Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты) (Анализ маркетинговой деятельности магазина «Детки»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях XXI века большинство решений о приобретении конкретных товаров принимаются покупателями непосредственно в торговых залах. Магазин нередко называют местом встречи покупателя, товара и денег. Воздействие на потребителя непосредственно в местах продажи очень эффективно. Именно этот фактор является главной предпосылкой широкого использования в современном мире инструментов маркетинга. Технологии маркетинга предусматривают активное участие, как розничных торговцев, так и фирм-товаропроизводителей. Активными инструментами маркетинга являются все его основные элементы (товар, цена, сбыт, маркетинговые коммуникации). В современных условиях рыночной экономики использование технологий маркетинга – это объективная необходимость, основа деятельности любого предприятия.

Маркетинг является деятельностью по целенаправленному осмыслению руководством организации потребительских потребностей и как результат – осознанное регулирование деятельности данной организации. Процесс маркетинга предусматривает исследование рынка, который наиболее интересен компании для ее деятельности. В компании создается специальный отдел, который занимается маркетинговой деятельностью, либо, по крайней мере, нанимается один сотрудник, который будет осуществлять данную деятельность. В дальнейшем компания осуществляет анализ сегментов рынка и выбирает наиболее привлекательный для ее деятельности сегмент. Финальным и самым важным шагом является создание плана реализации продукции / услуг компании, а также основной конкурентной стратегии компании, которая включает в себя тактические и стратегические планы деятельности организации. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном мире система маркетинга и его технологии, оказывающие непосредственное влияние на потребителей, являются весьма эффективными для стимулирования потребительского спроса, однако в настоящее время редко применяются на практике в российских условиях. При этом практические принципы реализации маркетинговых мероприятий основываются на изучении маркетинга как научной дисциплины, что позволяет наиболее эффективно применять маркетинг в практической деятельности организации.

Объект работы – маркетинг в системе управления компанией. Предмет работы – особенности современного маркетинга в деятельности детского магазина «Детки» (г. Москва). Цель данной работы – проанализировать особенности современного маркетинга в деятельности детского магазина «Детки».


Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:

- описать основные подходы к рассмотрению понятия маркетинга;

- выявить теоретические предпосылки маркетинга;

- проанализировать особенности маркетинга как научной дисциплины;

- изучить этапы проведения маркетингового исследования;

- провести анализ системы маркетинга магазина «Детки» как устойчивый фактор его конкурентного преимущества;

- предложить мероприятия по совершенствованию системы маркетинга магазина «Детки».

К методам исследования можно отнести изучение теоретической литературы по рассматриваемой теме и анализ публикаций в периодических изданиях.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. В основной части рассмотрены теоретико-методологические основы современного маркетинга и проведен анализ маркетинговой деятельности магазина «Детки».

1 Теоретические основы маркетинговой деятельности организации

1.1 Подходы к определению маркетинга

Термин «маркетинг» появился в научной литературе в конце XIX – начале XX века и берет начало от английского «market» (рынок) и обозначает ведение рынка. За все время своего существования концепция маркетинга прошла довольно долгий процесс развития и становления.

Рассмотрим основные точки зрения на то, что представляет собой концепция маркетинга. По мнению российских исследователей А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина современный маркетинг – это «деятельность по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим образом достигаются цели организации и удовлетворяются потребности покупателей»[1].

Как считает российский исследователь Н.П. Ващекин, маркетинг – это «система организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров, предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов потребителей с целью получения высокой прибыли»[2].


В настоящее время каждый человек хотя бы 1 раз слышал такое понятие как «маркетинг», и достаточно много людей имеют о маркетинге достаточно хорошее преставление. Данная дисциплина подлежит изучению во многих институтах, а маркетинговые отделы созданы на многих российских и зарубежных организациях. Однако данное положение дел является достаточно новым для современного общества, так как маркетинг как научная дисциплина берет свое начало только в 50-х годах 20 века (до этого маркетинга считался только инструментом, способствующим повышению спроса на продукцию / услуги организаций). Именно в данный период времени (а конкретно 1948 г.) вышла статья Р. Олдерсона и Р. Кокса «К теории маркетинга».

Напомним, что термин «теория» (от греческого theoria — рассмотрение, исследование) представлен системой основных идей в определенной отрасли знаний, формой научного знания, дающей целостное представление о возникающих закономерностях и существенных связях в современной действительности.

Предпосылкой создания новой теории менеджмента организации стало именно переосмысление концепции маркетинга, а в частности, его функций и возможностей. Именно в тот момент сущность маркетинга подлежит изменению (из прикладного инструмента маркетинг превращается в целый комплекс с огромным количеством входящих в него элементов. Маркетинг как научная дисциплина включил в себя целую систему инструментария социологических исследований. Из-за того, что маркетинг стал превращаться в научную дисциплину, компании смогли наиболее успешно планировать запуск нового продукта на рынок более эффективно поддерживать спрос на продукцию / услуги. Из-за того, что социологические исследования стали частью большого комплекса маркетинга, они приобрели более строгий и стратегически выверенный характер, позволив рекламе, как элементу маркетинга, получить более четкие цели[3].

