Файл: Диагностика и построение корпоративной культуры (Глава 1. Сущность корпоративной культуры и методы ее диагностики).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
Введение
Увеличение уровня образования, квалификации и профессиональных навыков персонала требует от руководителей применения более эффективных и действенных способов управления. Для того чтобы повысить эффективность управления, недостаточно управлять поведением персонала. На сегодняшний день важно применять управленческие технологии, направленные на мысли и чувства сотрудников, с целью формирования общественного мнения и настроения.
Особенности такого типа управления заключаются в установлении и ведении адресных и постоянных коммуникаций с разнообразными группами социума - с корпоративными партнёрами, с широкой общественностью и СМИ, с государственными структурами и местными органами управления, с финансовой стороной, а также непосредственно, с самими работниками.
В ходе работы с персоналом организации, возникает необходимость в формировании целостной системы ценностей, правил и норм, иными словами - корпоративной культуры, которая позволяет достигнуть конечного результата существования предприятия, сосредоточить усилия мотивационной политики персонала, и дать возможность самореализоваться каждому сотруднику. Важно понимать, что корпоративная культура является не только имиджем организации, но и эффективным инструментом для стратегического управления бизнесом. Формирование корпоративной культуры неразрывно связано с новшествами, которые направлены на достижение бизнес целей и, как следствие, повышает конкурентоспособность.
Корпоративная культура - это совокупность основополагающих предложений, которые принимаются всеми сотрудниками организации и получают своё выражение в ценностях, которые задают им ориентиры действий и поведения. Такие ориентиры передаются через каждого работника по всей организации с помощью символических средств её материального и духовного окружения.
В своей сущности корпоративная культура содержит такие идеи, взгляды, ценности, которые признают и которых придерживаются все члены и работники компании. Следует обозначить, что, рыночные отношения на современном этапе развития диктуют организациям необходимость обозначения и реализации системы ценностей, которая носит название - корпоративная культура.
Правильная разработка и применение корпоративной культуры может способствовать повышению конкурентоспособности любого предприятия.
Именно поэтому особенности корпоративной культуры образовательных учреждений представляют собой интерес как историко-педагогический феномен и как культурно-образовательный.
Целью работы является диагностика и разработка предложений по совершенствованию управления корпоративной культурой АНО ДО «Планета Детства «Лада» детского сада № 190 «Дюймовочка»
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- Провести анализ основных подходов к разработке корпоративной культуры и сравнить основные определения корпоративной культуры с представлениями о корпоративной культуре образовательного учреждения, изложенными в работах современных педагогов и организаторов образовательного процесса;
- Обозначить основные субъекты, которые выступают в качестве организаторов разработки и внедрения корпоративной культуры образовательного учреждения;
- Обозначить основные элементы корпоративной культуры современного образовательного учреждения;
- Исследовать формирование корпоративной культуры современного государственного учреждения системы дошкольного образования АНО ДО «Планета Детства «Лада» детском саду № 190 «Дюймовочка».
Объект исследования: государственное учреждение системы дошкольного образования, работающее в условиях рыночной экономики и в ситуации корпоративных отношений.
Предмет исследования: корпоративная культура.
Информационную базу исследования составили труды российских и зарубежных авторов; годовая отчетность компании АНО ДО «Планета Детства «Лада» детского сада № 190 «Дюймовочка» являющимся объектом исследования, а также, основные положения педагогических теорий, раскрывающих взаимосвязь организации педагогического процесса с социальными и общественными явлениями.
Глава 1. Сущность корпоративной культуры и методы ее диагностики
1.1.Понятие и особенности корпоративной культуры
Термин «корпоративная культура» за последнее время получил широкое распространение педагогическим сообществом. Это связано с тем, что в современных рыночных условиях, когда большая часть профессиональных и социальных объединений выстраивает свою работу на базе корпоративных взаимоотношений, система дошкольного образования призвана сформировать у будущих специалистов навыки работы, которые направлены на достижение корпоративных интересов и целей. Помимо этого, образовательные учреждения, которые получают большие права и относительную экономическую независимость, представляют собой субъекты конкуренции, то есть, призваны отстаивать свои личностные интересы на рынке образовательных услуг. Приходится согласиться с мыслью, что «невозможно представить себе ситуацию, когда общество строит свои структуры по принципу корпоративных интересов, а образовательные учреждения остаются вне поля гражданских отношений» [1, с. 11].
Сам термин «корпорация» еще несколько десятилетий назад отличался негативной окраской и смыслом, в отличие от термина «коллектив». Например, психологический словарь трактует слово «корпорация» как "организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узко индивидуалистических интересов. Межличностные отношения в корпорации опосредствуются асоциальными, зачастую антисоциальными ценностными ориентациями. Персонализация индивида в корпорации осуществляется за счет деперсонализации других индивидов” [2, с. 177-178].
Современная литература представляет обширное количество определений термина «корпоративная культура». Стоит отметить, что, как и множество других определений организационно-управленческих дисциплин, этот термин нельзя истолковать в общем виде. Современная научная и учебная литература насчитывает огромное количество определений «корпоративной культуры».
Корпоративная культура - это система вещественных и внутренних ценностей, проявлений, которые взаимодействуют между собой и свойственных определенной организации, которая определяет ее неповторимость и понимание себя и других в общественной и материальной среде, выражающуюся в поведении, согласованности, понимании себя и окружающей среды [17, с.18].
“Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды” [17, с.18]/
Корпоративная культура - это система ценностей, традиций и принципов, которые позволяют всем в организации продвигаться в едином курсе как единого целого [1, с.13].
Корпоративная культура - это комплект особо значимых положений, которые приняты членами предприятия и сформулированы в заявляемых ценностях предприятия, которые задают сотрудникам направления их поступков и поведения.
Корпоративная культура - это сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях [30, с.26].
Корпоративная культура - это убеждения, круг интересов и ценности, которые разделяют все в организации. В данную группу включены навыки, традиции, опыт, процессы принятия решений и коммуникации, страхи, мифы, ожидания и устремления, надежды, действительно познанные сотрудниками организации.
Организационная культура - это то, как сотрудники относятся к неплохо проделанной работе, при всем этом и то, что разрешает организации работать слаженно вместе. Это то, от чего сотрудники организации занимаются разнообразной работой в границах именно этой организации. Это то, о чем имеют сведения все, за исключением, вероятно, только директора [21, с.35].
Все вышеприведённые определения и понятия позволяют вывести новое видение корпоративной культуры. Уточним и дополним категорийный аппарат понятия «корпоративная культура»:
Корпоративная культура представляет собой особый комплекс ценностей и традиций, систему убеждений и профессиональной этики, устоявшийся психологический климат и имидж компании, поддерживаемый всеми сотрудниками и направленный на достижение общих целей организации.
На сегодняшний день корпоративная культура является мощным рычагом повышения конкурентоспособности любого предприятия. Это основано на том, что персонал, объединённый единым духом, едиными традициями и целями, подкрепленными компанией, трудятся наиболее эффективно и достигают поставленных целей, в отличие от разобщенного коллектива.
В современных обстоятельствах управления, когда направление экономической деятельности в существенной форме определено конкурентоспособностью организации, с укреплением корпоративной культуры начинается развитие организации. При этом организация как субъект права не выпускает из виду целесообразность определения «коллектив» (от лат. collectivus - собирательность). Коллектив как «общественное единство людей, сплоченная на основании общественно существенных целей, коллективных ценностных направлений, коллективной работы и общения» - это часть организации, занятие которой устанавливается в рамках конкуренции [3, с. 112].
Основной функцией образования считается бескорыстное культивирование внутренних ценностей, обеспечение передачи культурного наследия, воспитание и формирование личности подрастающего поколения. Это опеределяет демократический, гуманный нрав достижения корпоративных целей, необходимость соблюдения культурных образцов педагогической деятельности. Без наличия традиционной культуры не сможет быть основано конкурентоспособное образовательное учреждение.
Корпоративная культура образовательного учреждения несет в себе двойную природу: с одной стороны, это культура конкурентоспособности, с другой - это классическая культура, созданная для сохранения и увеличения педагогических ценностей. В ходе двух последних десятилетий можно наблюдать возрастающий интерес к разработке и реализации корпоративной политики в области этики (Corporate Ethical Policies) с целью содействия этическому поведению всего персонала компании или предприятия. Рассмотрим ряд факторов, оказывающих влияние на такой возрастающий спрос и интерес к корпоративной политике компании, среди которых:
- повсеместное недоверие к деятельности предпринимателей;
- ориентирование на более высокий уровень жизни населения;
- стремление и необходимость того, чтобы администрация не действовала только ради собственной выгоды;
- растущая и увеличивающаяся мощность корпораций и важность регулирования работы определенных групп интересов;
- возрастающий общественный интерес к этим вопросам и большая осведомленность в них.
Любая корпоративная политика в основе своей содержит определенные корпоративные документы (корпоративный кодекс культуры, ценности и миссия, методы и способы ведения бизнеса), определяющие философию организации и ценности или кодекс поведения для обозначения правил работы с определенными дилеммами в ходе бизнеса, которые могут возникнуть на рабочем месте.
- Создание и внедрение корпоративной политики является значимым социальным явлением в большинстве компаниях. Этот процесс был запущен в Штатах, далее распространился на Европу, Японию и Канаду. В течение последнего времени эта практика дошла и до стран Латинской Америки.
- Кодекс корпоративной этики является основополагающим и важным элементом, входящим в состав корпоративной политики. Еще одной мерой, входящей в корпоративную политику компании является принятие во внимание этических норм в процессе подбора сотрудников, аттестации и организации карьеры. Результаты показывают, что это обычная практика в компаниях всех типов (в независимости от того имеют они официальные документы, связанные с этическим поведением или нет) и во всех странах.
Возникает актуальный вопрос о необходимости корпоративной культуры образовательному учреждению.
Важность её заключается в том, что она даёт возможность без административного нажима, естественными способами отобрать самые эффективные межличностные отношения, направленные на достижение внутрикорпоративных целей, и соответствующие модели поведения сотрудников. Превознося такие ценности как творческая направленность, компетентность, способность к внутренней и внешней образовательной конкуренции, к коллективной работе, развитие гордости за образовательное учреждение, корпоративная культура (далее КК) увеличивает сплоченность персонала компании, координирует согласованность в их поведении. “Когда люди имеют единые ценности и нормы поведения, нет необходимости указывать им, как они должны поступить в каждой конкретной ситуации: организация может быть «уверена», что ее члены примут правильное решение, руководствуясь своими культурными нормами и ценностями” [4, с. 77].