Файл: Трудовые конфликты в организации: типовые причины и методы профилактики ( Совершенствование управления трудовыми конфликтами в ООО «Лидер»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы управления конфликтами в организации
1.1 Сущность, структура и функции конфликта
1.3 Стратегия развития конфликта и их топология
Глава 2 Управление и профилактика конфликтов в организации
Глава 3 Совершенствование управления трудовыми конфликтами в ООО «Лидер»
3.1 Общая характеристика исследуемого предприятия
3.2 Методы предупреждения конфликтов
Сегодня предприятие, по своему техническому и профессиональному уровню, не уступает передовым предприятиям в данной отрасли.
Таблица 3 - Состав и структура товарной продукции ООО "Лидер"
Отрасль и виды продукции |
Годы |
|||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||||
т.руб. |
% |
т.руб. |
% |
т.руб |
% |
т.руб |
% |
т.руб |
% |
|
всего: |
50081698 |
100 |
55117583 |
100 |
56257525 |
100 |
56482049 |
100 |
57588131 |
100 |
строительные конструкции |
4604993 |
9,2 |
4835709 |
8,7 |
5020997 |
8,9 |
5124600 |
9,1 |
5598071 |
9,7 |
столярные изделия |
199707 |
0,3 |
200345 |
0,3 |
203768 |
0,4 |
210453 |
0,4 |
251996 |
0,4 |
песок |
27308876 |
54,5 |
27651840 |
50,2 |
28000992 |
49,7 |
28006759 |
49,6 |
28173075 |
48,9 |
гравий |
17533120 |
35 |
17804478 |
32,3 |
18036765 |
32,1 |
18108832 |
32,2 |
18319256 |
31,8 |
цемент |
4355002 |
8,7 |
4625211 |
8,4 |
4995003 |
8,9 |
5031405 |
9 |
5245733 |
9,1 |
На основании представленных данных, можем сделать следующие выводы: наблюдается рост объемов производства в течение всего периода. В 2011 году по сравнению с 2010 годом рост объемов производства составил 10%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом – 2%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом – 0,4%, в 2014 году по сравнению с 2013 годом – 2%, т.е. увеличение объемов производства является незначительным (рис.1).
Рисунок 1 – Динамика годового объема производства продукции
за 2010-2014 гг.
В соответствии с уставом ООО "Лидер" основным органом управления является единоличный исполнительный орган, т.е. директор.
Главный специалист по маркетингу и снабжению
Главный инженер
Главный бухгалтер
Директор
Проектный отдел
Отдел главного механика
Отдел главного энергетика
Бухгалтера
Рисунок 2 -Организационная структура ООО "Лидер"
Дополнительные органы управления представляют собой те органы управления Общества, которые образуются исключительно по волеизъявлению участников Общества. Обязанность учреждения дополнительных органов управления Общества законодательно не предусмотрена.
В ООО "Лидер" дополнительным органом управления является совет директоров. Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется исполнительным единоличным органом – директором.
Единоличный исполнительный орган (директор) избирается советом директоров Общества.
Совет директоров в соответствии с Уставом Общества определяет:
- дату, время и место проведения собрания;
- повестку дня собрания;
- порядок проведения собрания;
- внесение дополнений и изменений в Устав;
- выбор директора;
- решение о реорганизации Общества;
- решение о ликвидации Общества, определение ликвидационной комиссии, а также утверждение ликвидационных балансов и многое другое.
Исполнительный орган в лице директора подотчетен совету директоров.
Директор предприятия осуществляет деятельность на принципах единоначалия и выполняет следующие функции:
-действует от имени предприятия без доверенности в отношениях со всеми учреждениями, предприятиями, организациями;
-принимает работников предприятия на работу;
-имеет право подписи всех бухгалтерских, правовых документов предприятия;
-утверждает штатное расписание предприятия;
-издает распоряжения и приказы, обязательные всеми работниками предприятия для исполнения;
-обеспечивает ведение отчетности и бухгалтерского учета, организует обеспечение сохранности материального имущества предприятия;
-распоряжается в установленных уставом пределах имуществом предприятия;
-обеспечивает выполнение по договорам обязательств;
-обеспечивает безопасные условия труда персонала.
Главный специалист по маркетингу и снабжению осуществляет следующую работу:
-составляет проекты перспективных, оперативных годовых и планов субподрядных и подрядных работ;
-доводит до исполнителей плановые задания;
-организует учет по их выполнению и составляет по работе отчет;
-проводит экономический анализ осуществления производственно-хозяйственной деятельности;
-разрабатывает по выполнению повышения эффективности работы предложения и т.д.
Проектный отдел осуществляет следующие функции:
-разработка технико-коммерческих предложений;
-подбор оборудования;
-изготовление необходимой документации и др.
Главный инженер несет ответственность за воплощение технической политики в жизнь. Главный механик контролирует и организует эксплуатацию арендованного и собственного парка машин, оборудования и механизмов; контролирует деятельность ремонтно-механических мастерских. Главный энергетик контролирует и организует эксплуатацию связи и энергетического хозяйства.
Отдел главного бухгалтера разрабатывает проект перспективных оперативных и годовых планов по труду; подготавливает и контролирует по правильному расходу фонда заработной платы и повышению производительности труда мероприятия; внедряет научную ориентацию труда и т.д.
