Файл: Анализ финансового рынка России, его проблемы и пути решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономический спад явился одной из причин сокращения числа игроков страхового рынка в России.

Финансовый рынок России характеризуется рядом существенных проблем, среди которых можно выделить спекулятивный характер финансового рынка, его высокую волатильность, «утечку капитала» за рубеж, несовершенство системы регулирования и надзора. В настоящее время специалисты озадачены разрешением указанных проблем, реформированием финансового рынка России для выполнения его инвестиционной функции и превращением его в международный финансовый центр.

Развитие финансового рынка России в ближайшей перспективе будет зависеть от ряда факторов. Во-первых, важно, насколько длительными по сроку действия окажутся введенные против России санкции. Продолжение их применения в условиях снижения цен на нефть вызовет ускорение оттока капитала из страны и ухудшит ситуацию с инвестиционным спросом. Во-вторых, мировая экономика не вышла на траекторию устойчивого экономического роста в 2014 г., как это ожидалось ранее. В подобной ситуации рассчитывать на существенное расширение внешних рынков для российской продукции не приходится. В-третьих, существует угроза надувания и схлопывания очередного финансового пузыря на мировом финансовом рынке, прежде всего в сегменте фондового рынка.

Глава 3. Пути развития финансового рынка Российской Федерации

Рынок ценных бумаг является важнейшим сегментом финансового рынка. На его современное состояние повлияли и продолжают влиять различные негативные факторы: последствия кризиса 2008-2009 гг. и затянувшийся выход из него, падение мировых цен на нефть, антироссийские санкции.

Определим необходимые направления развития рынка ценных бумаг.

Во-первых, в настоящее время не теряют своей значимости и важности проблемы определения и выбора направлений для развития институтов инфраструктуры рынка ценных бумаг, связанные со снижением рисков и величины издержек инвесторов, с повышением качества услуг клирингового, депозитного и расчетного характера. На необходимость рассмотрения и решения данной совокупности проблем влияет и то немаловажное обстоятельство, что на фоне современного состояния инфраструктуры рынка ценных бумаг существует ситуация, в которой при оценке инвестором рисков вложения в определенную ценную бумагу доминирующим выступает риск не самого этого финансового инструмента, а инфраструктуры, обслуживающей его обращение.


Современная инфраструктура рынка ценных бумаг является крайне неоднородной по используемым стандартам и программному обеспечению. Частично это обусловлено отсутствием жесткого контроля регулирующих органов в ходе формирования инфраструктуры рынка ценных бумаг. В итоге практически все организации пользуются собственными стандартами документов и программного обеспечения. Поэтому замедляется работа всей инфраструктуры, она становится более дорогой, менее привлекательной.

В последнее время предпринимались меры, направленные на повышение эффективности инфраструктуры. Первые шаги состояли в принятии законов о центральном депозитарии и клиринге, позволяющих создать единое депозитарно-клиринговое пространство в РФ. Центральный депозитарий представляет собой организацию, в компетенции которой – централизованный на уровне государства учет прав по ценным бумагам и операций с ними, а еще хранение сертификатов ценных бумаг. Благодаря созданию центрального номинального держателя происходит ускорение операций с ценными бумагами, поскольку предполагает использование единых стандартов и программного обеспечения. Вся институциональная система становится более прозрачной.

Следующий шаг должен состоять в устранении существующих различий по стандартам, используемым рядом организаций. Для этого необходимо ввести общепринятые стандарты учета акций, электронного документооборота и отчетности. В особом внимании нуждается создание консолидированного электронного документооборота. Все стандарты следует разработать, исходя из мнения участников рынка. Ввод стандартов приведет к снижению инфраструктурных издержек, что в свою очередь сделает рынок более эффективным и привлекательным для инвесторов.

Среди нововведений, которые повлекут за собой снижение издержек инфраструктуры, может выступить изменение процедуры составления списка акционеров, которые будут участвовать в управлении компанией. На сегодня составлением реестра должен заниматься эмитент. С этой целью он должен запросить списки у регистратора, регистратор – обратиться за раскрытием к расчетному депозитарию, расчетный депозитарий – запросить раскрытие у номинальных держателей и так далее, по цепочке. Очевидно, что процедура составления является сложной, многоэтапной и потому довольно затратной. Большинство в таком списке – мелкие инвесторы, не участвующие в управлении. Вероятно, необходимо изменение или упразднение процедуры составления реестра. К вариантам замены относится процедура, предполагающая, что эмитент не составляет реестр, а сам акционер, желающий участвовать в собрании, обращается в депозитарий за подтверждением голосов и бюллетенями. В такой ситуации, в принципе, исключаются затраты на неиспользуемую информацию, что ведет к сокращению издержек инфраструктуры.


Для дальнейшего совершенствования инфраструктуры рынка ценных бумаг необходимо разрабатывать и совершенствовать законодательную базу клиринговых систем, устранять различия в стандартах, используемых организациями, сокращать трансакционные издержки путем реформирования регистраторской деятельности.

Во-вторых, необходимо решить проблемы в законодательном обеспечении рынка ценных бумаг.

Путем замены некоторых регуляторов, которые отвечают за разные рынки, ряд аспектов регулирования можно в значительной степени упростить, к примеру, речь идет о лицензионных требованиях, предъявляемых к соискателям. Лицензия представляет собой допуск к ведению профессиональной деятельности в пределах рынка. Благодаря процедуре лицензирования можно определить, готовы ли организации к выходу на рынок. Данной процедуре необходима жесткость ради предотвращения появления на рынке недобросовестных участников. Перечень требований, которые предъявляют к соискателю, в последние годы был заметно сокращен. Данные изменения могут вызвать некоторые негативные факторы, связанные с проникновение недобросовестных участников на РЦБ, из-за чего есть риск подорвать доверие инвесторов.

