Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (1. Сущность, история развития Федерального казначейства в РФ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность, история развития Федерального казначейства в РФ
1.1 История Федерального казначейства
1.2 Роль Федерального казначейства РФ в управлении движением государственных финансов
2. Оценка деятельности Федерального казначейства РФ по итогам 2017 г.
2.1 Основные функции и структура управления Федерального казначейства РФ
2.2 Основные параметры и показатели деятельности Федерального казначейства в 2017 году
Введение
Падение цен на нефть с начала 2014 года наглядно доказало, что в России существует прямая зависимость между бюджетной устойчивостью и внешней конъюнктурой на сырьевых рынках. Один из вариантов решения этой проблемы заключается в повышении качества кассового обслуживания и мониторинга исполнения бюджетов бюджетной системы, в особенности федерального бюджета. В этой связи роль федерального казначейства возрастает, ведь именно этот федеральный орган исполнительной власти отвечает за решение этих задач.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что казначейство с давних времен являлось важным рычагом в управлении государственными финансами и история его возникновения и развития неотделима от истории развития Российского государства в целом.
Федеральное казначейство всегда считался авторитетным государственным органом, обеспечивающим исполнение федерального бюджета, кассовое обслуживание бюджетов Российской Федерации и муниципалитетов, а также выполняющим ряд других важнейших функций, без которых невозможно представить современную финансовую систему России.
Сегодня становление Федерального казначейства является одной из приоритетных задач в области бюджета и финансов в рамках программ Правительства Российской Федерации по развитию реформ и стабилизации российской экономики.
Несмотря на то, что казначейская система существует в России уже на протяжении долгих лет, проблемы, возникающие в ходе исполнения государственного бюджета, не теряют своей остроты и остаются актуальными. Для эффективной реализации своих функций Казначейству необходимо формирование целостности исполнения бюджета и проработка теоретических и методологических вопросов самого механизма.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении сущности Федерального казначейства РФ и определении его роль в управлении движением государственных финансов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю Федерального казначейства;
- определить роль Федерального казначейства РФ в управлении движением государственных финансов;
- представить основные функции и структуру управления Федерального казначейства РФ;
- дать оценку основных показатели деятельности Федерального казначейства за 2017 году.
Объектом исследования курсовой работы является Федеральное казначейство РФ.
Предмет исследования – деятельность Федерального казначейства в управлении движением государственных финансов.
Теоретико-методологическую основу данной курсовой работы составляют научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области финансов.
1. Сущность, история развития Федерального казначейства в РФ
1.1 История Федерального казначейства
Казначейство – это один из старейших финансовых институтов с богатой историей. Такой орган объективно необходимый атрибут любого государства, а связано это с его главной функцией – хранитель государственной казны[1].
В России история казначейства брала начало ещё во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея, хранителя княжеских ценностей. В период царствования Ивана III появились казённые дворы, а в 1710 году была создана Счётная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов.[2]
Современное Казначейство развивается и по сей день. Новейшая история его возрождения в России составляет 25 лет, это небольшой период в масштабах развития государства, однако за этот срок была проделана огромная работа по организации управления доходами и расходами федерального бюджета, контролю за движением бюджетных средств и по многим другим направлениям.
На наш взгляд, процесс становления и развития органов Федерального казначейства можно разделить на следующие этапы.
I этап (1992-1997 гг.) - этап становления. Данный этап связан с созданием элементарного порядка в учёте и распоряжении средствами федерального бюджета. С образованием нового государства – Российская Федерация, в составе Министерства финансов РФ появилась централизованная система органов Федерального казначейства, функционирующая не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Система обеспечила эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повысила оперативность в финансировании государственных программ, усилила контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств на территории всей России.
Можно сказать, что на этом этапе была выстроена платформа, на которой казначейство продолжило своё развитие [3].
II этап (1998-2007 гг.) - этап создания нормативно-правовой базы и реформирования бюджетного процесса. В этот период были приняты основные инструкции и документы по учёту регулирующих доходов, по нормативам их распределения, по учёту расходов, по бухгалтерскому учёту. В результате административной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство (Казначейство России) был придан новый правовой статус – федеральная служба в ведении Минфина России.
Также в этом году была внедрена система электронного документооборота с применением электронной подписи, сертификаты ключей её проверки выдавались собственным удостоверяющим центром Федерального казначейства. На данный момент - это самый крупный центр в Европе и один из трех крупнейших в мире. С внедрением системы электронного документооборота активизировалась дальнейшая работа по развитию казначейских технологий.