3.2 Методы предупреждения конфликтов
ООО "Лидер" в основном базируется на продаже и (сервисном) обслуживании клиентов. Это значит, что ежедневно почти всем сотрудникам фирмы приходится тем или иным образом встречаться, общаться, решать вопросы с большим количеством людей - это и покупатели, и клиенты сервисного центра, и конкуренты, и, наконец, сослуживцы.
Каждый человек индивидуален, у каждого свои проблемы, переживания, у каждого свой характер. Чтобы не возникало конфликтных ситуаций, нужно уметь находить подход к любому человеку. Это далеко не всегда и не у каждого получается.
В данной фирме, как уже было определено раньше, большинство работников - это молодые люди, которые совсем недавно начали свою профессиональную деятельность на рынке товаров и услуг. Ежедневно им приходится решать массу вопросов, и, естественно, возникают конфликты: различные взгляды и мнения на ту или иную ситуацию, несовпадение интересов и многое другое.
В ООО "Лидер" нередко возникают конфликты с покупателями. Чаще всего это происходит в результате чрезмерной придирчивости самих покупателей, их неуважительном отношении и грубости.
Конфликты с конкурирующими фирмами могут возникнуть по причине «переманивания» работников, покупателей или клиентов сервисного центра на свою сторону.
Разногласия между руководителем и его подчиненными могут возникать по нескольким причинам:
- работник не приходит вовремя на работу без уважительных причин;
- неуважительно относится к начальству и не прислушивается к советам и требованиям;
- из-за плохого настроения руководитель срывает зло на подчиненных, незаслуженно обвиняет, делает их крайними и т. д.
Генеральный директор часто бывает в командировках или просто отсутствует на рабочем месте, поэтому очень редко принимает участие в разрешении конфликтов, а также в их предотвращении. Конфликтные ситуации иногда пытается разрешить старший инженер, но ему это не всегда удается.
При разрешении конфликтной ситуации руководитель чаще всего прибегает к материальным методам, то есть лишает премии, причитающихся процентов от продажи (оказания услуг) или урезает заработную плату виновного лица, а если такое не найдено, то наказывает обе конфликтующие стороны.
Такой подход к решению проблем нередко вызывает негативную реакцию и настроения среди работников, порождает новые конфликты, вследствие чего коллектив становится менее дружным, разлаженным.
Прежде чем идти на крайние меры (лишение премии, увольнение) проблемную ситуацию можно попытаться разрешить "мирными" способами, а лучше попытаться предотвратить возникновение конфликтов.
3.3 Разработка стратегии разрешения конфликтов
Проанализировав микроклимат данной организации, установлено, что основные конфликты возникают между генеральным директором и подчиненными, причинами которых являются невнимательное отношение руководителя к работникам, нежелание или неумение взаимодействовать со своими сотрудниками.
Для развития в себе необходимых качеств переговорщика, а также умения грамотно разрешать конфликтные ситуации существуют различные семинары и тренинги для руководителей и управляющих. Например, Региональный центр оценки персонала предлагает "тренинг поведения в конфликтных ситуациях" или "тренинг мотивации и управления персоналом"; Центр Бизнес Решений "STAFF" проводит семинары и тренинги по выявлению наилучших методов оценки специалистов различных уровней, эффективной организации рабочего процесса персонала, приглашая специалистов с большим опытом работы из Москвы и других регионов России.
Так как в организации нередко возникают конфликты, то среди сотрудников имеет место повышенная нервозность. Данная нервозность, несомненно, будет отражаться на результатах работы предприятия в целом. К примеру, может сузиться круг клиентов предприятия, вследствие чего упадет рентабельность предприятия. Чтобы таких проблем не возникало необходимо предпринять ряд мер по нормализации психологического состояния сотрудников.
Для эффективного выполнения задач по психологической разгрузке сотрудников необходимо иметь психолога. Но по причине того, что ООО "Лидер" является очень маленькой фирмой с небольшими доходами, содержать психолога постоянно не предоставляется возможным. В этом случае также можно направить сотрудников на психологические тренинги, проводимые различными компаниями. Для своевременного предотвращения конфликтов необходимо четко знать состояние коллектива, общий психологический фон и примерную психологическую устойчивость каждого члена коллектива.
Для наибольшего сближения руководителя с работниками, лучшего понимания друг друга, необходимо иногда проводить совместные мероприятия с участием всех членов коллектива.
Регулярно (еженедельно) проводить собрания. В коллективе постоянно у сотрудников возникают те или иные вопросы, разногласия, и лучший способ их разрешить - это регулярно их обсуждать и совместно находить лучшее решение. На подобных внутренних собраниях рекомендуется также давать слово каждому сотруднику высказать свою точку зрения, выступить с предложениями. Общаясь, люди учатся не только слушать, но и слышать и понимать друг друга.
Рекомендуется отмечать всем коллективом как небольшие, так и значимые достижения организации. К таким событиям относится заключение удачной сделки, отличный результат фирмы за месяц. При этом, рекомендуется поздравлять ни кого-то в отдельности, а всех сотрудников, подчеркивая, что только благодаря стараниям всех удалось чего-то достичь. Еще в конце девятнадцатого века руководители развивающихся фирм заметили, что результат труда выше у того коллектива, который совместно справляет праздники, связанные как с народными гуляниями, так и только с компанией, в которой они работают.
Ничто так не объединяет людей как еще и совместное время провождение вне офиса. Можно, к примеру, выбрать какие-то спортивные мероприятия (боулинг либо бильярд), а можно просто вместе сходить в блинную, кафе либо ресторан. В теплое время года можно организовать выезд на природу.