Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Госплан и госрегулирование в Американской экономике.).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Госплан и госрегулирование в Американской экономике.
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.
АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ.
УЧАСТИЯ ТРУДЯЩИХСЯ В УПРАВЛЕНИЕ.
РУКОВОДСТВО: ВЛАСТЬ И ЛИЧНОЕ ВЛИЯНИЕ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОПЕРАЦИЯМИ
ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ
КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО.
Особое место надо дать ДВИЖЕНИЮ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ И ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ
Введение
Цель курсовой работы
Целью данной работы является выявление общих особенностей и характерных черт менеджмента, являющегося в современных условиях одним из главных компонентов успеха.
В соответствие данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявление особенностей и элементов менеджмента социалистической экономики, которые были залогом успеха при применении в Японской экономике.
2.Выявление превосходства менеджмента Японской экономики над Американской.
3.В рамках выданной информации создание видения методов и принципов менеджмента, которые явились залогом успеха в разном историческом периоде в разных странах, особенностями управления которых явились и являются по сей день методы социально-коллективного взаимодействия.
4.Также в данной работе показаны пути совершенствования этой модели.
Для большей наглядности и раскрытия темы данная работа будет представлена в виде сравнения.
К настоящему времени уже опытным путём доказано, что современная рыночная экономика не может существовать без государственно хозяйственной деятельности. Спорными остаются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Классики экономической теории А.Смит, Д.Рикардо считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, то есть на основе спроса и предложения без постороннего вмешательства, в том числе и государства. В реальности же рыночная экономика не способна существовать без постороннего вмешательства. Во время так называемой свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности, и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железной дороги, почты, телеграфа и т. п. Усиление государственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, экологией. Появляется острая необходимость вмешательства государства в механизм принятия регулируемых решений. Примером служит развивающийся в 1929-1933 годах кризис капиталистической экономики, ознаменовавший конец «эры» свободного предпринимательства. Он показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж.М.Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Эта теория получила практическое применение в экономике США в 50-е годы и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.
Из всего многообразия факторов, определяющих природу и причины богатства Америки, выделим роль государства и попытаемся выявить движущие силы активной позиции государства в переломные периоды развития американского общества.
Государственное регулирование давно стало неотъемлемой частью американского хозяйственного механизма. Американское государство не в состоянии самоустраниться от участия в хозяйственной жизни, так как проводимые им регулирующие мероприятия превратились в обязательное условие нормального течения воспроизводственного процесса. Из-за возросшего к началу 90-х годов государственного долга, достигшего астрономической суммы, дефицита торгового бюджета, серьезных трудностей с продвижением американских товаров на мировые рынки инфляция в США перестала быть «врагом номер один» американской экономики. Из-за особого положения США и их валюты в мировой экономике даже непроизводительное использование средств, составляющих и пополняющих государственный долг, не останавливает поступательное развитие американской экономики. В США ограничение негативных последствий деятельности монополий осуществляется по двум направлениям. В структурных отраслях, где существуют «естественные монополии», государство осуществляет прямое регулирование тарифов, цен, уровня прибыли и т. д. В других секторах инструментом предотвращения монополизации служит антитрестовское законодательство, которое распространяется на все формы хозяйственных объединений, дает возможность регулировать число конкурентов на рынке, влиять на фирменную структуру отраслей, воздействовать на размеры и направления оста корпораций.
Также государственное регулирование присутствует в аграрном секторе. Покупка кормов, реализация готовой продукции, покупка техники, его сервис и прочие необходимые товарно-денежные отношения фермеров регулируются государством.
