Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования учетной политики на предприятии
1.1 Понятие и формирование учетной политики
1.3 Учетная политика для целей налогового учета
1.4 Учетная политика для целей бухгалтерского учета
2. Учетная политика Общества с ограниченной ответственностью «Ямалмеханизация»
2.1. Краткая экономическая характеристика объекта исследования
2.2. Особенности формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета
2.3 Особенности формирования учетной политики для целей налогового учета
Первый этап обязателен для всех организаций, которые имеют статус юридического лица. Исключениями в данном случае являются кредитные организации, что обусловлено спецификой их деятельности, а так же филиалы и представительства иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации, что обусловлено тем фактом, что данные организации могут форматировать учетную исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.
Второй этап, то есть раскрытие учетной политики обязателен только для тех организаций, которые публикуют свою отчетность либо полностью, либо частично в силу законодательства РФ, в соответствии с требованиями учредительных документов а так же по собственной инициативе. В качестве примера можно рассмотреть открытые акционерные общества, которые в обязательном порядке должны раскрывать учетную политику в силу законодательно установленного требования публичности отчетности для данной организационно-правовой формы.
Основные цели, которые преследует организация при разработке и утверждении учетной политики заключаются в:
- закреплении выбранных способов ведения бухгалтерского учета;
- регулировании (на уровне внутреннего нормативного акта) максимально возможного количества элементов организации бухгалтерского учета, включая организацию документооборота, организацию работы бухгалтерской службы, организацию горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.
Пункт 2 ПБУ 1/2008 содержит более широкое определение учетной политики организации нежели федеральный закон «О бухгалтерском учете, в частности в данном пункте указано, что учетная политика - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета:
- первичного наблюдения;
- стоимостного измерения;
- текущей группировки;
- итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Пункт 3 ПБУ 1/2008 регламентирует способы ведения бухгалтерского учета, к которым в частности относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Пункт 8 ПБУ 1/2008 указывает, что принятая в организации учетная политика должна быть в обязательном порядке оформлена соответствующим организационно-распорядительным документом, это может быть приказ, распоряжение и т.п. Представляется, что наиболее оптимальным является утверждение учетной политики в виде приказа руководителя, в котором излагаются ее основные элементы, а вот те элементы, которые требуют подробной разработки и занимают сравнительно большой объем, следует помещать в приложения к данному приказу. В число таких приложений могут входить:
- формы первичной учетной документации, разработанные организацией;
- структура и состав структурного подразделения организации, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;
- график документооборота и т.п.
В законодательстве о налогах и сборах используется понятие «учетная политика для целей налогообложения». Соответственно, существуют два вида учетной политики организации:
- учетная политика для целей бухгалтерского учета, которая принимается организациями и регулируется законодательством о бухгалтерском учете;
- учетная политика для целей налогообложения, которая принимается организацией-налогоплательщиком и регулируется законодательством о налогах и сборах.
В последнее время руководство многих организаций проявляется интерес к формированию учетной политики в целях управленческого учета, что обусловлено повышением интереса к управленческому учету и ростом числа организацией внедряющих его в свою деятельность[11].
1.3 Учетная политика для целей налогового учета
Первостепенной задачей любого экономического субъекта независимо от его специфики деятельности и принадлежности является формирование рациональной учетной политики, которая принимается как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения[12].
Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам[13].
Налоговый учет - это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков.
Налоговый учет проводится только в отношении налогоплательщиков (организаций и физических лиц) или налоговых агентов. Плательщики сборов (организации или физические лица) не подлежат постановке на налоговый учет, поскольку НК РФ не содержит норм по учету плательщиков сборов, и, согласно п. 3 ст. 1 НК РФ, действие Налогового кодекса в части осуществления налогового учета на плательщиков сборов не распространяется.
Налоговый учет ориентирован на определение налоговой базы по налогу на прибыль за каждый отчетный (налоговый) период, который формируется под действием экономических законов, под влиянием фискальной функции налоговой системы.
Налоговый учет позволяет корректировать доходы и расходы предприятия по сравнению с данными бухгалтерского учета в целях налогообложения прибыли. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации.
Налоговый учет служит для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения налогом на прибыль хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.
Осуществление налогового учета является важнейшим видом деятельности налоговых органов. Следовательно целями и задачами налогового учета являются: 1 формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного налогового периода; 2 обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль...
Ст. 313 НК РФ определены задачи налогового учета, в нем должна быть сформирована следующая информация:
о суммах доходов и расходов в текущем отчетном периоде;
о доле расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчетном периоде;
о сумме расходов будущих периодов, подлежащих отнесения на расходы в следующих отчетных периодах;
о создаваемых резервах;
о сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу
Несомненно, целесообразнее сформировать единую учетную политику, охватив и затронув в ней все виды учета[14].
Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.
Учетная политика предназначена и для реализации тех решений руководителя предприятия, которые, по его мнению, позволят оптимально организовать учетную работу[15].
Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществить сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды, и тем более сравнительный анализ различных организаций.
Учетная политика является основным внутренним документом, устанавливающим особенности бухгалтерского учета организации, и при грамотном подходе к составлению учетной политики можно добиться весьма существенного повышения эффективности производственной или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями[16].
В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщик исчисляет налоговую базу по итогам каждого отчетного периода на основе данных налогового учета, если предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.
Методика налогового учета может заключаться в отказе от бухгалтерского учета, т.е. в фактическом слиянии бухгалтерского и налогового учета в объединенный учет с одним информационным массивом как исходной, так и выходной информации.
Главным недостатком такого подхода является внесистемность. При внимательном рассмотрении нормативной базы бухгалтерского и налогового учета выясняется, что достичь единства правил бухгалтерского и налогового учета можно, но не полностью, т.е. в отдельных ситуациях добиться сходства не получится.
Это требует необходимой корректировки некоторых полученных в объединенном учете показателей - возникает проблема выбора методики, при помощи которой будет осуществляться подобная корректировка.
Каждый экономический субъект самостоятельно решает, будет или не будет он организовывать налоговый учет параллельно бухгалтерскому или предпочтет обойтись объединенным учетом. Какой из вариантов наиболее рационален, зависит от разнообразных факторов.
Учетная политика является объектом повышенного внимания налоговых органов при проведении налоговых проверок. Снижение требовательности при оформлении учетной политики и исполнение ее отдельных элементов могут повлечь существенные финансовые санкции.
Достоверно составленная учетная политика для целей налогового учета имеет большое значение для корректного исчисления налога на прибыль, с одной стороны, и для минимизации налоговых платежей предприятия в бюджет, повышения рентабельности капитала - с другой.
Правильно выбранная методика способов и методов налогового учета приобретает особую важность в связи с тем, что за нарушение правил исчисления налогов предприятия, учреждения, организации несут ответственность в соответствии с действующим законодательством[17].
Под учетной политикой для целей налогового учета понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Необходимо отметить, что порядок разработки учетной политики для целей налогового учета зависит от особенностей деятельности предприятия. Исходя из характера деятельности предприятия, лица, разрабатывающие данный учетный документ, должны обозначить те вопросы, которые необходимо раскрыть наиболее полно, а какие следует опустить[18].
К числу документов, формирующих учетную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников.
Учетная политика для целей налогового учета:
- формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, исполнение которых представляется обязательным для налогового учета;