Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования учетной политики на предприятии
1.1 Понятие и формирование учетной политики
1.3 Учетная политика для целей налогового учета
1.4 Учетная политика для целей бухгалтерского учета
2. Учетная политика Общества с ограниченной ответственностью «Ямалмеханизация»
2.1. Краткая экономическая характеристика объекта исследования
2.2. Особенности формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета
2.3 Особенности формирования учетной политики для целей налогового учета
Введение
Происходящие в Российской Федерации реформы в области политики и экономики, изменение правовых отношений между органами власти и хозяйствующими субъектами, процесс интегрирования российской экономики в мировую требуют проведения адекватной налоговой политики, представляющей собой сложный многоплановый комплекс правовых, методологических, организационно-технических мероприятий и имеющей своей целью построение эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы. С 01.01.02 с вступлением в действие Главы 25 Налогового кодекса РФ произошли коренные перемены в исчислении прибыли организаций для целей налогообложения, самой существенной из которых является введение самостоятельной системы налогового учета, принципиально отличающейся от системы бухгалтерского учета, особенно в части порядка исчисления производственных расходов.
В связи с этим перед организациями встала необходимость в создании налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу на прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой, - минимизировать обусловленные этим затраты. Проблемы ведения налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, однако практика показывает необходимость детального изучения их в сфере ныне осуществляемой налоговой реформы. В настоящее время перед налогоплательщиками стоит альтернатива выбора между двумя принципиально различными подходами: ведением налогового учета как самостоятельной системы либо как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета.
В среде компонентов системы нормативно-правового регулирования учетной деятельности особая роль принадлежит учетной политике организации, входящей в состав локальных нормативных правовых актов пятого уровня регламентирования бухгалтерского учета.
В настоящее время учетная политика является одним из главных элементов документооборота любой организации. При грамотном подходе к ведению учетной политики можно добиться весьма существенного повышения эффективности предпринимательской деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.
Учетная политика является объектом повышенного внимания налоговых органов при налоговых проверках. Снижение требовательности к оформлению учетной политики и исполнению ее отдельных элементов может повлечь существенные финансовые санкции.
И все-таки основным адресатом учетной политики являются те заинтересованные пользователи бухгалтерской информации, от которых зависит принятие управленческих решений, непосредственно направленных на повышение эффективности производства или торговли: руководители организаций, советы директоров, общие собрания акционеров, деловые партнеры и т.п.
Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности. Ценность учетной политики признается и судебными органами.
Без учетной политики не может работать ни одна организация (ни мелкая, ни средняя, ни крупная).
Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Определить сущность учетной политики организации.
2. Исследовать нормативно-правовое регулирование учетной политики организации.
3. Исследовать особенности учетной политики в целях налогового учета и в целях бухгалтерского учета.
4. Проанализировать особенности формирования учетной политики организации в целях бухгалтерского учета и налогового учета.
Объектом исследования в курсовой работе выступает общество с ограниченной ответственностью «Ямалмеханизация».
Предметом исследования выступает учетная политика организации.
Период исследования- 2015г.
Теоретической и методологической базой исследования явились нормативно – правовые акты РФ, труды отечественных и зарубежных авторов в области бухгалтерского учета в целом и формирования учетной политики в частности, а так же данные организации.
1. Теоретические основы формирования учетной политики на предприятии
1.1 Понятие и формирование учетной политики
Учетная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Понятие «учетная политика» пришло в действительность российских бухгалтеров к нам с Запада. Российские бухгалтеры-практики узнали о существовании учетной политики лишь в 1991 г., что весьма показательно: сложно себе представить, чтобы во времена административно-плановой экономики кто-то, кроме членов ЦК КПСС, мог определять политику, пусть только для целей бухгалтерского учета и на отдельно взятом предприятии.
Изначально об учетной политике заговорили бухгалтеры, которые работали в банковской сфере. Одним из первых отечественных нормативных документов, в которых упоминалась учетная политика, был утвержденный Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. №1483-1 Устав Банка России. В данном документе указывалось, что Банк России осуществляет на территории РСФСР денежно-кредитное регулирование, в том числе путем проведения своей учетной политики. До понимания учетной политики в ее современном значении применительно к производственной сфере деятельности было еще далеко.
