Файл: Современные методы и приемы работы с персоналом, методики создания эффективных производственных коллективов (Общая характеристика и анализ методов работы с персоналом в гостинице «Русь»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы работы с персоналом
1.1 Сущность, принципы и функции работы с персоналом
1.2. Особенности методов работы с персоналом в гостиничном бизнесе
1.3 Способы совершенствования работы с персоналом
Глава 2. Общая характеристика и анализ методов работы с персоналом в гостинице «Русь»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Характеристика номерного фонда
2.3. Организационная структура гостиницы «Русь»
2.4 Анализ эффективного использования трудовых ресурсов работы с персоналом
2.5 Способы мотивации сотрудников в гостинице
2.6 Методы оценки сотрудников гостиницы «Русь»
2.7. Обучение и аттестация сотрудников компании
2.8. Недостатки системы управления
Глава 3. Совершенствование системы управления персоналом в гостинице «Русь»
3.1 Уменьшение текучести кадров
3.2. Совершенствование организационной структуры службы управления персоналом
3.3 Совершенствование системы аттестации персонала
3.4. Совершенствование системы мотивации и стимулирования
3. Изменчивость ситуации, прежде всего внутри самого предприятия. Стили руководства обнаруживают свою эффективность лишь при определенных условиях, но эти условия не остаются неизменчивыми. Стечением времени и сотрудники, и руководитель могут менять свои ожидания и отношения друг к другу, что может сделать стиль руководства неэффективным, а оценку его использования недостоверной.
Несмотря на эти и другие трудности, стили руководства являются важным ориентиром в решении задач повышения эффективности управления персоналом.
Обычно выделяют четыре «классических» стиля руководства [18]:
- Авторитарный, этому стилю присущи единоличное принятие решений, а также слабый интерес к работнику как личности. Руководитель сам, без обоснования перед подчиненными, определяет цели, распределяет задания и строго контролирует выполнения. Авторитарный стиль может быть эффективен при решении однообразных, рутинных задач. Применение этого стиля вполне оправдано в случае большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их на материальную систему мотивации, и, прежде всего денежное вознаграждение;
- Демократический, характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям [11]. Руководитель совместно с сотрудниками согласовывает цели организации и индивидуальные пожелания, распределяет работу [20]. При оценке работников он руководствуется объективными, известными всем критериями, оказывает подчиненным необходимую помощь, стремясь повысить их самостоятельность при решении задач;
- Попустительский (нейтральный), этому стилю присущи: стремление руководителя уклониться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также его безучастное отношение к делам коллектива. Руководитель, избравший такой стиль, обычно предоставляет полную свободу действий своим подчиненным, пуская их работу на самотек. Он приветлив в общении с сотрудниками, но играет пассивную роль, не проявляет инициативы. Необходимую информацию он дает сотрудникам лишь по их просьбе. В коллективе отсутствует всякое структурирование труда, четкое разделение заданий, прав и обязанностей [17]. Руководитель избегает как позитивных, так и негативных оценок труда, регулирования отношений. В крайнем выражении попустительский стиль означает отсутствие руководства, поскольку руководитель полностью уклоняется от своей управленческой роли;
- Либеральный, руководитель с этим стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, работникам предоставлены полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение. Либералов отличает безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления. Из имеющихся средств воздействия на коллектив основное место у либерала занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций он пассивен. Менеджер-либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных.
Управление персоналом в гостинице опирается на определенные особенности функционирования данной сферы деятельности [13]. Требования к обслуживающему персоналу гостиниц можно условно разделить на следующие группы:
1. Квалификация. Степень профессиональной подготовки, как обсуживающего персонала гостиницы, так и руководства должна соответствовать уровню оказываемых услуг.
2. Поведение – готовность и умение персонала создать атмосферу гостеприимства, проявление доброжелательности, сдержанности, терпимости и чувства такта по отношению к клиентам [1].
3. Медицинские требования.
