Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты) (Анализ маркетинговой деятельности магазина «Детки»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности организации
1.1 Подходы к определению маркетинга
2 Анализ маркетинговой деятельности магазина «Детки»
2.1 Общая характеристика магазина
2.2 Анализ основных показателей деятельности магазина
3 Мероприятия по совершенствованию работы отдела маркетинга магазина ООО «Детки»
2.2 Анализ основных показателей деятельности магазина
Анализ макросреды ООО «Детки» проведем с помощью PEST-анализа, представленного в таблице 2.
Таблица 2
PEST-анализ ООО «Детки»
Вид фактора |
Фактор |
Особенности проявления |
Ответная реакция компании |
Политический фактор |
Установленные государством нормативы |
Стандарты и нормативы в сфере деятельности компании ужесточаются |
Разработать и выполнить программу, направленную на повышение уровня качества предоставления услуг |
Технологический фактор |
Научно-технологический прогресс в сфере деятельности компании |
Появляются новые виды услуг, новые технологии, оборудование |
Расширить базу продукции магазина |
Социальный фактор |
Повышение потребностей населения в продукции магазина |
Ужесточаются требования к продукции |
Постоянно совершенствовать систему управления качеством продукции, а также постоянно повышать квалификацию сотрудников с целью повышения качества обслуживания |
Экономический фактор |
Изменение рыночной конъюнктуры, цены, курсов валюты |
Спрос на продукцию магазина и его прибыль нестабильны |
Работать с надежными партнерами, и постоянно искать новых покупателей |
Увеличение инвестиционной привлекательности |
Увеличение инвестиций |
Привлекать инвестиции в развитие магазина |
|
Увеличение ассортимента продукции |
Повышение спроса на продукцию магазина |
Расширять штат сотрудников, увеличивать мероприятия по мотивации сотрудников |
|
Правовой фактор |
Изменения в законодательстве РФ, изменения в налоговой политике |
Необходимость поиска финансовых ресурсов для покрытия расходов |
Лоббировать свои интересы в областных и городских органах власти |
Следовательно, постоянное проведение анализа внешней среды позволит ООО «Детки» лучше видеть ситуацию в обществе, правильно в нем ориентироваться и послужит основой для принятия обоснованных управленческих решений в организации. Продолжим анализ деятельности ООО «Детки» при помощи пятифакторной модели анализа конкуренции М. Портера, представленной на рисунке 2.
Потенциальные конкуренты (не сильно влияющая сила – 10%)
Сотрудники
(сильно влияющая сила – 20%)
Конкуренты
(Соперничество среди существующих компаний вторая по степени влияния сила для данного направления — 30%)
Клиенты
(сильно влияющая сила – 35%)
Замещения
(не сильно влияющая сила – 5%)
Рисунок 2 – Пять движущих сил конкуренции по М. Портеру
В таблице 3 приведены детальные параметры оценки конкурентоспособности ООО «Детки».
Таблица 3
Сводная таблица оценки пяти сил конкуренции по М.Портеру
Параметр |
Значение |
Описание |
Направления работ |
Угроза со стороны товаров-заменителей |
Высокий уровень |
Продукция широко представлена на рынке. |
Поддерживать и совершенствовать уникальность товара. |
Угроза внутриотраслевой конкуренции |
Средний уровень |
Конкуренция не высокая из-за небольшого количества магазинов, предлагающих товары для детей определенного качества. |
Проводить постоянный мониторинг предложений конкурентов. |
Угроза со стороны новых игроков |
Высокий уровень |
Высокая вероятность появления новых магазинов для детей. |
Проводить постоянный мониторинг появления новых компаний. |
Угроза потери текущих клиентов |
Высокий уровень |
Клиенты могут выбрать другие магазины с более качественной продукцией. |
Повышение качества товара по отстающим параметрам. |
Угроза нестабильности поставщиков |
Низкий уровень |
Отношения с поставщиками стабильные, партнеры компании надежны. |
Проведение переговоров о снижении цен, установлении долгосрочных отношений, развитии маркетинга отношений. |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенный анализ позволяет выявить, что магазину необходимо обратить внимание на своих покупателей и на конкурентов. В таблице 4 представлен анализ комплекса маркетинга магазина.
