, ответственное за ведение налогового учета - специализированная организация или структурное подразделение налогоплательщика;

- структура налоговой службы (если налоговый учет ведется налогоплательщиком) - структурное подразделение, налоговые специалисты, работники бухгалтерии и так далее;

- лица, ответственные за подготовку налоговой отчетности и правильность расчета налогов;

- организация документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета и так далее.

Методические аспекты учетной политики налогового учета:

- описание способов ведения налогового учета (имеющих альтернативные варианты учета);

- способы ведения налогового учета, не установленные нормативными документами (например, способ ведения раздельного учета по НДС);

- специальные для отрасли способы ведения налогового учета (например, налоговый учет возвратных отходов в различных отраслях промышленности);

- формы аналитических налоговых регистров.

Существенными элементами учетной политики для целей налогообложения по налогу на прибыль являются: [7]

1. Определение момента признания доходов и расходов - по методу начисления либо по кассовому методу (ст. 271, 272, 273 НК РФ).

2. Порядок распределения доходов, которые относятся к нескольким отчетным периодам (п.2 ст. 271, 316 НК РФ).

3. Порядок распределения расходов, связь которых с полученными доходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем (п. 1 ст. 272 НК РФ).

4. Организация раздельного учета доходов и расходов по следующим видам деятельности (ст. 315 НК РФ):

- производство и реализация продукции основного и вспомогательного производства;

- операции по реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

- операции по реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке; - операции по реализации покупных товаров;

- операции по реализации прочего имущества;

- операции по реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;


- операции по реализации основных средств;

- экспортные операции; - реализация права требования;

- прочие операции.

5. Порядок оценки незавершенного производства, остатков готовой продукции, отгруженных товаров (ст. 319 НК РФ).

6. Методы оценки сырья при списании их в производство (п. 6 ст. 254 НК РФ).

7. Методы оценки при списании покупных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

8. Метод оценки при списании ценных бумаг (п. 9 ст. 280 НК РФ).

9. Показатель расчета суммы налога, подлежащего зачислению по месту нахождения головной организации и обособленного подразделения (п. 2 ст. 288 НК РФ).

10. Операция с амортизируемым имуществом (ст. 259, 322, 323 НК РФ).

11. Порядок создания резервов (ст. 271 - 273 НК РФ).

12. Порядок ведения налогового учета (ст. 313-314 НК РФ)

2 Система налогового учета ООО «Ранний рассвет»

2.1 Экономическая характеристика ООО «Ранний рассвет»

Анализ предприятия начнем с общей характеристика исследуемого предприятия. Общество с ограниченной ответственностью ООО «Ранний Рассвет», является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Оно создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ (действующая редакция, 2016).

Организация зарегистрирована 24 октября 2002 года. Генеральным директором данной компании является Кадникова Алевтина Павловна. Компания находится по юридическому адресу 617442, Пермский край, Кунгурский район, село Калинино, ул. Восьмое марта.

Основным видом деятельности является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока». Организации присвоен ИНН 5940507159, КПП 591701001, ОГРН 1025901889375.

Животноводство в хозяйстве представлено разведением крупнорогатого скота и лошадей. Общее поголовье КРС составляет около 1340 голов, лошадей 12 голов.

Организационная схема предприятия ООО «Ранний Рассвет» представлена на рисунке 4.

Руководство текущей деятельностью осуществляется единоличным исполнительным органом ООО «Ранний Рассвет».


Исполнительным органом является директор подотчетный в своей деятельности общему собранию участников общества. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

ООО «Ранний Рассвет» может быть добровольно реорганизовано по решению общего собрания участников. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Все вопросы, не урегулированные Уставом предприятия, решаются в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Рисунок 1 – Организационная структура управления ООО «Ранний Рассвет»

Общество является юридическим лицом и действует на основе Устава и Учредительного договора. Общество вправе в установленном законом порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

ООО «Ранний Рассвет» имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет. Имущество предприятия составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.

Целью деятельности ООО «Ранний Рассвет» является извлечении прибыли.

Для того, чтобы дать более полную характеристику ООО «Ранний Рассвет» рассмотрим основные экономические показатели деятельности данной организации.

Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности ООО «Ранний Рассвет»

Показатели

2016г.

2017 г.

2018 г.

2018 г. к 2016 г.

Выручка, тыс. руб.

46 420

49 170

56 344

9 924

Полная себестоимость продаж, тыс. руб.

40579

42 970

51 444

10 865

Среднегодовая численность работников, чел.

86

87

94

8

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

23586

34 884

37 546

13 960

Прибыль (+), убыток (-) от продаж, тыс. руб.

8912

9 498

10 125

1 213

Рентабельность (+), убыточность (-) основной деятельности, %

19,20%

19,32%

17,97%

0