Любой товарный рынок в развитых капиталистических странах завязан на фьючерсных контрактах. Ни одна компания никогда не будет вкладывать деньги ни в один бизнес, если она не будет уверена в ценах на сырье на десяток лет вперед. Именно поэтому, последние десять-пятнадцать лет, когда усилиями наших “западных друзей”, самый стабильный поставщик ресурсов на планете – СССР, превратился в неспокойную бурлящую массу, состоящую из множества горячих точек, западные сырьевые биржи начали активно продвигать механизм фьючерсных контрактов на поставки сырья. Если мы начнём сопоставлять данные по контрактам на поставки нефти, заключенные два-три года назад с сегодняшней политической ситуацией в Персидском заливе, то вы будете чрезвычайно удивлены тем, что периоды дорогих контрактов всегда соседствуют с относительно спокойной обстановкой в мире, а периоды дешевых контрактов - с нагнетанием ситуации.
Сырьевые биржи давно уже не работают по принципу определения цены на основе спроса и предложения. Это было бы слишком примитивно для такого развитого механизма как современная глобальная экономика. Контракты на поставку сырья известны и просчитаны на десятки лет вперед по фиксированным ценам (цены фиксированы в контрактах, в реальности кто-то терпит убыток, а кто-то другой получает прибыль). Производители реальных товаров, заключая такие контракты, чувствуют себя в относительной безопасности, а все риски, оказавшаяся под рукой массовка, либо простые жертвы обстоятельств.
Почему США и Англия? Именно они являются на сегодняшний день основными трейдерами сырья. Именно на их территории происходят все сделки.
Пример на кукурузе.
Американские бизнесы по производству этанола заключили контракты на поставку дешевой кукурузы на десяток лет вперед. Спекулянты, заключившие эти контракты, не догадывались о том, что цена на кукурузу пойдет резко вверх. На протяжении пятнадцати последних лет кукуруза являлась самым стабильным товаром на сырьевом рынке. Цена стояла на отметке два доллара за бушель.
Производители этанола, лоббирующие свои интересы в правительстве США, догадывались о том, что при повышении спроса на этанол, цена на кукурузу вырастет. Поэтому они постарались себя обезопасить и зафиксировали цену при помощи фьючерсов. Контракты были заключены с финансовыми компаниями, работающими на рынке США. Финансовые компании, заключившие подобные контракты, мало чем рискуют. У них все схвачено. В один год, американский фермер, продающий кукурузу на ближайший элеватор по цене два доллара за бушель, имеет чистый убыток в двадцать центов, который покрывается за счет дотаций и кредитов. На следующий год, американский фермер, продающий кукурузу уже по цене четыре доллара за бушель, имеет ТОЧНО ТАКИЕ ЖЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, КАК И В ПРОШЛОМ ГОДУ. То есть минус двадцать центов за бушель, покрывающийся за счет дотаций. Деньги крутятся внутри финансовой системы. Если финансист потеряет на контракте на поставку кукурузы, то он всегда найдет способ, как отыграть свои позиции на поставках, например, удобрений. Чем вам не рыночный механизм фиксирования цен? Чем вам не Госплан СССР? Связанные с повышением или понижением цен на сырье берут на себя финансовые спекулянты.
Чтобы получить реальную рыночную экономику, регулируемую спросом и предложением, чтобы получить реальные товары, ориентированные на реальные потребности потребителей,надо закрыть Лондонскую сырьевую биржу.
На сегодняшний день в США кредиты выдаются по 1-2 процента годовых, бензин стоит дешевле молока .Чем не социализм ? Эти цены у них не регулируются рынком
21 августа 1923 была создана Государственная Комиссия СССР по Планированию при Совете Труда и Обороны СССР при Совете Народных Комиссаров СССР (СТО СССР). Изначально Госплан СССР играл консультативную роль, координируя планы союзных республик и вырабатывая общий план. С 1925 Госплан СССР начал формировать годовые план развития народного хозяйства СССР, которые назывались «контрольные цифры». Прообразом его создания явилась Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), работавшая с 1920 по 1921 год. В Положении о Государственной общей плановой комиссии, утверждённой Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 февраля 1921, определено: при Совете Труда и Обороны создается общеплановая комиссия для разработки единого общегосударственного хозяйственного плана на основе плана электрификации и для общего наблюдения за осуществлением этого плана.