Таблица 4
Краткий анализ комплекса маркетинга объекта исследования
Элемент комплекса маркетинга (минимум 4P, максимум 9P) |
Характеристика элемента комплекса маркетинга в организации |
Товар (или услуга) |
Продукция для детей |
Цена |
Средний уровень стоимости на рынке товаров для детей |
Каналы сбыта |
Прямые продажи в магазине |
Продвижение |
Рекламные кампании, использование рекламы в СМИ |
Персонал |
Высококвалифицированный персонал |
Физическое окружение |
Магазин расположен на одной из центральных улиц города |
Следовательно, можно констатировать, что такой параметр как местоположение играет важную роль в комплексе маркетинга. В ООО «Детки» данный параметр является конкурентным преимуществом магазина. Также в таблице 5 приведена матрица потребностей ООО «Детки».
Таблица 5
Матрица потребностей
Признак потребности |
Характеристика признака |
1. Место в иерархии потребностей |
Принадлежность к социальной группе |
2. Что влияет на потребность |
Возраст |
3. Историческое место потребности |
Перспективная |
4. Уровень удовлетворения потребности |
Не полностью удовлетворенная |
5. Степень сопряженности потребности |
Слабо сопряженная |
6. Масштаб распространения потребности |
Региональный / Внутри социальной группы по доходу |
7. Частота удовлетворения потребности |
Периодическая |
8. Природа возникновения потребности |
Вторичная |
9. Широта проникновения потребности |
В одной области |
10. Комплексное удовлетворение потребности |
Удовлетворяется взаимодополняющими товарами |
11. Отношение общества |
Положительное |
12. Эластичность потребности |
Эластичная |
13. Способ удовлетворения |
Индивидуальный |
14. Глубина проникновения в сознание |
Частично осознанная |
15.Состояние конкуренции |
Конкурируют товары разных видов |
Сильные и слабые стороны ООО «Детки», а также возможности и угрозы для компании, представлены в таблице 6.
Таблица 6
Матрица SWOT-анализа
Возможности |
Угрозы |
|
Внешняя среда и внутренняя среда |
1.Инвестиционная привлекательность деятельности магазина. 2.Стабильный рост спроса на продукцию магазина. |
1.Колебание рыночной конъюнктуры, цен. 2.Увеличение темпов инфляции. |
Сильные стороны: 1.Высокая квалификация персонала 2.Хорошая репутация у потенциальных сотрудников |
1.Возможность улучшения показателей деятельности магазина. 2.Возможность формирования резерва кадровых ресурсов. |
1.Разработка новых стратегий развития деятельности магазина. 2.Увеличить узнаваемость и престижность магазина. 3.Повышение эффективности управления персоналом. |
Слабые стороны: 1.Нет ясных стратегических направлений в процессе оценки сотрудников. 2.Отсутствие эффективной маркетинговой политики. |
1.Разработка стратегии развития системы оценки сотрудников. 2.Активное освоение новых методов оценки труда служащих. 3.Разработка и проведение периодической оценки системы маркетинга (как минимум, 1 раз в год). |
1.Улучшение и проведение эффективного аттестационного процесса. 2.Повышение уровня осведомленности сотрудников об этапах аттестации. |
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Детки» обладает как сильными сторонами, так и недостатками, которые необходимо минимизировать, используя возможности внешней и внутренней среды, при этом снижая уровень рисков магазина. В целом, коэффициенты деятельности компании показывают ведение бизнеса организации в достаточно эффективном русле, однако стоит обратить внимание на те коэффициенты, которые снизились, пусть даже незначительно.
3 Мероприятия по совершенствованию работы отдела маркетинга магазина ООО «Детки»
Стратегическая цель маркетинга – совершенствование товарной политики магазина детских товаров «Детки».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
- эффективное представление товаров в торговой фирме;
- привлечение внимания потребителей к новым товарам и специальным предложениям;
- позиционирование товаров на основе психологических особенностей покупателей и факторов регулирования внимания;
- разработка программы продвижения товаров;
- закрепление в сознании покупателей отличительного образа ассортимента товаров.
В качестве основной маркетинговой стратегии было выбрано направление совершенствования товарного ассортимента фирмы.
В таблице 7 представлен анализ товаров магазина и разработаны маркетинговые действия по улучшению сроком на 5 лет (2018-2022 гг.).
