Файл: Особенности политики развития персонала малых предприятий (Понятие развития персонала).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы политики развития персонала малых предприятий
1.1. Понятие развития персонала
1.2. Анализ современных теорий развития персонала малых предприятий
2. Анализ политики развития персонала малого предприятия на примере ООО «Техноцентр»
2.1. Общая характеристика ООО «Техноцентр»
2.2. Оценка системы развития персонала в ООО «Техноцентр»
2.3. Мероприятия по совершенствованию системы развития персонала ООО «Техноцентр»
По данным таблицы 10 очевидно многообразие форм и методов обучения, предлагаемых для повышения квалификации продавцов-консультантов. Такое многовидовое воздействие на обучающегося работника позволит в короткие сроки передать сотрудникам большой объем теоретического материала и обеспечит им возможность применить методику на практике. Более того, многоплановое применение различных форм обучения способствует привлечению интереса работников с различными способностями и потребностями к обучению.
Далее предлагаем алгоритм процесса обучения продавцов-консультантов (рисунок 4).
Рисунок 4 – Алгоритм процесса обучения продавцов-консультантов работе с клиентами
В нашем случае, как видно из рисунка 4, обучение осуществляется в 5 этапов. На наш взгляд, это оптимальное количество шагов, которые необходимо пройти продавцам-консультантам для повышения квалификации. Рассмотрим каждый из этапов подробнее.
На первом этапе один из специалистов учебного центра компании проводит обучение дистанционно, т.е. без очного общения обучаемых и преподавателя посредством Интернет-технологий. В свою очередь, данный этап состоит из подэтапов:
1.1 Совместный выбор учебного курса специалиста отдела продаж и учебного центра из имеющихся в учебном центре учебно-методических ресурсов;
1.2 Формирование списков обучающихся, которые специалист по обучению направляет в учебный центр;
1.3 Рассылка уведомлений сотрудникам, подлежащим обучению на курсах повышения квалификации сотрудником учебного центра;
1.4 Вводное дистанционное бучение продавцов-консультантов для дальнейшего распределения по группам уровня подготовки;
1.5 Обработка результатов тестирования и уведомление специалиста по обучению сотрудником учебного центра;
1.6 Формирование списков обучающихся специалистом по обучению.
По окончании данного этапа обязательна обратная связь для поддержания у обучаемых мотивов к дальнейшему обучению. Важно разъяснять сотрудникам, какова цель тестирования, что результат его не повлияет ни на уровень оплаты труда, ни на объемы работы.
Оперограмма дистанционного этапа обучения будет выглядеть, как показано в таблице 11.
Таблица 11
Оперограмма процедур на этапе дистанционного обучения
Наименование операции |
Специалист по обучению |
Специалист учебного центра |
Специалист отдела продаж |
Обучаемый сотрудник |
Отбор дистанционного курса из существующей базы учебного центра |
И, С |
Н, И |
А, Р, И |
|
Формирование списков обучаемых |
А, С, Р, И |
|||
Назначение курса для конкретного сотрудника |
А, И |
А |
||
Прохождение курса |
Р |
|||
Опубликование результатов тестирования |
А, И |
|||
Анализ полученных результатов и формирование списков для участия в тренинге |
А, С, Р, Н |
Условные обозначения:
Н – начало ситуации;
И – передача/получение информации;
С – согласование;
А – анализ полученных данных;
Р – принятие решения
Перейдем к рассмотрению этапов 2 и 3. Здесь происходит окончательное формирование списков участников очного тренинга. Определяются сотрудники, направляемые на базовый или продвинутый уровень. Для решения этой задачи специалист по обучению получает информацию о продуктивности работы продавцов-консультантов за предшествующий период. Сопоставив результаты тестирования и данных по продуктивности работы, специалист по обучению формирует окончательные списки групп. Приоритетным являются результаты тестирования.
Такой тщательный подход к распределению сотрудников по группам позволит им не только качественно изучать новый для себя материал, но и получить возможность обмена опытом, идеями при выполнении практических заданий. Как правило, сформированные списки необходимо согласовать с руководством компании, а затем передать в службу, подготовившуюся к проведению тренинга.
На 4 этапе курса обучения происходит собственно тренинг по продажам. Как было сказано выше, он длится в течение двух дней, включает мини-лекции, практическую часть. Рабочие тетради, полученные всеми обучаемыми, являются одновременно и учебно-методическим пособием при выполнении тех или иных заданий.
На 5 этапе происходит посттренинговое сопровождение. Спустя три недели после участия в тренинге, продавцы-консультанты приглашаются для участия в вебинаре «Как повысить эффективность продаж». Вебинар ведет специалист учебного центра.
Специалист по обучению снабжает учащихся списком рекомендованной литературы, направленной на изучение рынка, технологий продаж и этики деловых отношений. Следует указать, что изучение рекомендованной литературы может и должно контролироваться не слишком объемным тестом по материалам учебно-методической литературы.
Как видно, в процессе обучения продавцов-консультантов, принимают участие многие субъекты системы развития персонала: руководитель организации, специалисты отдела продаж и учебного центра, специалист по обучению, сами обучаемые сотрудники (в качестве объектов системы развития). Формы обучения в качестве элементов системы развития разнообразны: дистанционное обучение (вводный курс), очное обучение (тренинг), онлайн вебинар, очная форма во время обратной связи по итогам обучения. Инструментами обучения в системе развития персонала на курсах повышения квалификации являются: тестовые задания, рабочие тетради, презентация вебинара, тематика мини-лекций и практические задания на тренинге, самостоятельная работа по изучению учебно-методической рекомендованной литературы.