4. Униформа. Форменная одежда обслуживающего персонала должна включать личный бейдж с указанием имени и фамилии. Одежда должна быть чистой и аккуратной.
Численность персонала в службах зависит от размеров гостиничного комплекса и объемов обслуживания [3].
Таким образом, одним из основных условий для создания эффективного состава персонала является разработка эффективной организационной структуры гостиничного хозяйства (кадрового планирования, с помощью которого проводится подбор кадров и кадровая политика).
1.3 Способы совершенствования работы с персоналом
Сегодня предприниматель теоретически способен воспринять ту мысль, что любая проблема предприятия — это проблема управления человеческими ресурсами.
Гостиничный бизнес характеризуется разнообразными видами взаимоотношений между его работниками. Организационная структура управления обеспечивает гостиничное предприятие соответствующей базой для планирования, организации, выполнения и контроля работы персонала [12]. И хотя правильно спроектированная организационная структура, сама по себе, не является достаточным условием для успешной деятельности гостиницы, ее отсутствие делает невозможной организацию эффективной работы всего предприятия, независимо от квалификации и компетентности менеджеров и персонала.
Для успешного функционирования гостиниц важной задачей является организация рациональной системы управления предприятием и выбор определенных стратегических ориентиров, которые помогут успешно функционировать как в текущем периоде, так и в перспективе развития гостиничного бизнеса.
Стратегии формирования команды проекта по совершенствованию системы управления персоналом включают в себя совокупность целей и направлений, характеристики которых представлены в таблице 1 [10].
Работа персонала в гостиницах представляется как выполнение функции управления «человек-человек». Руководить людьми – значит предвидеть, предугадывать события, уметь ликвидировать причины неполадок и срывов [7]. Этим определяется высокая мера ответственности за руководящее решение. Руководителю следует непосредственно принимать решения только по «ключевым вопросам» и не браться за решение тех вопросов, которые могут быть решены подчиненными самостоятельно. Необходимо делегировать часть своих полномочий подчиненным, наделить их соответствующими правами и предоставить возможность работать и принимать решения.
Таблица 1 – Стратегии формирования проекта по совершенствованию системы управления персоналом
Стратегия |
Содержание стратегии |
Подбор специалистов |
Этап включает: 1. определение образования, опыта работы в данной области, наличие специальных навыков; 2. определение индивидуально-психологических требований, то есть умение работать не только в организации специфического рода, но и особенность взаимодействия с людьми, с которыми необходимо взаимодействовать; 3. проведение собеседования на основе резюме и рекомендаций; 4. оценка претендентов и определение соответствия их требованиям организации и нанимателя. |
Адаптация |
Предполагает сочетание целей и средств, позволяющих новому работнику освоить свои обязанности, стандарты организации, правила поведения и выйти на должный уровень эффективности деятельности в команде проекта. По результатам адаптационного периода устанавливается, освоил ли сотрудник свои обязанности и рабочее место, и озвучить решение об окончании либо продлении испытательного срока. |
Кадровый мониторинг |
Предполагает проведение аттестации и планирования карьеры. Позволяет руководству: 1. объективно оценить персонал; 2. определить проблемные характеристики сотрудников компании; 3. помочь сотруднику определить направления личностного и профессионального совершенствования до последующей аттестации; 4. сообщить работникам о перспективах карьерного роста за счет повышения профессионализма и ответственности. |
Обучение и развитие |
Стратегия обучения и развития формируется по результатам оценки на этапе подбора специалистов и их аттестации. Используются три варианта обучения и развития: 1. постоянно обновляемая система инструктажей, которые реализуются внутренними ресурсами команды проекта; 2. совокупность обучающих и развивающих программ (лекций, семинаров, программ психологического тренинга); 3. подготовка специалистов в высших учебных заведениях. |
Мотивация и стимулирование |
Стратегия направлена на то, чтобы работники испытывали желание интенсивно и результативно работать именно в этой команде. В данной стратегии применяются как материальные, так и нематериальные методы стимулирования работников, которые помогут чувствовать значимость каждого сотрудника организации. |