С 2006 года Федеральное казначейство начало осуществлять кассовое обслуживание всех бюджетов бюджетной системы, обеспечив не только каждому субъекту Российской Федерации, но и самому маленькому муниципалитету доступность, по сути, банковских услуг и создание единого счёта бюджета. Это большое достижение, потому что раньше средства всех бюджетов бюджетной системы были разрознены, что естественно создавало проблемы с исполнением бюджетов.[4]
III этап (2008-2014 гг.) - этап модернизации. Казначейство России превратилось в информационно-ориентированную организацию. Оно стало оператором крупнейших государственных информационных систем, которые непосредственно связаны с управлением государственными финансами - управлением гос. закупками и управлением бюджетной сетью через порталы. На этом этапе осуществляется переход на электронный документооборот с клиентами Казначейства России.
С 2012 года Федеральное казначейство наделяется исключительными полномочиями по обеспечению наличными денежными средствами клиентов УФК и финансовых органов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, в том числе с применением расчетных банковских карт. В этот период завершён проект Модернизации казначейской системы, который характеризуется следующими положительными моментами.
Во-первых, главным элементом модернизации стала Автоматизированная система Федерального казначейства. Это универсальное программное обеспечение, позволяющее осуществлять централизованную обработку информации, кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оперативное формирование отчетности и стопроцентный юридически значимый электронный документооборот с формированием истории операций.
Во-вторых, Казначейство России вступило в систему банковских электронных срочных платежей. Между ним и его территориальными органами операции по счетам стали проводиться в течение двух минут. Это явилось революционным прорывом в развитии расчетно-платежных технологий.
В 2012 году был внедрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» №83-ФЗ от 08.05.2010 г., открыты новые виды лицевых счетов новым типам учреждений: казенным, бюджетным, автономным. Внедрены технологии активного управления ликвидностью единого казначейского счёта. В результате размещения остатков средств на едином счете федерального бюджета в современные финансовые инструменты Казначейство России заработало в дальнейшем (2016 год) для государства свыше 82 млрд. рублей. По оценке МВФ, это лучший результат среди всех казначейств в мире, эта сумма значительно превышает затраты государства на содержание всей системы Федерального казначейства.[5]
Также в этот период на обслуживание в органы Федерального казначейства были переведены государственные внебюджетные фонды.
С 2014 года стали выдаваться бюджетные кредиты субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на пополнение остатков средств на счетах их бюджетов.
Одним из новых ключевых направлений деятельности органов Федерального казначейства стало казначейское сопровождение средств федерального бюджета. Суть его заключается в следующем: при исполнении государственных контрактов, подрядчик (поставщик), а также субподрядчики, с которыми будет осуществляться исполнение контракта, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На эти счета переводится аванс, предусмотренный гос. контрактом. Далее, по запросу исполнителя Казначейство санкционирует расходы по данному контракту, убедившись в целевом расходовании.
По специальному номеру - идентификатору контракта - отслеживается весь путь связанных с ним денежных средств. Такое нововведение позволило повысить контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, а также исключить использование средств в интересах подрядчика (хранение средств на депозитах до момента их использования).
IV этап (2015 г. – по настоящее время) - этап наделения органов Федерального казначейства новыми функциями. В 2016 году в результате упразднения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Федеральному казначейству были переданы функции внутреннего государственного финансового контроля.
С 2017 г. Федеральное казначейство становится органом контроля в сфере закупок[6]. Контрольная функция Федерального казначейства включает в себя такие направления как контрольно-надзорная деятельность в финансово-бюджетной сфере и функцию по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Следует отметить, что результаты контрольно-надзорной деятельности Казначейства способствуют повышению эффективности управления общественными финансами, эффективности расходования бюджетных средств, доверия граждан к власти, повышению качества работы аудиторских организаций.
Сегодня Федеральное казначейство является оператором масштабных межведомственных информационных систем: Единой информационной системы в сфере закупок, BUS.GOV.RU - официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях, государственная автоматизированная система «Управление», государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах.
В настоящее время и на перспективу Федеральным казначейством реализуется два больших стратегических проекта. Первый - «Электронный бюджет». Это интегрированная информационная система управления общественными финансами. Она должна сделать информацию прозрачной и доступной всем внешним пользователям.[7]
Второй проект - «Казначейство - банк» предполагает переход на новые технологии бюджетных платежей с открытием Казначейству и его территориальным органам корреспондентских счетов в Центральном банке. Все счета публично-правовых образований (а их около 70 тыс.) должны перейти в систему балансовых счетов Казначейства России. Сократятся сроки прохождения платежей, гармонизируются казначейские и банковские технологии.
Охарактеризовав каждый этап становления и развития Федерального казначейства, можно объективно сказать, что за 25 лет существования этого органа поэтапно его территориальные органы прошли путь от полной децентрализации в рамках управления бюджетными средствами до концентрации всех основных инструментов в руках Казначейства, накопив при этом огромный багаж знаний, умений и навыков, которые в свою очередь способствуют улучшению операционных функций государства в бюджетной сфере.