Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты) (Анализ маркетинговой деятельности магазина «Детки»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перейдем теперь к более подробному рассмотрению потребительского поведения как основного объекта маркетинга. По мнению О.С. Оленевой, Н.С. Иващенко, К.Э. Папенковой, Т.В. Кузьменко современный рынок «динамичен и неоднозначен, ему характерно многообразное и весьма насыщенное предложение различных товаров и услуг»[6].

По мнению Р.Б. Ноздревой ориентация фирм на запросы потребителя предполагает «объемную, требующую высокой квалификации научно-практическую, исследовательскую и аналитическую работу, глубокое и всестороннее изучение потребностей рынка, рыночной среды и мотивации потребителя»[7]. Специалисты по торговле выделяют физические и умственные поступки потребителей. Следовательно, можно использовать эти моменты при разработке технологий маркетинга. По мнению российского исследователя А.В. Кондруха, существует своеобразный маркетинг потребительских переживаний[8]. Рассмотрим его более подробно.

Категория «переживание» является ключевой в существующих в настоящее время многочисленных теориях мотивации. Обычно оно генерируется не самим человеком, а стимулируется извне различными субъектами.

На рисунке 1 представлены стратегические модули потребительских переживаний.

Стратегические модули потребительских переживаний

Размышления

Соотнесение

Действия

Эмоции

Ощущения

Рисунок 1 – Стратегические модули потребительских переживаний

С помощью маркетинга возможно улучшение координации и распределения ресурсов, оказание влияния на потребительские предпочтения, улучшение качества жизни. Основные функции маркетинга таковы:

- анализ рынка и окружающей среды, а также выбор определенных целевых рынков;

- изучение потребительского спроса на услуги и товары;

- управление спросом и предпочтениями потребителей;

- планирование услуг и товаров, которые отвечают запросам потребителей;

- руководство сбытовой политикой;

- анализ рынка, изучение его состояния и динамики;

- исследования поведения потребителей и поставщиков продукции;

- сегментация рынка, выделение целевых сегментов, субсегментов и покупателей;

- повышение конкурентоспособности товаров;

- формирование стратегии и тактики изменения цен;

- расчет скидок и надбавок к ценам;

- построение каналов распределения продукции и организация товародвижения;


- организация, планирование и контроль маркетинга.

Можно сделать вывод, что реализация функций маркетинга возможна через следующие компоненты:

- коммуникации;

- сбыт;

- товарная политика;

- ценообразование.

Рассмотрим их более подробно.

Коммуникации включают в себя вопросы, которые касаются рекламной деятельности (как формы неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг), оплачиваемой четко установленным заказчиком. В настоящее время особо эффективны интегрированные коммуникации и комплексный инструментарий формирования спроса и стимулирования сбыта.

Сбыт, продажи. Что касается данного аспекта, то можно отметить то, что маркетинг способен научить выбирать наиболее оптимальные существующие каналы сбыта, или создание новых при необходимости.

Товарная политика заключается в определении типа товара, того, какую проблему клиента он может решить. Решение этой проблемы неразрывно связано с определением сегментов рынка, на которых действует фирма, чьи потребности она собирается удовлетворять.

Ценообразование связано с определением оптимальной цены на товар, которая чаще всего осуществляется экспериментальным путем. Главными инструментами выступают наценки и скидки. Исследования показывают, что в настоящее время трансформировалась не только система маркетинга, но и потребители значительно изменились за последнее десятилетие. Именно поэтому очень часто проводятся маркетинговые исследования, которые являются аналитическим инструментом для подготовки эффективных управленческих решений. Маркетинговое исследование – это сложная система, состоящая из следующих элементов:

- идентификация рыночных проблем;

- изучение возможностей организации;

- сбор данных о рынке и их интерпретация;

- развитие и усовершенствование маркетинговой политики, в том числе и стимулирование потребительского спроса.

