Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации (1 Теоретико-методологические основы необходимой и достаточной)при принятии решения.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-методологические основы необходимой и достаточной информации при принятии решения
1.1 Информация: понятие, сущность и роль
1.2 История возникновения информации
2 Исследование особенностей информации при принятии решения
2.1 Краткая характеристика МУП «ЖКХ» и роль информации
Введение
Повышенный интерес к информации в последние десятилетия объясняется распространением новых информационных технологий, средств связи и компьютерной техники. Однако само явление информации выходит далеко за их пределы. Информацию обнаруживают в психосфере человека, в межличностной коммуникации, в области функционирования социальных институтов, в живой природе. Говорят и о физической информации. Вездесущность этого явления заставляет обратить на него внимание философов. Ведь основная функция философии, ее предназначение и оправдание заключаются во вписывании зафиксированных наукой или иными орудиями познания (искусством, практикой, житейским опытом) явлений в предельно общую и целостную картину мира. Необходимость интеграции знаний об информации обусловлена также несовпадающими ее трактовками в различных областях исследований и практической деятельности. Не факт, что, говоря об информации, представители разных научных дисциплин и профессий говорят хотя бы приблизительно об одном и том же.
Часто можно встретить определение статуса понятия информации как общенаучной категории. Это недоразумение. Общенаучная категория не имеет дисциплинарной соотнесенности. Иначе говоря, нет такой теоретической дисциплины («общенауки»), в состав которой входила бы общенаучная категория. Напротив, вполне естественно то, что информация стала предметом философии информации, которую позиционируют как новую, формирующуюся, прогрессивную отрасль философии. Последнее верно только отчасти. Точнее говоря, это верно, но только с формальной стороны. По сути же философию Платона уже можно назвать философией информации в ее идеалистическом варианте. Темы, связанные с информацией, таким образом, достаточно давно обсуждаются в философии. Более того, они находят отклик и в современной философской литературе. Реминисценции к Платону встречаются, например, в работе Е.А. Болотовой, в которой утверждается, что информация есть идея и смысл вещи, «то, что делает вещь именно этой вещью» [1].
Целью работы является определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.
Задачи исследования:
раскрыть понятие информации;
определить необходимость информации при принятии решения;
исследовать особенности информации в организации;
Предмет исследования - определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.
Объект курсовой работы – МУП «ЖКХ».
Методологической базой исследования при доказательстве теоретических положений и разработке практических рекомендаций, обработке и анализе материалов исследования послужили методы наблюдения, сравнительного и логического анализа, комплексного и системного подхода к изучению оцениваемых показателей.
1 Теоретико-методологические основы необходимой и достаточной информации при принятии решения
1.1 Информация: понятие, сущность и роль
Анализ понятия информация требует четкого разграничения обыденных, философских и общенаучных подходов к его рассмотрению.
Обыденное понимание информации нашло отражение в словарях русского языка. Само слово «информация» восходит к латинскому «informatio» и означает буквально «разъяснение, изложение, сообщение, осведомление о чем-либо». В русский язык это слово пришло во времена Петра I, будучи заимствованным из польского, однако в речевой практике оно практически не использовалось вплоть до XX в. В качестве синонимов к слову «информация» в словаре синонимов называются «сведения», «данные», «материал» [3: 164, 444]. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова информация определяется как «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством» [4, с. 248]. В «Большом толковом словаре русского языка» С.А. Кузнецова под информацией понимается «сообщение о положении дел где-либо, о каких-либо событиях» или «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами» [5, с.397].
Информация как философская категория стала объектом пристального изучения в советской философии. Многие из подходов к информации, сформировавшиеся в 60-70-е гг. XX в., не утратили своей актуальности и в настоящее время активно используются в научных публикациях. С философских позиций все существующие подходы к информации можно разделить на субстанциональные, атрибутивные и функциональные.
Согласно субстанциональным подходам информация есть субстанция (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе), т.е. самостоятельная сущность. Сторонники данного подхода исходят из представления об информации основоположника кибернетики, американского математика и философа Н. Винера, считавшего, что помимо материи и энергии в мире существует нечто «третье» - информация. Все представители субстанционального подхода цитируют известную фразу Н. Винера: «Информация - это не материя и не энергия» [6]. Следует отметить, что в работах самого Н. Винера эта мысль не получила дальнейшего развития, однако она дала толчок к осмыслению информации как фундаментально философской категории. Основатель системного подхода Л. Берталанфи понимал информацию как физическую величину, которая сравнима по значению с понятием энергии в физике [7, с.31].
Американский ученый Т. Стониер подчеркивал самостоятельный статус информации, ее независимость от субъекта и приписываемых ей ценностно-смысловых нагрузок. Он писал: «Информация существует. Чтобы существовать, она не нуждается в том, чтобы ее воспринимали. Чтобы существовать, она не нуждается в том, чтобы ее понимали. Она не требует умственных усилий для своей интерпретации. Чтобы существовать, ей не требуется иметь смысл. Она существует» [3, с.21]. Субстанционального подхода придерживаются и российские исследователи РФ. Абдеев [9], В.А. Гадасин [10], Б.Б. Кадомцев [11] и др. Так, В.А. Гадасин отмечет, что информация не может быть сведена ни к материи, ни к идее: «Собственно информация нематериальна, подобно другим невещественным явлениям - слову, идее, мысли, праву, чувству. Воспроизведение информации должно быть предъявлено в виде материального изделия: явления - тело, вещество, предмет; или события - энергия, движение, процесс» [10, с.191].