Обеспечение взаимодействия |
Стратегия направлена на достижение ясности и отчетливости в стандартах взаимодействия сотрудников в интересах достижения командой проекта своих целей. В рамках этой стратегии достигаются цели согласованных стилей управления, постановки задач, обязательных стандартов коммуникации и взаимной поддержки. |
Стабилизация персонала |
Цель — сохранение наиболее важных и полезных сотрудников, ориентированных на долгосрочную и эффективную работу в компании. |
Для решения управленческих проблем недостаточно процедур, изложенных в виде четких методов и стратегий управления персоналом [5]. Поэтому полезно ориентироваться на принципы, которые могут творчески реализовываться управленческим персоналом и помогут руководить людьми:
1. Поддержание чувства самоуважения для повышения эффективности их работы [8];
2. Концентрация внимания на проблеме, а не на личности. Большого успеха добьется руководитель, который ограничит свои замечания подчиненному конкретной проблемой и не будет затрагивать взгляды или личные качества самого работника;
3. Использование методов подкрепления – для поощрения желательного поведения и прекращения нежелательного;
4. Активное слушание – это способы доведения собеседника реакции на сообщаемую информацию и выражаемые чувства [10];
Выдвижение ясных требований и поддержание контакта с работниками.
Глава 2. Общая характеристика и анализ методов работы с персоналом в гостинице «Русь»
2.1 Общая характеристика предприятия
ООО Гостиница Русь, имеющая статус «3 звезды», расположена по адресу г.Санкт-Петербург, ул.Артиллерийская,1 (ст. метро «Чернышевская» и «Маяковская»).
В инфраструктуре гостиницы также имеется ресторан, тренажерный зал и сауна, игровые автоматы, камера хранения, ремонт одежды, прачечная, парикмахерская и собственная парковка для автомобилей.
Для проведения переговоров отель предоставляет оборудованную комнату, в котором могут разместиться 25 человек.
Целью создания и основными видами деятельности гостиницы являются:
1. Общество является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а также содействующей социально-экономическому развитию страны, насыщения потребительского рынка качественными товарами, работами и услугами [10].
2. Для выполнения поставленных целей общество осуществляет любые виды хозяйственной и иной деятельности, не запрещенных действующим законодательством.
Основными видами деятельности общества являются:
обеспечение временным жильем, услугами иногородних и иностранных граждан;
оказание гостиничных услуг и иных сервисных услуг отечественным, зарубежным юридическим и физическим лицам;
организация пунктов общественного питания (кафе, баров, ресторанов;
оказание туристиско-экскурсионных услуг, в том числе в сфере международного туризма;
осуществление торговой. торгово-закупочной и посреднической деятельности как на территории России, так и за ее пределами.
создание сети торговых баз, магазинов, коммерческих центров;
торговля недвижимости;
комиссионная торговля;
передача имущества, в том числе недвижимого в аренду;
бартерные сделки;
внешнеэкономическая деятельность, осуществление экспортно-импортных операций;
рекламная, издательская и полиграфическая деятельность;
организация и проведение выставок, центров и школ бизнеса, банков информационных услуг;
оказание маркетинговых, инжиниринговых и консультационных услуг по экономическим,
научно-техническим и юридическим вопросам;
оказание населению таких услуг, как грузопассажирские перевозки автотранспортом, прокат промышленных товаров, туристического снаряжения, бытовой техники и автомобилей,
парикмахерские услуги, изготовление фотографий, звуко и видеозапись и другие виды бытовых услуг;
организация оздоровительного комплекса (оказание медицинских услуг, организация и
осуществление деятельности массажного кабинета, сауны);
иные виды деятельности, не запрещенные законодательством.
Лицензируемые виды деятельности осуществляются при условии получения лицензий (разрешений) установленного образца с соблюдением порядка, установленного действующим законодательством Российской Федерации [17]. Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, кроме специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих, которые предусмотрены.
2.2 Характеристика номерного фонда
Количество номеров в гостинице «Русь» – 102 штук, номерной фонд составляет 205 койко-мест: