Файл: Корпоративная культура в организации (Анализ состояния корпоративной культуры в организации на примере ОАО "Авиакомпания "Башкирия").pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и источники формирования корпоративной культуры
1.1 Понятие корпоративной культуры, ее природа и классификация
1.2 Источники корпоративной культуры
1.3 Структура и содержание корпоративной культуры
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ВЕРОВАНИЯ
2.1 Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Использование корпоративной культуры как инструмента управления в ОАО "Авиакомпания "Башкирия"
2.3 Анализ развития и современного состояния корпоративной культуры организации
На сегодняшний день корпоративная культура ОАО "Авиакомпания "Башкирия" качественно отличается от всех остальных предприятий отрасли. Это находит свое проявление, прежде всего в месторасположении предприятии и влиянии местных традиций на общественные отношения. Отличительной чертой коллектива ОАО "Авиакомпания "Башкирия" является сплоченность и взаимовыручка. Это находит свое отражение в том, что руководств с пониманием относится к таким достаточно частым явлением организации как подмена. Зачастую работники подменяют один другого на договорных основах и паритетных началах, что значительным образом облегчает учет и нормирование труда, и не создает никаких дисбалансов или конфликтных ситуаций при оплате труда.
Понимание руководством потребностей персонала и принятие к сведению форс-мажорных обстоятельств, которые иногда имеют место у сотрудников, способствует формированию коллектива схожего с семьей. Такой коллектив не только может решать сложные ситуации, возникающие в организации, исходя из специфики ее действия, но и оперативно реагировать на любые потенциально опасные изменения внешне и внутренней среды, не говоря уже о рисках.
Кроме того, сам подход к оплате труда и организации труда также разработан с учетом не только психологических аспектов каждого сотрудника и в целом межличностных отношений, но и с учетом педагогической дидактики. Другими словами, сотрудники не только работают, но и в процессе труда обогащают собственные знания и развивают культурный и моральный аспекты личности. Такой подход способствует созданию в коллективе атмосферы сонаправленности собственно целей сотрудников и миссии всего предприятия.
Что касается организации труда необходимо отметить тот факт, что на предприятия нередки соревновательные действия между смежными по функциям отделами и подразделениями. Данные соревнования негативно не влияют на качество предоставляемых предприятием услуг, но наоборот повышаю их качество. Таким образом, на ОАО "Авиакомпания "Башкирия" создается не просто система управления качеством, а система интегрированного мониторинга качества предоставляемых услуг. Это способствует поддержанию торговой марки на высоком уровне и постоянному развитию конкурентных преимуществ, что позволяет в свою очередь выходить на новые рынки, завоевывать их и полностью охватывать своими услугами.
Еще одним отличительным аспектом корпоративной культуры, который нашел свое отражение в способе организации труда является коллективный труд в нерабочее время. К нему относятся не только субботники, но целенаправленные трудовые отряды, например при восстановлении последствий природных катаклизмов или техногенных аварий. Такой труд не является обязательным, однако, сложившаяся на предприятии система ценностей и взаимоотношения способствуют тому, что такую работу выполняет подавляющее большинство сотрудников.
Кроме того на предприятии присутствует такой элемент корпоративной культуры как шефство. ОАО "Авиакомпания "Башкирия" взяло шефство над некоторыми категориями лиц (ветеранов ВОВ) и учреждений (ДЮСШ). Это способствует не только приучению работников, прежде всего как граждан республики и жителей определенной местности, к уважению культурных и исторических традиций, но и к развитию и воспитанию патриотических настроев.
Все это способствует повышению морального и культурного уровня развития сотрудников ОАО "Авиакомпания "Башкирия", что в свою очередь находит свое отражение в организации межличностных и групповых коммуникаций внутри организации, а также во взаимоотношениях руководства и подчиненных.
В целом корпоративная культура предприятия нуждаются во внимании и развитии. Удачное управление изменениями может положительно отобразиться как повышении эффективности работы внутри организации так и на улучшении репутации ОАО "Авиакомпания "Башкирия" в стране и на мировом уровне.
Заключение
На основе анализа теоретико-методологических аспектов формирования и развития корпоративной культуры и исследования особенностей корпоративной культуры можно сделать следующие выводы:
1. Корпоративная культура – это сложное и комплексное понятие, которое может быть охарактеризовано с точки зрения двух концепций: рационально-прагматической и феноменологической. С точки зрения первой корпоративная культура – это одна из основных переменных, регулирующих поведение работника в организации, а формирование культуры связывают преимущественно с процессами, происходящими внутри организации. Феноменологическая концепция рассматривает культуру как сущность самой организации, как своего рода феномен, отражающий внутренние взаимосвязи, складывающиеся в организации как социальной системе.