В.А. Гадасин пишет о существовании трех равнозначных субстанций: материи, информации и сознания. Автор предлагает определять информацию следующим образом: «Информация есть порядок (изоморфизм) - маркированное детерминированным способом конечное множество физически измеримых параметров изделия-носителя: предмета, зафиксированного в пространстве, или процесса, зафиксированного во времени» [10, с.191].
В соответствии с атрибутивным подходом информация есть всеобщее свойство материи, ее атрибут, т.е. существенное, неотъемлемое свойство. Этого подхода придерживались преимущественно советские ученые, исходящие при его разработке из ленинской теории отражения. Сторонники этого подхода (И.Б. Новик, А.Д. Урсул и др.) полагают, что информация присуща всем физическим процессам и системам.
1.2 История возникновения информации
Решение вопроса об онтологии возникновения информации зависит от понимания самой информации. Необходимо прояснить суть предмета, чтобы создать основу дальнейших рассуждений. Это тем более необходимо, что никакого единообразия в понимании информации сейчас нет. Моделью совокупности представлений об информации может послужить перевернутый конус (если мысленно двигаться снизу вверх). У основания будет самое узкое и наименее объемное понимание, на вершине - самое широкое и самое объемное.
Предельно узким в указанном смысле является понимание информации как исключительно субъективной реальности, как возникающих в человеческой психосфере образов. Информация, с этой точки зрения, представляет собой «семантическое преобразование отражения реальности субъектом», она «реально существует лишь в сознании субъекта» [2, с.54]. В этом же смысле информацию можно рассматривать как «результат восприятия и интерпретации данных, выраженный в осмысленной совокупности слов» [3, с.186]. Семантические концепции информации распространены и в современной англоязычной философии [4, с. 31-35].
Более широким является понимание информации как субъективной по содержанию и объективной по форме реальности. Информация в этом смысле является содержанием сообщений, которые могут передаваться с помощью знаков или сигналов, включая первую сигнальную систему животных и человека. Информация существует не только в человеческой психике, но и в технических системах, управляемых людьми, на знаковых носителях, в общении животных. Однако она должна быть туда вложена кем-то (неким субъектом) и кем-то потенциально может быть извлечена и расшифрована. Исходя из этих соображений, можно понять информацию как амбивалентный материально-идеальный феномен. Он включает семантическую информацию, выражающую духовные смыслы в форме коммуникабельных социальных знаков; биологическую информацию, выражающую биологические смыслы в форме коммуникабельных биологических знаков; и машинную информацию, осуществляющую телеуправление техническими объектами и имитирующую по алгоритмическим программам семантические процессы [5, с.259].
Еще шире понимание информации, которое охватывает процессы, происходящие в любых самоорганизованных системах. Информация - и субъективная, и объективная реальность. Ее можно отождествить с сигналами, которые изменяют неопределенность в функционировании элементов самоорганизованной системы. Таковой может быть техническая система, работающая без вмешательства человека, или система наследственности у живых организмов. Описанному пониманию соответствует исходная для современной информатики концепция К. Шеннона и, в значительной степени, последующие концепции технической информатики, а также биоинформатики. Стэндфордская философская энциклопедия относит подобные концепции к количественным
(противопоставляя им качественное понимание информации как семантической или как состояния агента, принимающего информацию) [6].
Наконец, самое широкое понимание информации охватывает все существующее. Предполагается, что информация в своей основе объективна, она является необходимой стороной существования объектов любой природы. В классический период развития кибернетики (50-60-е годы ХХ века) подобные взгляды выражались У.Р. Эшби (концепции передаваемого разнообразия), В.М. Глушковым (концепция информации как неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени). Близкое к пониманию информации В.М Глушковым определение дает В.В. Колин, связывая ее с нарушением симметрии в распределении материи и энергии [7, с.73]. Следует также отметить, что во французской философии идеи об информации как мировой реальности формулировали в 50-е годы ХХ века Ж. Симондон, а позже - Ж. Делез [4, с.21]. Наиболее часто упоминаемой из этого типа представлений об информации в советской и постсоветской философской литературе стала концепция отражаемого разнообразия А.Д. Урсула. Ее сущность была сформулирована еще в 60-е годы ХХ века: «Информация - это разнообразие, которое один объект содержит о другом объекте (в процессе их взаимодействия)» [8, с.228].
Какое из пониманий информации правильное? В некотором смысле, правильны они все. Они правильны потому, что каждое из этих по-разному определенных явлений реально существует. Более того, оно отличается от других существующих явлений. Следовательно, каждое из описываемых разными концепциями явлений может быть выделено и названо. Проблема, таким образом, оказывается не сущностной, а чисто терминологической. Задача состоит в том, чтобы разделить термины с целью не путаться в них. Это вопрос удобства, а не истины. С семантической точки зрения, удобнее самый широкий (и абстрактный) денотат назвать наименее сложным именем. Тогда к более узким (и конкретным) денотатам можно будет приложить усложненные наименования.
Исходя из этих соображений, информацией будем называть реальность, присутствующую во всем существующем. Другие информационные реальности целесообразно выразить более сложными терминами (генетическая информация, техническая информация, социальная информация, психическая или субъективная информация). За исходное можно взять определение, данное А.Д. Урсулом. Оно, впрочем, допускает некоторое упрощение. Как верно подметил А.В. Соколов, термин «отраженное разнообразие» скрыто тавтологичен [5, с.54]. Отражение предполагает разнообразие. Во-первых, неразличимость (даже качественная) отображающего и отображаемого исключает отображение. Во-вторых, неразличимость отображений возможна только при их тождестве (иначе они хотя бы нумерически различимы). Но тогда надо говорить не об отображениях, а об одном отображении. Поэтому отражается всегда разнообразие. Последний термин из определения информации можно убрать.