В начале своей деятельности Госплан СССР занимался изучением положения в экономике и составлением докладов по определённым проблемам, например, по восстановлению и развитию угледобывающих регионов. Разработка единого экономического плана страны началась с выпуска ежегодных контрольных цифр, директив на 1925—1926 годы, которыми были определены ориентиры по всем отраслям экономики. Основной задачей во все периоды своего существования являлось планирование экономики СССР, составление планов развития страны на различные сроки. В 90-ые в угоду хозяевами Запада Госплан был уничтожен, однако сегодня снова заходит речь о необходимости долгосрочного государственного планирования.
«Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут…» (И.В.Сталин. 4 февраля 1931 года. I Всесоюзная конференция работников социалистической промышленности — об индустриализации).
Благодаря созданной И.Сталиным системе хозяйствования, экономика Советского Союза гигантскими темпами вставала на ноги. Определяющую роль в этом процессе сыграл Госплан СССР. И.В.Сталин понимал, что без планирования никакую эффективную экономику создать не удастся, поэтому, создав Госплан СССР и построив эффективную социалистическую экономику, Сталин фактически построил государство-суперконцерн, который в послевоенные годы стал полностью самодостаточным и обеспечивал себя всей необходимой продукцией. С момента своего основания руководитель государства И.В.Сталин стремился сделать Советский Союз самодостаточной, экономически независимой страной. Такой подход, способствовал проведению государством самостоятельной внешней и внутренней политики и позволял вести переговоры с любыми партнёрами и по любым вопросам на равных, укреплял обороноспособность, повышал материальный и культурный уровень населения.
Определяющую роль в достижении данных целей играла индустриализация. Именно на неё были направлены основные усилия в предвоенные годы, тратились силы и ресурсы. При этом руководству СССР удалось добиться значительных результатов. Так, если в 1928 году на производство средств производства (промышленность группы «А») в СССР приходилось 39,5% валовой продукции всей промышленности (ВВП), то в 1940 году этот показатель достигал уже 61,2%.
Благодаря использованию советской плановой системы хозяйствования удалось, во-первых, наиболее оптимально с точки зрения различных затрат, а во-вторых, наиболее выгодно с точки зрения достижения результатов не только разместить значимые производственные мощности, но и создать целые промышленные районы. В 1938—1940 годах в Госплане СССР специалистами этого ведомства были составлены обзоры о выполнении планов по экономическим районам Союза, планы о ликвидации нерациональных и чрезмерно дальних перевозок. Были разработаны и проанализированы районные балансы (топливно-энергетический, материальные, производственных мощностей, транспортный), составлены планы по кооперированию поставок в территориальном разрезе, изучены крупные районно-комплексные схемы.
Всё это позволило СССР обеспечить в предвоенные годы высокие темпы экономического развития. В 1940 году по сравнению с 1913-м валовая продукция промышленности (ВВП) был увеличен в 12 раз, производство электроэнергии — в 24, добыча нефти — в 3, добыча чугуна — в 3,5, стали — в 4,3 раза, выпуск станков всех видов — в 35 раз, в том числе металлорежущих — в 32 раза. Автомобильный парк страны к июню 1941 года вырос до 1 млн 100 тыс. машин.
В 1940 году колхозами и совхозами государству было сдано 36,4 млн тонн зерна. Это позволило не только полностью обеспечить внутренние потребности страны, но и создать необходимые резервы. При этом было значительно расширено производство зерна на востоке страны (Урал, Сибирь, Дальний Восток) и в Казахстане. Благодаря грамотно построенной экономической системе, усиленно росла оборонная промышленность. Темпы роста военного производства в годы второй пятилетки составили 286% по сравнению со 120% роста промышленного производства в целом. Среднегодовой темп роста оборонной промышленности за 1938—1940 года составил 141,5% вместо 127,3%, предусмотренных третьим пятилетним планом. В итоге к началу войны Советский Союз превратился в страну, способную производить любой вид промышленной продукции, доступной в то время человечеству.