Таблица 7
План по совершенствованию товарной политики фирмы
Характеристика и оценка фактического состояния дел |
Мероприятия по улучшению положения дел |
Срок реализации мероприятий |
Почти все товары находятся на стадии развития и роста |
Необходимо перевести все товары в стадию зрелости |
2018-2020 |
Средняя конкурентоспособность каждого товара на каждом рынке и в каждом сегменте |
Повысить конкурентоспособность товаров за счет улучшения качества и сервисного обслуживания |
2018-2022 |
Следуют расширять ассортимент для возможности повышения спроса |
Приобретение новых товаров |
Постоянно |
Рынок товаров для детей |
Завоевать рынок товаров для молодых родителей |
2020-2022 |
Высокое качество, удобство, соответствие стандартам и нормам |
Улучшение эстетического вида, удобство в использовании |
2018-2022 |
Используются мерчандайзинговые технологии |
Применять эффективную маркетинговую политику |
2018-2022 |
Хорошие условия хранения |
Наладить систему логистики |
2020-2021 |
Возврат товара из-за качественных характеристик |
Улучшить качественные характеристики за счет повышения системы контроля качества |
2020-2021 |
Отсутствие системы контроля качества |
Создать специальную группу для контроля качества |
2018-2022 |
В таблице 8 описаны этапы разработки стратегии маркетинга.
Таблица 8
Этапы разработки стратегии маркетинга
Этапы процесса |
Основные мероприятия |
Ответственные лица |
Подготовительный этап |
- Разработка основных маркетинговых мероприятий; - Установка сроков исполнения задач; - Назначение ответственных сотрудников; - Составление планового бюджета мероприятий. |
- Генеральный директор магазина; - Сотрудник, ответственный за маркетинговую стратегию. |
Основной этап |
- Реализация основных мероприятий стратегии маркетинга. |
- Сотрудник, ответственный за маркетинговую стратегию; - Назначенные сотрудники, ответственные за конкретные мероприятия стратегии маркетинга. |
Заключительный этап |
- Оценка эффективности проведенных мероприятий. |
Сотрудник, ответственный за маркетинговую стратегию. |
Этап контрольных мероприятий |
- Корректирующие мероприятия по итогам контрольных мероприятий (при необходимости). |
Генеральный директор магазина. |
В качестве предложений по улучшению системы маркетинга в магазине «Детки» предлагаем приобрести дополнительное оборудование для различных групп товаров, в том числе витрины, стеллажи для игрушек и детской одежды, а также расширить товарный ассортимент, включив в него питание для детей и беременных и кормящих мам (заменители молока, пюре, питательные напитки, мороженое, сухие завтраки, каши, соки, чаи), а также детскую мебель (стулья для кормления, пеленальные столики, манежи, кровати, постельные принадлежности, одеяла, подушки, комплекты постельного белья).
В таблице 9 проанализирована структура ассортимента магазина и даны рекомендации по ее оптимизации.
Таблица 9
Анализ структуры ассортимента магазина и рекомендации по ее оптимизации
№ позиции |
Товар |
Доля продукта нарастающим итогом |
Основные рекомендации по оптимизации |
1 |
Канцелярские товары одного вида |
20 |
- Расширить ассортимент продукции, т.к. данный вид продукции – наиболее часто продаваемый в магазине. - Провести дополнительные рекламные акции продукции. |
2 |
Предметы для кормления |
38 |
|
3 |
Предметы гигиены |
53 |
|
4 |
Коляски, ходунки, велосипеды, машины, каталки |
65 |
Повысить долю продукции и продажи данного вида продукции за счет активных маркетинговых мероприятий |
5 |
Рюкзаки |
75 |
|
6 |
Детские кресла безопасности в автомобили, защитные устройства для детей |
81 |
|
7 |
Подгузники, одноразовые пеленки |
86 |
Провести дополнительные рекламные акции продукции. |
8 |
Парфюмерия и косметика для детей |
90 |
|
9 |
Предметы для новорожденных пяти видов и товары для будущих и кормящих мам |
93 |
|
10 |
Игрушки нескольких видов |
95 |
- Расширить ассортимент продукции, т.к. данный вид продукции – наиболее дорогостоящий. - Провести дополнительные рекламные акции продукции. |
11 |
Обувь и одежда для детей |
97 |
|
12 |
Питание для детей и беременных и кормящих мам |
98 |
- Провести дополнительные рекламные акции продукции. |
13 |
Мебель |
99 |
- Расширить ассортимент продукции, т.к. данный вид продукции – наиболее дорогостоящий. |
14 |
Другие виды продукции |
100% |
- Провести дополнительные рекламные акции продукции. |
Итого |
- |
100% |