В процессе своего развития маркетинг превратился из практически ориентированной дисциплины в настоящую науку. Изучением маркетинга, разработкой новых теорий и проведением маркетинговых исследований в настоящее время занимаются профессионалы данной сферы. Отметим, что обретя черты, которые обладает официальная научная дисциплина, маркетинг не лишился своей практической значимости и успешно применяется в работе современных организаций.

При применении в современных организациях, маркетинг применяет функции, свойственные научным дисциплинам. К данным функциям относятся такие аспекты как:


- информационная функция;

- аналитическая функция;

- управленческая функция;

- стратегическая функция;

- функция управления конкурентоспособностью современной организации;

- рекламная функция;

- функция ценообразования.

Стоит также отметить основные черты маркетинга как научной дисциплины.

Во-первых, маркетинг представляет собой одну из важнейших концепций менеджмента организации в современных рыночных условиях экономики.

Во-вторых, маркетинг имеет тесную связь с другими науками, такими как:

- экономическая теория (теоретическая основа маркетинга);

- теория организации;

- экономика предприятия;

- менеджмент;

- макроэкономика;

- микроэкономика;

- статистика;

- социология;

- философия;

- этика;

- право;

- демография;

- планирование;

- снабжение;

- сбыт;

- финансы;

- психология;

- теория бухгалтерского учета;

- математика и др.

Стоит отметить, что знания, которые получены в вышеуказанных областях, в маркетинге всегда дополняются определенными специфическими маркетинговыми знаниями и формируют систему знаний, которая используется для целей маркетинга[4].

Как научная дисциплина маркетинг имеет свой объект, предмет, методологию, основные принципы и пр. Перейдем к их подробному рассмотрению.

  1. Объект маркетинга.

Объект маркетинга представляет собой комплекс, в который входят следующие элементы:

- непосредственно сам маркетинг;

- рыночная система;

- конкуренция;

- потребители;

- производители;

- субъекты маркетинга;

- маркетинговые процессы;

- маркетинговые исследования;

- маркетинговый анализ;

- методы маркетинга;

- принципы, возникающие при интеграции нескольких методов и приемом маркетинга.

При этом объект маркетинга, помимо того, что его изучением занимается сам маркетинг как научная дисциплина, является объектом исследования еще нескольких дисциплин, таких как:

- менеджмент;

- экономика;

- психология;

- социология;

- прикладная математика и др.

2. Цель маркетинга как научной дисциплины.

Цель маркетинга представлена в описании, объяснении и прогнозировании процессов, которые составляют предмет ее изучения, основываясь на законах маркетинга.

В настоящее время определить предмет маркетинга достаточно сложно, так как помимо того, что изучением данных процессов занимается сам маркетинг, данное направление в своей теоретико-методологической базе затрагивает достаточно большое количество других современных научных дисциплин.


Как пример, можно акцентировать внимание на том, что маркетинг исследует человеческое поведение и пытается объяснить закономерности, которые возникают в данном процессе. Однако, в первую очередь, данным вопросом должна заниматься и занимается в своей деятельности такая наука как психология.

Предметами изучения маркетинга являются:

- индивидуальные потребители;

- группы, такие как: общество, семья, рабочая группа, социальные классы и др.

Научная основа маркетинга тем не менее берет свое начало в экономической теории (классической теоретической дисциплине). Также значительное влияние на маркетинг как научную дисциплину оказали две теории – социология и экономика (создавшие отдельное научное направление – экономическую социологию)[5].

Также следует принимать во внимание тот факт, что существует наука и научное знание. При этом маркетинг как научная дисциплина включает в себя и науку и знания, которые получены из практических исследований. Как пример можно привести использование в маркетинге количественных аналитических методов – это показатель того, что в данной сфере могут применяться научные знания для решения конкретных маркетинговых задач (например, в прикладных исследованиях).

Все это указывает на двойственную природу маркетинга.

С одной стороны, это теоретическая и прикладная область научных знаний, которая применяет в своих методах многие другие науки.

С другой стороны, маркетинг – это определенный вид искусства, которое основано на применении практических знаний и исследований в современном обществе.

1.2 Основные элементы современного маркетинга, особенности применения функций и технологий маркетинга

В первую очередь, в маркетинге существуют субъекты – производители, посредники и потребители. При этом субъектами маркетинговых отношений и действий во всем мире могут выступать целые сферы экономики: торговля, система средств массовой информации, образования, наука.

Во-вторых, объектами маркетинга являются материальные товары, услуги, идеи, организации, территории и личности. Материальные товары могут быть подразделены на товары индивидуального потребления, производственного назначения и товары для социальных нужд. Услуги всегда нематериальны, не постоянны по качеству, так как зависят от конкретного исполнителя и трудно поддаются стандартизации. Важнейшим направлением маркетинга в настоящее время становится моделирование результатов потребления услуг. Идеи – это прогнозы, сценарии развития, проекты, технологии. Организации как категорию объектов маркетинга можно подразделить на проектируемые и действующие. Территория для маркетинга важна в том аспекте, в котором она может выступать как товар. Личности – это самый сложный объект маркетинга, так как именно личности и их поведение чаще всего выступают объектами маркетинга.