Файл: Особенности политики развития персонала малых предприятий (Понятие развития персонала).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы политики развития персонала малых предприятий
1.1. Понятие развития персонала
1.2. Анализ современных теорий развития персонала малых предприятий
2. Анализ политики развития персонала малого предприятия на примере ООО «Техноцентр»
2.1. Общая характеристика ООО «Техноцентр»
2.2. Оценка системы развития персонала в ООО «Техноцентр»
2.3. Мероприятия по совершенствованию системы развития персонала ООО «Техноцентр»
Чтобы этого добиться, необходимо организовать у себя на предприятии или в учреждении службу или отдел, занимающийся исключительно управлением персонала [4, с. 115].
Если фирма маленькая, то создавать такое подразделение не имеет смысла — достаточно одного работника или даже совместителя, обладающего знаниями в этой области.
Управление персоналом — деятельность, направленная на оптимальное использование сотрудников организации для достижения целей предприятия и самих работников.
Основной задачей указанной деятельности это поиск и выбор подходящих работников, обучение и проведение аттестации сотрудников, мотивация и стимулирование труда, создание комфортных условий работы, разрешение конфликтов.
При грамотном управлении персонал предприятия будут заинтересован в выполнении своих должностных обязанностей, для того чтобы получать достойную заработную плату и прочие вознаграждения. Люди будут ценить свои рабочими места [15, с. 134].
Для поиска нового сотрудника, руководитель подразделения подает заявку в кадровую службу, которая, в свою очередь, ищет подходящую кандидатуру, проводит собеседование, необходимое тестирование, организует встречу с непосредственным руководителем.
Отдел кадров разрабатывает предложения по стимулированию сотрудников с помощью различных методов, помогает уладить конфликты между людьми, возникающие в процессе совместной работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что совершенствование системы развития персонала организации включает в себя несколько элементов, которые состоят из маленьких процессов развития. Выбор конкретных мероприятий ложится на руководство и специализированные отделы, они подбирают нужную им систему развития. Впоследствии эта система может быть перевыбрана или изменена, так как только таким непрерывным путем организация сможет развивать и поддерживать на высоком уровне квалификацию своих работников. Именно эти комплексные меры руководства предприятия способны добиться преимущества перед конкурентами и закрепить свое место в рыночной среде. Помимо этого предпринимаемые действия помогут наладить взаимоотношения внутри коллектива, усилить их командный дух и направить на получение положительного результата в общих целях. Также необходимым условием совершенствования системы развития персонала является прозрачность. Персонал должен видеть полную и достоверную картину развития предприятия в целом, и понимать для чего это все происходит. Руководству же не стоит делать выводы сразу от применения выбранной системы, стоит дождаться результата по окончании года и только тогда деятельность предприятия станет эффективнее [6, с. 34].
1.2. Анализ современных теорий развития персонала малых предприятий
Изучая теоретические аспекты совершенствования системы развития персонала на том или ином предприятии, следует акцентировать внимание на современных тенденциях в данной области. Это обуславливается непрестанными изменениями, которые наблюдаются в глобальных и частных экономических процессах, преобразованием бизнеса и обновлением мировоззрения людей.
Казалось бы, не столь трудно нацелить персонал на прогресс и развитие, ведь существует большое количество апробированных методик и следует просто применить их в обучении персонала. Тем более, многие тренинги и семинары дают положительные итоги на протяжении длительного периода времени.
На самом же деле этот процесс является далеко не простым. Ведь если речь идет о совершенствовании системы развития персонала в бизнесе (а персонал используется в той или иной степени именно в бизнес процессах), то это имеет абсолютную взаимосвязанность с развитием собственно бизнеса, то есть персонал требуется развивать в условиях тренда, в котором движется компания [5, с. 143].
Если взять пример крупных компаний, то там методики и программы развития персонала меняются более четырех раз на протяжении года и это далеко не предел. Это обусловлено упомянутыми ранее переменами в ведении бизнеса.
Каждый бизнес-тренер или специалист по развитию персонала обязан с переменами в деятельности коммерческой организации менять собственные тренинги, иначе деятельность по развитию персонала приводит не к положительным последствиям, но к стагнации и закрепощению сотрудников в рамках действенных ранее, но не актуальных в настоящий период времени схем.
Безусловно, цель развития персонала следует согласовывать с целями развития правильного бизнеса, то есть учитывая меняющиеся тенденции. Современное предпринимательство является динамичной сферой, и только малая часть аналитиков может дать более или менее достоверные сведения относительно ситуации на следующие годы. Еще более трудной сферой является определение краткосрочных тенденций [20, с. 37].
Таким образом, стратегия развития персонала обязательно предполагает динамику.
Из вышеприведенных умозаключений легко вывести следующие важные качества развития персонала:
- адаптивность к нынешним тенденциям;
- регулярное обновление;
- использование только актуальных данных;
- согласование с целями бизнеса;
- нацеленность на развитие бизнеса [7, с. 56].
Определенно если вы хотите получить положительные итоги от развития персонала, следует точно понять какие параметры (вводные данные) вам следует включить в технологии развития и какой продукт (качества сотрудников), вы хотите получить.
Продуктивным управление развитием персонала является, если, вы хотите достичь далее приведенных качеств. Только предварительно следует отметить актуальность данных целей для инновационных и прогрессивных проектов, так как бизнес, который не требует активного развития и имеет прочную нишу, не нуждается в активном и деятельном персонале и это определенно факт [19, с. 75].
Для начала следует отметить в качестве важной характеристики любопытность и любознательность работников. Причем это качество важно и для профессионалов в определенном деле, и для новых сотрудников, которым получение опыта нужно попросту для нормальной работы. При этом следует воспитывать дисциплинированность сотрудников наряду с тягой к получению новых знаний, поиску инновационных направлений деятельности.