Можно выделить главную цель проведения маркетинговых исследований: удовлетворение платежеспособного спроса и повышение эффективности работы организации за счет изучения рынка и совершенствования маркетинговой политики.

Таким образом, можно сделать вывод, что главная цель маркетинга заключается в удовлетворении платежеспособного спроса и повышении эффективности работы организации за счет изучения рынка и совершенствования маркетинговой политики. Отметим, что с помощью эффективной маркетинговой стратегии можно оказать существенное влияние на потребителей. Маркетинг как научная дисциплина представляет собой комплекс мероприятий – с одной стороны, на стороне маркетинга выступают определенные научные знания, с другой стороны, в маркетинговой деятельности нашли широкое распространение многие практические методы, такие как исследования, наблюдения, маркетинговые опросы и многое другое. В целом, концепция маркетинга является важнейшим способом понимания, осмысления определенных явлений, как система основных идей, взглядов на маркетинговую деятельность.


2 Анализ маркетинговой деятельности магазина «Детки»

2.1 Общая характеристика магазина

ООО «Детки» – молодое, но перспективное торговое предприятие, стабильно действующее на территории Российской Федерации, занимающееся продажей товаров для детей. ООО «Детки» успел зарекомендовать себя как успешно развивающийся магазин товаров для детей, который постоянно совершенствует свою деятельность и ее результаты. Выход на рынок состоялся в 2003 году, и благодаря умелому и грамотному управлению организацией со стороны руководства и слаженной работе всех сотрудников организации, магазин добился значительных успехов за данный промежуток времени.

Управление ООО «Детки» осуществляется также в соответствии с Уставом торговой организации. В процессе деятельности в магазине сформировался порядок выполнения должностных обязанностей, определенные правила и нормы по решению производственных задач и реализации основных целей ООО «Детки».

В магазине можно приобрести товары для новорожденных, детей дошкольного возраста, молодых и будущих мам следующих производителей: Tomy, Pali, Pampolina, Chicco, Joal, Vox, Lego и многих других известных производителей товаров для детей. Все товары очень практичны и отличаются высоким качеством.

К преимуществам магазина можно отнести парковку и удобный подъезд, а также оказание бесплатных услуг по городу: доставка мебели и крупногабаритного товара на дом и их последующая сборка.

Своим покупателям ООО «Детки» предлагает следующие услуги:

- продажа высококачественных товаров для детей и их мам (одежда, питание, книги и так далее);

- услуги по доставке и сборке мебели и крупногабаритного товара на дом и их последующей сборке;

- высокий уровень обслуживания, индивидуальный подход к каждому клиенту.

В ООО «Детки» структура управления носит линейный характер. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель – директор ООО «Детки», возглавляющий коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ и планов помогает специальный аппарат, состоящий из заместителя директора, главного бухгалтера и менеджера по работе с персоналом. Все они находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через директора, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих исполнителей.


Организация на данный момент состоит из двадцати одного сотрудника. К ним относятся:

- директор магазина;

- заместитель директора;

- главный бухгалтер;

- менеджер по персоналу;

- маркетолог;

- менеджер торгового зала;

- 3 кассира;

- 8 продавцов консультантов;

- 2 кладовщика;

- 2 грузчика.

Отметим, что необходимость проведения анализа маркетинговой деятельности обусловлена увеличением числа конкурентов в данной сфере и снижением прибыли магазина.

Отдел маркетинга выполняет важную деятельность по работе с заказчиками по вопросам поставки продукции. Его главными функциями являются следующие:

- проведение маркетинговых исследований рынка;

- прием заявок;

- оформление необходимой документации;

- работа по обеспечению рекламной деятельности, участие в различных рекламных мероприятиях.

В таблице 1 рассчитаны основные коэффициенты деятельности организации по состоянию на 01.01.2017г. и 31.12.2017г.