2. По своему содержанию корпоративная культура включает в себя философию и идеологию управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами, они формируются под влиянием факторов внутренней и внешней среды и оказывают определяющее влияние на социально-экономические отношения в организации. Структура корпоративной культуры формируется на трех уровнях: уровне видимых ценностей, уровне ценностей и верований, уровне базовых предположений. Понимание взаимосвязей между каждым из уровней корпоративной культуры необходимо для того, чтобы определить ее сущность и создать условия для восприятия базовых ценностей всеми работниками предприятия. Основными источниками формирования корпоративной культуры являются: национальная культура, деловая среда, личностные оценки руководителя.
3. В силу сложности понятия корпоративной культуры, существуют различные подходы к ее классификации. Основными критериями классификации корпоративной культуры являются степень риска и скорость обратной связи с внешней средой, размер и структура организации, мотивация персонала, на распределении власти и личностных ценностей, отношение ко времени. Выбор того или иного типа корпоративной культуры осуществляется исходя из конкретных условий, в которых работает организация, а также их преимуществ и недостатков.
4. Результаты современных исследований корпоративной культуры подтверждают, что она способна оказывать определяющее воздействие на эффективность деятельности организации, и это влияние будет положительным в том случае, если в организации будет сформирована культура того типа, которая в большей степени будет соответствовать условиям ее функционирования.
Проведя SWOT-анализ ОАО "Авиакомпания "Башкирия", можно сделать выводы относительно достаточно благоприятного положения предприятия. Но учитывая возможности развития а также экономическую ситуацию, которая стабилизируется в России и которая непосредственно повлияет на качество управления предприятием, можно ожидать установления позитивного баланса предприятия и налаживания маркетинговых связей.
Список использованных источников
-
- Багриновский, К.А., Корпоративная культура в современной экономике России// Менеджмент в России и за рубежом.- 2014. - N 2 [электронный ресурс]. – режим досутпа: http:// www. dis.ru
- Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2016. – 672 с.
- Гаудж, П. Исследование мотивации персонала: учебник. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2015. – 272 с.
- Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. –М.: Юнити-Дана, 2016. – 512 с.
- Грошев, И.В. Организационная культура: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 288 с.
- Джордж, Дж. М. Организационное поведение. Основы управления. – М.: Юнити-Дана, 2015. - 464 с.
- Зельдович, Б.З. Организационное поведение: Учебник/ Б.З. Зельдович . – М.: Аспект Пресс, 2008. – 320 с. - ISBN 978-5-7567-0509-6
- Зинченко, Г.П. Социология управления[текст]: Учебник/ Г.П. Зинченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с. - ISBN 5-222-05124-2
- Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры. -СПб.: Питер, 2015. – 320 с.
- Капитонов, Э.А. Корпоративная культура: теория и практика: Учебник. – СПб.: Альфа-Пресс, 2015. – 352 с.
- Комаров, А.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2014. – 432 с.
- Кравченко, А.И. Социология управления: Учебник. – М.: Деловая книга, 2015. – 992 с.
- Красовский, Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 511 с.
- Кремнева, Н. Ю. Формирование корпоративной культуры: инновации и стереотипы/ Н. Ю. Кремнева //СОЦИС.-2015. - № 7. [электронный ресурс]. – режим доступа: http:// www.ecsocman.edu.ru
- Лукаш, Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом: Учебник. – М.: Финпресс, 2015. – 208 с.
- Лютенс, Ф. Организационное поведение. - М.: Инфра-М, 2015. - 692 с.
- Левкин, Н.Организационная культура: необходимость систематизации ключевых положений// Менеджмент в России и за рубежом.-2016. - № 4. [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www. dis.ru
- Макашева, З.М. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2014. – 272 с.
- Макарова, И.К. Управление персоналом: Учебник. – М.: Юриспруденция, 2014. – 304 с.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента. 3-е изд. – М.: Вильямс, 2015. – 672 с.
- Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – 864 с.
- Мишурова, В.И. Управление мотивацией персонала: Учебник. – М.: МарТ, 2013. – 224 с. - ISBN 5-241-00158-1.
- Могутнова, Н. Н. Корпоративная культура: понятие, подходы / Н.Н. Могутнова// Социс.-2015. - № 4. [электронный ресурс]. – режим доступа: http:// www.ecsocman.edu.ru
- Найджел, Дж. Х. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 364 с. - ISBN 5-238-00886-4
- Новый экономический словарь/ Авт. – сост О.А. Азрилиян. – М.: Институт новой экономики, 2016. – 1088 с.
- Пасека, С.Р. Корпоративная культура как фактор эффективного управления персоналом Региональная экономика: проблемы и перспективы развития. Научно-практическая конференция 24-25 июня, 2015 г. Бэлцкий Государственный Университет «А. Руссо» - Бэлць: Presa universitară bălţenă, 2015. – С. 99-105. - ISBN 9975-931-90-1
- Петрович, М.В.Вариативное управление. Словарь-справочник руководителя. – М.: Дикта, 2016 . – 368 с.
- Рогожин, С.В. Теория организации: Учебное пособие. 2-е изд.– М.: Экзамен, 2004. – 320 с.
- Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. – М.: Инфра-М, 2016. – 304 с.
- Сергеев, А.М. Организационное поведение: Учебное пособие. – М.: Академия, 2016. – 288 с.