На сегодняшний день неизвестно, каким образом крестьянские (фермерские) хозяйства разрабатывали учетную политику в 1991 г., но термин «учетная политика» прочно вошел в бухгалтерский лексикон и практику в следующем, 1992 г. с принятием Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 20 марта 1992 г. №10. В настоящее время первоначальная редакция Положения заменена на другую. В прежнем Положении о бухгалтерском учете в отличие от своего более в этом отношении «словоохотливого потомка» учетная политика упоминалась всего дважды: формулировался, хотя и оставаясь неназванным, принцип последовательности применения учетной политики и в качестве одного из элементов учетной политики устанавливался метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг). Первоначально учетная политика и воспринималась большинством практикующих бухгалтеров как возможность выбора одного из двух методов определения выручки от реализации продукции (работ, услуг): «по оплате» либо «по отгрузке». Позднее понятие расширилось и стало употребляться в значении выбора одного из нескольких допускаемых законодательством способов учета вообще[1].
Постепенно учетная политика превратилась в раздел учета, не единожды упоминаемый в нормативной базе. Требования к учетной политике множились, в результате чего бедняжка пухла как на дрожжах. Соответственно, на тему учетной политики стало появляться и появляется до сих пор множество как журнальных, так и более весомых по объему публикаций, наглядным подтверждением чему служит и настоящая книга. Тема учетной политики сделалась среди бухгалтерской аудитории весьма популярной, ведь ежегодно разрабатывать новую учетную политику или переписывать старую пришлось каждому главному бухгалтеру. Понимание принципов составления учетной политики стало необходимым условием профессионального мастерства, поэтому значение учетной политики для бухгалтера резко повысилось. Постепенно бухгалтеры свыклись с новым положением вещей и периодическое составление учетной политики стали воспринимать как часть бухгалтерских рутинных обязанностей, не самую, нужно сказать, обременительную часть.
Так бы оно, наверное, и продолжалось, если бы в конце 2001 г. бухгалтеры, давно уже привыкшие к экспериментам над собой со стороны законодателя, не проснулись с ощущением чего-то совсем уж необычного: Федеральным законом от 6 августа 2001 г. №110-ФЗ, начиная с 1 января следующего года вводилась новая гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), законодательно закреплявшая понятие «налоговый учет»[2].
Наращивание вариантности в способах ведения бухгалтерского учета коммерческими организациями, характерное для современного этапа его развития, обусловливает значительное возрастание интереса к такому аспекту учета, как учетная политика. Вместе с тем, что пока еще не все проблемы, связанные с сущностью учетной политики как экономической категории, нашли свое отражение в нормативных документах по бухгалтерскому учету[3].
Исследуем вопросы определения учетной политики в системе отечественных нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Важнейшим нормативным документом, определяющим в системе РСБУ общую направленность бухгалтерского учета и его концептуальные основы, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Обратим внимание, что в новом Федеральном законе от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон №402-ФЗ) присутствует ст. 8, посвященная учетной политике. Данная статья содержит и определение учетной политики: «это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета». Отметим, что предыдущий Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон №129-ФЗ) не включал аналогичной статьи и не содержал определения учетной политики организации. Вместе с тем определение учетной политики в Федеральном законе №402-ФЗ, не является исчерпывающим, поскольку оно характеризует учетную политику через другое понятие - совокупность способов ведения бухгалтерского учета, которое не раскрывается в законе. В связи с этим возникает вопрос: если учетная политика - это совокупность способов учета, то, что относится к таким способам? Ответ на этот вопрос отсутствует в Федеральном законе №402-ФЗ[4].
Еще один нормативный документ, содержащий общие подходы и требования к бухгалтерскому учету, - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н. В п. 5 данного Положения указывается, что «организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности». Таким образом, в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации также фигурирует понятие «учетная политика». Вместе с тем определение учетной политики в данном нормативном документе отсутствует.
Обязательными элементами учетной политики являются:
- разработанный организацией рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
-формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета[5].
Обратимся к документу, который непосредственно посвящен учетной политике организации, - Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденному Приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н. Признаем, что в данном нормативном документе содержится наиболее полное определение учетной политики. Согласно п. 2 ПБУ 1/2008 «под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности[6].