Следует развивать обучаемость сотрудников, то есть положительное отношение к приобретению новых знаний. Это более чем важно для развития компании. Причем данное качество нужно и для профессионалов в том числе, несмотря на мнение многих работодателей об отсутствии потребности обучать сотрудника который является профессионалом в определенной области [9, с. 157].
Важным фактором в работе на развитие персонала является сплочение и привитие склонности к командной работе. В частности если бизнес зависит от эффективности каждого участника, нужно дать каждому такие методики, которые позволяют чувствовать других, иметь представление о собственной роли, собственном вкладе и наиболее эффективных способах взаимодействия с остальными. Кроме того можно ввести практику корпоративных тренингов.
Для достижения предложенных итогов определенно требуется немалая работа. Причем работа разноплановая, так как каждый сотрудник обладает индивидуальными и уникальными качествами и для кого-то более просто дается нацеленность на новые знания, а кому-то проще взаимодействовать в команде. Именно и это обязательно учитывает качественная система развития персонала, которую используют в бизнесе [2, с. 32].
Только системность позволяет вести плодотворную работу, то есть развивать персонал последовательно и в соответствии с существующими требованиями. В отработанной системе учитываются индивидуальные характеристики и требования компании как целостного организма.
В этом плане в методы развития персонала следует неизменно включать такой параметр как точность обучения. Ведь, по сути, каждый специалист может получить некоторую информацию относительно собственной профессии, например в интернет пространстве, но про работу именно в вашей компании сотрудник может узнать только на специализированном тренинге, который предоставляется фирмой в соответствии с имеющимися требованиями.
Соответственно, для работников компании следует создавать такие условия (к примеру, базы знаний или технологию повышения квалификации), которые способствуют получению нужных компетенций именно в рамках вашей конкретной фирмы, не трудно понять насколько увеличивается их эффективность при создании подобных условий.
Следующим важным фактором системы, нацеленной на развитие персонала в организации, является модульность, то есть наличие определенных сегментов в технологии обучения, которые позволяют каждому ясно понять: из каких этапов состоит деятельность компании, ясно осознать собственную деятельность и наиболее существенные элементы этой деятельности, чтобы приобрести уверенность в своих силах и в своих знаниях.
Причем чем более простыми и доступными являются указанные модули, тем проще обучается персонал и тем эффективнее выполняет собственную работу. Конечно, тут следует учитывать и налаженность деятельности компании в целом, которой требуется отрегулировать процесс работы таким образом, чтобы каждый элемент обладал целостностью и законченностью, но при составлении этих элементов в единое целое получался уникальный и качественный продукт, созданием которого собственно компания и занимается [13, с. 157].
Базируясь на вышеизложенных принципах не трудно выявить этапы развития персонала от создания первоначального плана работы и целей до определения конкретных задач, которые ведут к их достижению.
Каким образом руководитель, вкладывающий финансовые средства и иные ресурсы в подготовку высококвалифицированных работников, может увидеть эффективность системы обучения на предприятии? Для этого существует метод оценки использованных приемов.
Благодаря ему можно понять, находится ли уровень подготовки работников в соответствии с начальной планкой, заданной руководством. Соотнесение результатов с общим объемом ресурсов, финансовых и иных, которые нужны для поддержания функционирования системы обучения в компании, позволяет понять, какой эффект дают инвестиции в развитие персонала.
Получение объективной оценки – непростой вопрос, так как требуется анализ и экономического, и мотивационного, и иных итогов, которые обеспечивает система развития персонала. В связи с этим характер оценок результатов обучения – комплексный. Он состоит из ряда показателей, среди которых критерий образования (рост квалификации специалиста, получение им новых навыков и знаний), критерий мотивации (уровень удовлетворенности сотрудников тем, что руководство объективно оценивает их труд, заинтересовано в развитии персонала на предприятии, поскольку вкладывает в это денежные средства), критерий, определяющий уровень психологического состояния коллектива, экономический показатель (финансовая отдача от средств, вкладываемых в обучение и развитие персонала), поведенческий (поведение сотрудников до и после обучения), производственный (повышение показателей и производительности труда).
От уровня формализации системы обучения сотрудников компании зависит сложность оценки ее результатов. Чем более она формализована, тем проще отслеживать ее итоги [16, с. 94].
Существуют определенные документы, регламентирующие все мероприятия, связанные с подготовкой сотрудников. Лучшим из них является «Положение об обучении и развитии персонала», где подробно описано, как нужно оценивать успешность системы занятий, и сказано о механизме закрепления обязательств участников процесса (работодателя и специалиста).
Если по итогам анализа становится ясно, что методика занятий с сотрудниками не является эффективной, не приносит ожидаемых результатов, компания должна уделить больше внимания подготовке и переобучению специалистов, сделав процесс совершенствования системы развития персонала рентабельнее [4, с. 95].
Нередко на создание высокоэффективной системы уходят годы. А совершенствовать уже созданную методику можно, внедряя новые информационные технологии, привлекая консультантов извне, разрабатывая планы совместной деятельности руководства, чтобы реализовывать единую политику развития кадров, социально стимулировать специалистов, пересматривая методы и формы обучения и т. д. Каждое предприятие определяет подходящую для себя систему, опираясь на свои цели и финансовые возможности.
Некоторые фирмы обучают персонал непрерывно, другие – организуют краткосрочные курсы, в ходе которых специалистам рассказывают о новых приемах трудовой деятельности и перспективных технологиях в производстве.
В ходе социального развития персонала в компании у сотрудников вырабатываются определенные общественные навыки, регулируется поведение в коллективе.