Файл: Особенности политики развития персонала малых предприятий (Понятие развития персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Кадровый потенциал компании является важнейшим стратегическим фактором, определяющим ее успех. Качественные и количественные характеристики персонала определяют возможность реализации стратегии развития, структурной перестройки, расширения производства, роста качества продукции и производительности труда. Именно мероприятия, способствующие совершенствованию системы развития персонала, позволяют увеличить кадровый потенциал компании.

Современные подходы к управлению корпоративными структурами основываются на необходимости максимального раскрытия потенциала работающих в них людей, когда персонал рассматривается в качестве ключевого фактора, определяющего эффективность использования всех остальных ресурсов предприятия. Как показывает опыт наиболее успешных отечественных и зарубежных компаний, инвестиции в персонал, создание условий для профессионального роста работников и повышение уровня их самостоятельности дают быструю и высокую отдачу на вложенные средства.

Управление системой развития персонала приобретает также все большее практическое значение, рассматривается как фактор повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития организации. В России отмечается острая кадровая проблема, связанна с нехваткой квалифицированных кадров. Современные предприятия вынуждены не просто адаптироваться к новым экономическим условиям хозяйствования, но и функционировать в рамках быстро меняющейся внешней среды и острейшей конкуренции. Для повышения конкурентоспособности комплекса и его инновационной перестройки необходим высококвалифицированный персонал, способный выполнить эти задачи. Именно поэтому совершенствование системы развития персонала - одна из ключевых функций управления современными предприятиями.

Цель исследования – изучение особенностей политики развития персонала малых предприятий.

Для достижения цели сформулирован ряд задач:

- исследовать теоретические основы политики развития персонала малых предприятий;

- провести анализ политики развития персонала малого предприятия на примере ООО «Техноцентр»;

- разработать мероприятия по совершенствованию системы развития персонала ООО «Техноцентр».

Объектом исследования является ООО «Техноцентр».

Предметом исследования – развитие персонала в ООО «Техноцентр».

При подготовке работы были использованы такие информационные источники как специализированная профессиональная литература, материалы из СМИ, данные интернет-ресурсов. Применены такие методы и приемы исследования как анализ, синтез, сравнение.


1. Теоретические основы политики развития персонала малых предприятий

1.1. Понятие развития персонала

Положительный результат организации напрямую зависит от развития ее персонала, независимо от сферы деятельности. Совершенствование системы развития персонала должно начинаться с определения сущности данного понятия. Важно иметь представление о процессе и системе развития персонала. Совершенствование системы развития персонала — система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры [5, с. 234].

Понятие «развитие персонала» с точки зрения компании разные авторы трактуют по-своему. В учебнике Веснина В.Р. термин трактуется как «совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества и т.п. [3, с. 234].

Возможность развития должна предоставляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится [2, с. 159]. Автор учебника «Управление персоналом» Лукичева Л.И. пишет, что развитие персонала – комплекс мер, включающих профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала организации.

Эти оба понятия можно объединить в одно: развитие персонала – это совокупность мероприятий, которая включает в себя подготовку, переподготовку, повышение квалификации и профессионального мастерства людей всех возрастов, любого опыта работы. Совершенствование системы развития персонала и развитие человека стимулирует не только с профессиональной точки зрения, но и с творческой.

Развитие подразумевает обучение, которое выходит за рамки нынешней работы, оно ставит более долгосрочные цели. Развитие подготавливает к тому, чтобы не отставать от изменений и роста организации [6, с. 256]. Именно поэтому далее рассмотрим такие понятия, как профессиональное развитие и личностное развитие.


Профессиональное развитие – это подготовка сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленных на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека. Оно требует значительных усилий со стороны людей, именно поэтому невозможно без заинтересованности с их стороны [2, с. 160].

Профессиональное развитие персонала – это мероприятия, проводимые предприятием с целью раскрытия потенциала сотрудников, направленного на реализацию целей предприятия и на обеспечение соответствия возможностей, желаний и целей работников целям предприятия [4, с. 108].

Многие работники организации помимо того обучения, которое они получают в компании, самостоятельно посещают курсы, тренинги, семинары, получают второе высшее образование. Данное развитие называется личностным, т.е. процессом, при котором человек самостоятельно улучшает, совершенствует, получает новые навыки, умения. Кроме этого под личностным развитием понимается процесс приобретения совершенно нового опыта, формирования определенного стиля поведения и отношения к окружающим.

Для многих компаний ценно то, что их сотрудники помимо обучения в организации, самостоятельно улучшают, развивают, приобретают навыки и умения в различных сферах деятельности, именно поэтому организации всячески способствуют этому.

Привлекают в различные непрофильные проекты, приглашают принять участие в конкурсах и корпоративных мероприятиях.