Таким образом, если говорить о методике обучения, стоит прежде выяснить, что же означает это понятие. В педагогической литературе под методикой обучения понимают, некую последовательность (алгоритм) для проведения каких-либо целенаправленных действий, совокупность приёмов, с помощью которых происходит организованный, планомерно осуществляемый процесс приобретения обучаемыми новых знаний, умений и навыков, готовности выполнять производственные задачи на новом уровне.
Предлагаемая нами методика обучения отвечает необходимым требованиям, предъявляемым обычно к методике:
- реалистичность;
- воспроизводимость;
- внятность;
- соответствие целям и задачам планируемого действия, обоснованность;
- результативность.
Следует добавить, что в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», по итогам прохождения курсов по повышению квалификации выдается документ – Удостоверение о повышении квалификации. Правом выдачи такого документа в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2014 № 1246), обладает образовательное учреждение, имеющее лицензию на право осуществления образовательной деятельности. В этой связи, обязательным является обладание такой лицензией учебным центром компании ООО «Техноцентр».
С целью повышения эффективности процесса обучения работников, необходимо разработать Положение об обучении – организационный документ, в котором определяется порядок, задачи и последовательность проведения мероприятий, ответственность исполнителей и лиц, контролирующих процесс.
Таким образом, с учетом предложений, система развития персонала исследуемого ООО «Техноцентр» может иметь вид (рисунок 5):
Рисунок 5 – Улучшенная система развития персонала
Итак, система развития персонала приобретает новый вид, ориентированный в данной работе, на продавцов-консультантов, т.е. тех специалистов, которые первыми встречаются с клиентами и от которых, собственно, зависит выполнение поставленных клиенториентированных задач компании.
Заключение
Поиск путей и разработка мероприятий по улучшению системы развития персонала интерпретируется с одним из важных направлений деятельности по управлению персоналом в современных организациях. Особенно актуальным данный аспект является для торговых компаний.
В работе проведен анализ теоретических аспектов, касающихся основных направлений развития персонала: профессионального обучения, карьерного продвижения, кадрового резерва, а также уделено внимание элементам системы развития и трудовому потенциалу работников.
Обращено особое внимание обучению работников как одному из ключевых элементов развития персонала. Было выявлено, что процесс обучения работников должен осуществляться, во-первых, с применением современнейших образовательных методик и форм и, во-вторых, учитывать организационные возможности и экономическое положение в стране, чтобы делать это с оптимальными затратами.
Далее дана краткая организационно-экономическая характеристика исследуемой организации ООО «Техноцентр», а также проведён подробный анализ трудовых показателей и существующей на предприятии системы развития персонала.
Анализ системы развития персонала позволил выявить первую проблему, которая существует в организации: низкий уровень удовлетворенности работников из-за отсутствия необходимых навыков и знаний для выполнения должностных обязанностей в связи с низким уровнем квалификационных навыков и, как следствие, высокая текучесть кадров в лице продавцов-консультантов.
Также в результате анализа удалось выявить, что существующая система обучения не позволяет в полной мере приобрести необходимые профессиональные навыки.
Далее разработаны мероприятия, направленные на совершенствование системы развития персонала в исследуемом объекте.
Для решения выявленных проблем, был разработан алгоритм процесса обучения работников в учебном центре компании и предложена методика обучения для продавцов-консультантов.
Прохождение предлагаемой программы обучения, позволит работникам не только освоить необходимые навыки. Но и получить удовлетворение от выполнения должностных обязанностей на качественно новом уровне.
Список использованной литературы
- Артамонова Н.В., Головцова И.Г. Управление персоналом: учеб. пособие. – СПб.: СПбГУАП, 2015. – 275 с.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Учебник. - М.: Academia, 2015. - 219 c.
- Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. - М.: ТД «Элит», 2016. – 546 с.
- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2016. – 247 с.
- Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. - М.: ТК Велби, 2016. – 328 с.
- Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарики, 2015. – 528 с.
- Гордиенко Ю.Ф., Обухов, Д.В., Самыгин, С.И. Управление персоналом. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 245 с.
- Григорьева И.С. Роль руководителя в развитии сотрудников компании // Управление развитием персонала. – 2018. - №4. – С. 61-62
- Казначевская Г.Б. Основы менеджмента: Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 384 с.
- Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд. – 2018. - №10. – С. 23-25
- Лаврина Т.В., Тютин А.А., Богомолова Н.В. Системный подход в обучении // Справочник по управлению персоналом. – 2018. - №6. – С. 33-35
- Макарова И.К. Управление персоналом. - М.: Юриспруденция, 2015. – 227 с.
- Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М, 2016. – 271 с.
- Раздорожный А. А. Организационное поведение. Учебное пособие. - М.: Риор, 2017. – 95 с.
- Семонов А.К. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Дашков и К, 2017. – 300 с.
- Смирнова Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Дашков и К, 2017. – 352 с.
- Соломанидина Т. О. Организационная культура компании: Учебное пособие. - М.: Инфра-М., 2017. - 624 с.
- Терещук Н.И. Как сделать процесс обучения эффективным // Справочник по управлению персоналом. – 2018. - №4. – С. 73-75
- Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Финпресс, 2016. – 295 с.
- Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Д-ра эк.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.: Экзамен, 2017. – 345 с.
- Федорова Н.В. Управление персоналом организации: учебное пособие. - М.: Конкурс, 2017. – 395 с.