Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (1. Сущность, история развития Федерального казначейства в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Роль Федерального казначейства РФ в управлении движением государственных финансов

Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам исполнения соответствующих бюджетов, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами Федерального казначейства и настоящим Положением[8].

Федеральное Казначейство является участником государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Целью данной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка[9].

Задачами Федерального Казначейства являются:

- обеспечение прозрачности и открытости информации о своей деятельности;

- обеспечение соответствия процедур представления в Российской Федерации информации в сфере управления государственными и муниципальными финансами стандартам лучшей международной практики в сфере открытости государственных финансов;

- методологическое обеспечение повышения бюджетной грамотности граждан Российской Федерации;

- повышение уровня информационной открытости в части бюджетных данных. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.[10]


Управление финансами страны осуществляется Казначейством России путем:

- прогнозирования и кассового планирования средств на едином казначейском счёте;

- эффективного и грамотного управления остатками средств на едином счёте федерального бюджета.

Федеральное казначейство обеспечивает своевременное исполнение бюджетных обязательств в условиях минимизации остатка средств на едином казначейском счёте за счёт эффективного управления его ликвидностью.

Роль Федерального Казначейства в управлении финансами Российской Федерации также заключается и в моделировании и прогнозировании движения денежных кассовых потоков средств бюджета, что позволяет осуществлять расчеты остатков средств федерального бюджета. Кроме того, при помощи мониторинга остатков средств, возможно, рассчитать избыток денежных средств по отношению к финансовым обязательствам[11].

На наш взгляд, процессы кассового планирования протекают при постоянном мониторинге оперативной информации о текущем исполнении федерального бюджета Российской Федерации. А это, в свою очередь, отражается в плане исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год.

Федеральное Казначейство также управляет остатками средств на едином счете федерального бюджета. Управление достигается путем обеспечения необходимого минимального уровня финансов на едином счете федерального бюджета и получения дополнительных доходов бюджета за счет размещения 213 временно свободных остатков средств.

Необходимо отметить, что работа Федерального казначейства по размещению средств федерального бюджета на банковских депозитах способствует поддержанию уровня ликвидности банковской системы России. Всего, начиная с 2008 года, на поддержание ликвидности банковской системы России из федерального бюджета было направлено 34 646,69 млрд. рублей, что является существенной суммой.[12]

Несмотря на то, что случаев невозврата размещенных средств на банковские депозиты не было, Федеральное казначейство осуществляет хеджирование возможных рисков и расширяет финансовый инструментарий. В связи с этим Федеральное казначейство совместно с Банком России и НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» в декабре 2016 года провело апробацию нового финансового инструмента покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО, основным методом которого является проведение ежедневных операций покупки (продажи) ценных бумаг в режиме «overnight».[13]


Еще одно направление по управлению временно свободными остатками средств федерального бюджета связано с предоставлением бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах региональных и местных бюджетов. Реализация данного механизма позволяет субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет краткосрочных (5-30 дней) бюджетных кредитов не допускать возникновение кассовых разрывов, а также учитывая льготную процентную ставку (0,1%), сократить уровень долговой нагрузки на региональные и местные бюджеты в части замещения коммерческих кредитов на бюджетные кредиты.

При этом нерешенными остаются проблемы планирования денежного обращения в стране и повышенных рисков при размещении временно свободных средств. Данные проблемы объясняются сложными условиями, в которых находится экономика России. Изменение курса национальной валюты привело к резкой инфляции, что делает более затруднительным планирование денежного обращения. А сложная геополитическая обстановка и экономические санкции повышают риски при размещении временно свободных средств на внешних рынках и при размещении их на банковских депозитах в иностранной валюте.[14]

Данные проблемы могут быть решены только лишь при грамотном и эффективном управлении средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, особенно на федеральном уровне. Этим занимаются множество финансовых органов, однако роль федерального казначейства при решении вышеперечисленных проблем особенно велика.

Таким образом, на каждом из этапов проводимой бюджетной реформы в РФ Казначейство играет важную роль. Казначейство России обеспечивает исполнение Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, федеральных законов: по важнейшим вопросам реализации стратегии бюджетной политики государства, долгосрочных государственных программ, повышения эффективности управления финансовыми ресурсами публичноправовых образований, обеспечения открытости и прозрачности общественных финансов.

2. Оценка деятельности Федерального казначейства РФ по итогам 2017 г.


2.1 Основные функции и структура управления Федерального казначейства РФ

Федеральное казначейство (Казначейство России) находится
в ведении Министерства финансов Российской Федерации
и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В 2017 году продолжена работа по актуализации функций и полномочий, возложенных на Федеральное казначейство, в соответствии с изменяющимися направлениями деятельности Федерального казначейства.

На 2018 год запланированы мероприятия по унификации, систематизации, а также повышению эффективности использования Перечня функций Федерального казначейства. В результате предполагается изменение подходов к его формированию за счет централизации (консолидации), а в дальнейшем автоматизации и внедрении унифицированных стандартов.

Актуальная версия Перечня функций Федерального казначейства размещена на официальном интернет-сайте Федерального казначейства (www.roskazna.ru).

Структура органов Федерального казначейства представлена центральным аппаратом Федерального казначейства (далее – ЦАФК),
в состав которого входит 22 управления по основным направлениям деятельности, и 85 территориальными органами: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее – МОУ ФК)
и 84 управления Федерального казначейства (далее – УФК) по субъектам Российской Федерации (Приложение А).

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственное федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (далее – ФКУ «ЦОКР») во взаимодействии
с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.


УФК по субъектам Российской Федерации осуществляют свою деятельность непосредственно и через отделы, созданные для осуществления функций УФК по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) на соответствующей территории.

Центральный аппарат Федерального казначейства:

– руководство (руководитель Федерального казначейства, заместители руководителя, советники руководителя, помощник руководителя);

– Управление развития бюджетных платежей;

– Управление бюджетного учета и отчетности;

– Управление обеспечения исполнения федерального бюджета;

– Управление финансово-бюджетных операций;

– Управление совершенствования функциональной деятельности;

– Управление внутреннего контроля и аудита;

– Управление делами;

– Управление централизованной бухгалтерии;

– Юридическое управление;

– Управление информационной инфраструктурой;

– Управление режима секретности и безопасности информации;

– Управление бюджетного мониторинга;

– Управление развития информационных систем;

– Управление развития контрактной системы;

– Управление ведомственных проектов;

– Контрольно-ревизионное управление в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности, судебной системе
и оборонном комплексе;

– Контрольно-ревизионное управление в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования;

– Контрольно-ревизионное управление в сфере развития экономики;

– Управление по надзору за аудиторской деятельностью;

– Управление по контролю в сфере контрактных отношений;

– Контрольно-аналитическое управление в финансово-бюджетной сфере;

– Управление казначейского сопровождения.

Организационно-штатная структура Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, утвержденная приказом Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 24 июля 2017 г. № 248:

– руководитель;

– заместители руководителя;

– помощник руководителя;

– Отдел доходов;

– Операционный отдел;

– Отдел расходов;

– Отдел обслуживания силовых ведомств;

– Отдел обслуживания Интернет-порталов;

– Отдел ведения нормативно-справочной информации;

– Отдел бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов;

– Отдел внутреннего контроля и аудита;

– Административно-финансовый отдел;