С целью сохранения кадров многие компании мотивируют, развивают своих сотрудников различными способами. Данные способы называют инструментами совершенствования системы развития персонала. В настоящее время выделяют наиболее популярные инструменты развития персонала [6, с. 257].

Тренажеры – демоверсии программ, оборудования, приспособлений, с помощью которых сотрудник развивает свои навыки и умения, позволяющие в дальнейшем работать без ошибок.

Вебинары – форма дистанционного обучения, онлайн-мероприятие в сети Интернет, принять участие, в котором могут от одного до нескольких тысяч человек [2, с. 161].

Тренинг – это активная форма обучения, основанная на выполнении определенных упражнений, целью которых является выработка и тренировка навыков.

Коучинг – это консультирование одного или нескольких человек по профессиональным или частным проблемам. Коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.


Курсы повышения квалификации и иностранного языка.

Обучение на рабочем месте – это неформальный подход к обучению, который позволяет сотруднику обучиться выполнению рабочих заданий, действительно выполняя их [4, с. 109].

К данному инструменту можно отнести такие способы обучения, как тренажеры, т.е. демоверсии программ, оборудования, приспособлений, с помощью которых сотрудник развивает свои навыки и умения, позволяющие в дальнейшем работать без ошибок.

Тимбилдинг – инструмент развития персонала, позволяющий налаживать коммуникации внутри своей компании, влиять на человеческий фактор, увеличивать производительность труда.

Программы обучения. Данные инструменты развития универсальны, они могут быть также применимы к личностному развитию.

Совершенствование системы развития персонала – это множество процессов, заранее организованных группой специалистов, предназначенных для овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Такие процессы могут быть прямого и косвенного повышения квалификации работников предприятия [3, с. 65].

Существуют различные цели обучения сотрудников предприятия. Они могут быть связаны как с внутренними, так и внешними факторами.

Базой для построения системы развития сотрудников в организации служат принципы, которые работают исключительно лишь в совокупности.

К таким принципам относят:

- принцип целостности;

- принцип плановости;

- гибкость;

- научность;

- последовательность.

Каждая организация подбирает и определяет индивидуальную систему развития. Система базируется на определение целевой аудитории (а именно кого будут учить), на постановлении задач обучения (в зависимости, какую работу выполняет сотрудник), выбирают специалиста, который будет проводить обучение и определяют длительность каждого процесса.

В современном мире к элементам совершенствования системы развития персонала относят элементы развития кадрового потенциала (например, штатное расписание, ротация, профессиональная карьера и замещение должностей, элементы развития личностного потенциала (повышение квалификации или переквалификация), информационные элементы (анализ рынка образования, предложения и спроса на образование внутри предприятия, результаты аттестации и оценки работы персонала).

Для получения желанного результата, руководство организации помимо выбора программы обучения, определяет способы мотивации персонала, чтобы у самих работников возникало желание узнавать что-то новое.


Также совершенствование системы развития персонала в организации можно подразделить на систему нематериального стимулирования и систему материального стимулирования.

К нематериальному стимулированию относят систему льгот и компенсаций и систему развития карьеры. Если организация выбирает для себя систему льгот и компенсаций, она занимается развитием социальных направлений. Например, организацию разрабатывает политику отпусков, производит оплату имиджевых мероприятий, придумывает систему клубных карт, устанавливает статусную иерархию на предприятии.

Развитие работников может происходить и на основе другой системы, такой, как система развития карьеры. Тем самым повышая важность таких аспектов, как административная и профессиональная адаптация, профессиональное развитие, а также система обучения, аттестации и оценки.

Выбирая ту или иную систему, организация развивает своих работников посредством применения вышеперечисленных элементов [4, с. 111].

Существуют и другие системы, которые связаны напрямую с денежным эквивалентом. Организация поощряет рост персонала за счет выплаты ЗП, премий и надбавок.

Несмотря на обилие разных систем развития персонала необходимо выбрать ту, которая сможет ответить всем требованиям предприятия. А именно не забывать про финансовую сторону, ведь если у организации возникли трудности в ее финансово-хозяйственной деятельности, это не значит, что она должна направлять все денежные средства на трудовые ресурсы и их развитие. Именно поэтому должен быть произведен предварительный расчет и анализ доходов и расходов, необходимо рассчитать, сколько чистой прибыли организация сможет получить, если инвестирует на определенные мероприятия по развитию персонала. Не стоит выбирать завышенный уровень подготовки работников, так как именно на конкретном предприятии этот уровень может себя не оправдать в полной мере.

На рисунке 1 представлена взаимосвязь рассмотренных понятий.

Рисунок 1 - Развитие персонала в сочетании с разными аспектами развития

Развитие персонала, как в компании, так и за ее пределами, является ключевым моментом формирования профессиональных и личностных навыков и умений, позволяющих работнику быть конкурентоспособным на рынке труда.

Высококвалифицированный, ответственный, трудолюбивый и инициативный персонал организации — одна из значимых составляющих успеха и процветания компании.