В-третьих, к важнейшим направлениям развития рынка ценных бумаг в России относится преодоление недоверия к нему со стороны инвесторов, включая физических лиц. В то время как для развитых стран характерно, что большей частью инвесторов являются физические лица, которые действуют через разнообразные фонды, банки или брокерские фирмы, в России данная категория инвесторов включает несколько десятков тысяч людей. Очень важно работать над повышением финансовой грамотности населения.

В-четвертых, необходимо создать унифицированную систему показателей для оценки рынка ценных бумаг, ввести компетентную рейтинговую оценку компаний-эмитентов и развивать специализированные издания, освещающие те или иные отрасли в виде объектов для инвестиций. Решения инвесторов касательно инвестирования в различные инструменты в основном зависят от рейтингов. Присвоение рейтингов – платная процедура. То есть деятельность рейтинговых агентств, по существу, относится к коммерческой деятельности. Посредством ввода санкций для рейтинговых агентств за предоставление некачественной и недостоверной информации о положении финансового института, эмитента можно добиться повышения качества получаемой инвесторами информации, формирования позитивного имиджа для отечественного финансового рынка.


Как меру защиты прав и интересов инвесторов и предоставления достоверной информации на рынке ценных бумаг можно рассматривать создание так называемых ярлыков или информационных знаков, финансовым организациям непременно следует их размещать на рекламе тех финансовых продуктов, которые представляют повышенный риск для инвесторов.

В-пятых, важное направление развития рынка ценных бумаг в РФ – увеличение обращающихся инструментов. Для этого нужно увеличивать кредитные операции под залог государственных и корпоративных ценных бумаг, развивать биржевую торговлю инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов. Положительным эффектом в развитии рынка ценных бумаг станет ввод дифференцированных требований к размеру и структуре собственного имущества финансовых институтов, зависимый от периодов экономического цикла: в период подъема – повышение, в период спада – снижение.

В-шестых, необходимо усилить меры борьбы с инсайдерской деятельностью на рынке ценных бумаг.

Операции с ценными бумагами на основе инсайдерской информации обычно связаны с покупкой или продажей ценных бумаг в нарушение обязательств, возлагаемых на доверенное лицо, или иных доверительных отношений с применением значимой внутренней информации о ценных бумагах. Правонарушения по инсайдерской информации могут также касаться передачи данной информации, торговли ценными бумагами лицами, которые получили такую информацию, а также торговли ценными бумагами лицами, которые незаконно завладели данной информацией.

В феврале 2015 г. Российская Федерация получила статус официального подписанта многостороннего меморандума о взаимопонимании по вопросам консультаций, сотрудничества и обмена информацией (IOSCO MMOU). Благодаря официальному подписанию IOSCO MMOU Банк России приступит к обмену информацией согласно этому документу. Присоединение к меморандуму повлечет за собой повышение эффективности деятельности Банка России в ходе осуществлении им надзорных функций, позволит стать участником разработки принципов и стандартов регулирования финансового рынка, поспособствует расширению сотрудничества с регуляторами финансового рынка других государств. Главные препятствия на пути вступления в IOSCO – отсутствие в России закона о противодействии инсайдерской информации и манипулированию рынком, отсутствие полномочий у тогдашней ФСФР к получению информации о банковских счетах и операциях граждан и юридических лиц. Устранить такие недостатки помогло принятие закона о борьбе с инсайдом.


Охрану нарушенных прав инвесторов стоит сделать максимально оперативной, по этой причине важным является создание в РФ специальных профильных судов по правонарушениям на фондовом рынке.

Далее определим направления развития банковской системы.

За счет смены моделей развития банковского сектора РФ Правительство РФ и Банк России должны реализовать комплекс соответствующих мероприятий, которые должны:

1. Создать условия, обеспечивающие во всех сегментах финансового рынка развитие конкуренции, включая всестороннее развитие существующих форм небанковского финансового посредничества (кредитная кооперация и микрофинансовая деятельность);

2. Создать соответствующую инфраструктуру, отвечающую современным требованиям, включая в рамках работы Правительства РФ и Банка России по формированию Международного финансового центра в Москве. При этом будут использоваться передовые банковские технологии, развиваться система бюро кредитных историй, система регистрации залогов, национальная платежная система и прочие платежные системы, в том числе значимые;

3. Качественно изменить подходы к созданию банковского надзора и регулирования, включая их приведение в соответствие с международными требованиями и стандартами;

4. Реализовать меры по консолидации банковского сектора и повысить конкурентоспособность кредитных организаций[53].

Для реализации задач перехода к интенсивной модели развития банковского сектора нужны серьезные изменения условий по его функционированию, во внутренней структуре и подходов к регулированию банковской деятельности, организации банковского надзора в РФ.

Выводы по Главе 3

Исходя из существующих внешних угроз для экономики России, на наш взгляд, крайне важно в текущем периоде проводить более активную экономическую политику, содействующую восстановлению экономического роста, а также, с одной стороны, создать условия для прекращения обмена санкциями, а с другой – ограничить возможности для влияния спекулятивных потоков капитала на экономику страны.

Рынок ценных бумаг является важнейшим сектором финансового рынка. В связи с этим в работе определены основные направления его развития и решения существующих проблем. Сырьевая направленность экономики приводит к сильной зависимости госбюджета от внешнеэкономической конъюнктуры основных сырьевых товаров экспорта России. Однако, на данном этапе развития рынок ценных бумаг России не готов работать во имя диверсификации из-за неразвитой инфраструктуры, а также ряда политических и экономических проблем.