Таблица 1

Основные коэффициенты эффективности деятельности компании

Название показателя

Показатель

01.01.2017г.

31.12.2017г.

Коэффициенты рентабельности (3 показателя)

1.1 Рентабельность продаж (%)

70,11%

59,71%

1.2 Рентабельность активов

0,52

0,68

1.3 Маржа чистой прибыли (%)

17,38%

17,85%

Коэффициенты использования активов (2 показателя)

1.4 Оборачиваемость запасов (дни)

68,44

58,13

1.5 Возраст дебиторской задолженности (дни)

7,74

14,68

Показатели долгосрочной финансовой стабильности / платежеспособности (2 показателя)

1.6 Соотношение долга к собственному капиталу

1,28

1,88

1.7 Отношение долга к активам

0,63

0,71

Коэффициенты управления оборотным капиталом (1 показатель)

1.8 Коэффициент текущей ликвидности

2,81

2,79

1.1. Рентабельность продаж.

Маржа валовой прибыли рассчитывает процент продаж, превышающий себестоимость проданной продукции / услуг. Это соотношение измеряет, насколько эффективно компания использует свои материалы и труд для производства и продажи продукции с прибылью. Общая тенденция чем больше, тем лучше. Этот показатель для компании снизился с 70,11% в начале 2017 года до 59,71% в конце 2017 года (причина этой тенденции – увеличение продаж, а также увеличение прямых трудовых ресурсов и закупок).


1.2. Рентабельность активов.

Это соотношение показывает способность компании эффективно распределять и управлять своими ресурсами, но игнорирует обязательства компании. Общая тенденция – чем больше, тем лучше. Данный коэффициент для компании повышен с 0,52 в начале 2017 года до 0,68 в конце 2017 года (причина этой тенденции – увеличение чистой прибыли и снижение активов).

1.3. Маржа чистой прибыли.

Это соотношение показывает прибыль, которую компания может получить от продаж после всех расходов, процентов и налогов. Общая тенденция – чем больше, тем лучше. Этот показатель для компании незначительно вырос с 17,38% в начале 2017 года до 17,85% в конце 2017 года (причина этой тенденции – незначительное увеличение чистой прибыли после налогообложения, а также в продажах).

1.4. Оборачиваемость запасов.

Это соотношение показывает, насколько эффективно компания может управлять своими запасами, поскольку это соотношение показывает, сколько раз запасы продаются и заменяются после этого. Чем меньше общая тенденция, тем лучше. Этот показатель для компании снизился с 68,44 дней в начале 2017 года до 58,13 дней в конце 2017 года.

1.5. Возраст дебиторской задолженности.

Это соотношение показывает финансовое состояние клиентов компании. Чем меньше общая тенденция, тем лучше. Этот коэффициент для компании повышен с 7,74 дней в начале 2017 года до 14,68 дней в конце 2017 года (причина этой тенденции – увеличение дебиторской задолженности).

1.6. Соотношение долга к собственному капиталу.

Этот коэффициент показывает долю собственного капитала и долга, используемых для финансирования активов компании. Чем меньше общая тенденция, тем лучше. Этот показатель для компании повышен с 1,28 в начале 2017 года до 1,88 в конце 2017 года (причина этой тенденции – снижение собственного капитала).

1.7. Отношение долга к активам.

Это соотношение показывает долю активов компании, которые финансируются за счет долга, а не собственного капитала. Чем меньше общая тенденция, тем лучше. Этот коэффициент для компании повышен с 0,63 в начале 2017 года до 0,71 в конце 2017 года (причина этой тенденции – снижение совокупных активов).

1.8. Коэффициент текущей ликвидности.

Этот коэффициент показывает способность компании оплачивать свои обязательства. Общая тенденция тем больше, тем лучше. Этот коэффициент для компании несколько снизился с 2,81 в начале 2017 года до 2,79 в конце 2017 года (причина этой тенденции – незначительное увеличение текущих обязательств).