Файл: Диагностика и построение корпоративной культуры (Глава 1. Сущность корпоративной культуры и методы ее диагностики).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
В рамках количественной стратегии диагностики культуры одна из самых популярных методов диагностики выступает метод К. Камерон и Р. Куинн. Авторы предлагают использовать в рамках этого метода «процедуру анализа неких сценариев, в которых реакция респондентов отражает степень, в какой написанные сценарии оказываются знаковыми для культуры их собственной организации... Респонденты могут не осознавать критически важные атрибуты культуры, пока им не бросится в глаза намек, включенный в сценарий вопросника» [4, с. 163].
Так, К. Камерон и Р. Куинн исследовали индикаторы эффективности крупных компаний по двум измерениям. В рамках первого измерения, одни компании считают себя эффективными, если они стабильны, предсказуемы и механистически целостны, другие - если они склонны к переменам, адаптивны и постоянно движутся вперед. Второе измерение рассматривает критерии эффективности либо как внутреннюю ориентацию, интеграцию и единство, либо как внешнюю ориентацию, дифференциацию и соперничество. Эти два измерения образуют четыре квадранта, каждый из которых соответствует своему типу организационной культуры. Данная типология представляет практическую ценность, так как охватывает ключевые характеристики культур, в т.ч. в области управления персоналом, позволяет получить их качественные и количественные оценки и осуществлять диагностику изменений культуры предприятий. Инструментом оценки текущей культуры и ее предпочтительного состояния является разработанная авторами типологии анкета. Методика построения профилей организационной культуры (OCAI) является достаточно известной и популярной среди западных и отечественных консультантов [17, с. 53].
Организационная диагностика дает представление о сильных и слабых сторонах организации, ее ресурсах, потенциальных возможностях, показывает, какие элементы системы управления игнорируются, упускаются или недооцениваются. Кроме того, диагностика организации - это чрезвычайно полезная работа для развития управленческого мышления и повышения управленческой квалификации самих менеджеров компании. Это ценнейший ресурс, который нуждается в постоянной «подпитке» и непрерывном развитии.
Глава 2. Анализ функционирования и развития корпоративной культуры АНО ДО «Планета Детства «Лада» в детском саду № 190 «Дюймовочка»
2.1.Характеристика АНО ДО «Планета Детства «Лада» детского сада №190 «Дюймовочка»
Детский сад № 190 «Дюймовочка» - структурное подразделение Автономной Некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада», г.Тольятти, имеет группы общеразвивающей направленности приоритетным осуществлением деятельности по познавательному направлению развития детей.
Функционирует на основе нормативно правовых документов в сфере образования РФ, а так же Устава АНО, Положения о детском саде №190, локальных нормативных актов.
Расположен в Автозаводском районе, 8 квартал, Приморский бульвар, 7. Заведующая детским садом Ольга Анатольевна Вашурина.
Функционирует детский сад № 190 «Дюймовочка» на основе нормативно-правовых документов в сфере образования РФ, а так же Устава АНО и других локальных нормативных актов.
Режим работы: с 06.30 до 18.30 часов (выходные дни: суббота, воскресенье). В детском саду функционирует 12 групп: - 2 группа раннего возраста (с 2 до 3 лет), 10 групп дошкольного возраста (с 3-8 лет).
Управление детским садом осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Исполнительным органом считается руководитель (заведующий), который осуществляет текущее руководство деятельностью детского сада.
В детском саду сформированы коллегиальные органы управления, к которым относятся: Общее собрание работников, Педагогический совет, Методический совет, Совет родителей. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются Уставом АНО и локальными актами.
Управляющая система состоит из двух структур:
- структура - общественное управление: Общее собрание работников, Педагогический совет, Методический совет, Совет родителей.
- структура - административное управление, которое имеет линейную структуру:
- уровень - заведующая детским садом.
Управленческая деятельность заведующего обеспечивает материальные, организационные, правовые, социально-психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом.
Объект управления заведующего - весь коллектив.
- уровень - заместитель заведующего по воспитательно методической работе, заместитель заведующего по административно хозяйственной работе. Объект управления управленцев второго уровня - часть коллектива согласно функциональным обязанностям.
- уровень управления осуществляется воспитателями, специалистами и обслуживающим персоналом.
Объект управления - дети и родители (законные представители).
- уровень субъектами являются дети и их родители.
Стратегические направления деятельности коллектива детского сада в 2015- 2016 учебном году были определены в рамках реализации программы развития детского сада, которая содержательно отражает основные линии развития современного образования.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с ООП детского сада адаптировано к требованиям ФГОС.
Обязательная часть реализуется с учетом содержания программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. В соответствии с ФГОС ДО, участники образовательного процесса обеспечивают развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях с учетом современных технологий. Вариативная часть ООП реализуется с учетом содержания парциальной программы «Чаша жизни», авторами-составителями которой являются Т.П. Дегтярева, О.Г.Цветкова, Л.А.Морозова, О.А. Вашурина.
Развитие воспитанников с учетом региональной специфики, социокультурной, природной и экологической среды, осуществляется участниками образовательного процесса в соответствии с программой «Путешествие в родную страну». Автор-составитель данной программы А.Х. Тинникова.
Для достижения поставленной цели работа была направлена на:
- повышение профессиональной компетентности педагогических кадров;
- реализацию мер, направленных на сохранение, укрепление физического, психического и социального здоровья детей;
- осуществление деятельности по оптимизации системы развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников;
- внедрение и использование современных образовательно - оздоровительных технологий, форм, методов и приемов работы с детьми;
- внедрение интерактивных форм взаимодействия с семьями на основе принципа дифференцированного подхода.
В детском саду № 190 «Дюймовочка» обеспечены условия для повышения профессиональной компетентности 70% педагогических кадров через курсовую подготовку; 36% педагогов через различные формы непрерывного профессионального образования; увеличилась до 67% доля аттестованных педагогических работников.
В детском саду № 190 «Дюймовочка» реализован комплекс мероприятий, направленных на развитие инновационной инфраструктуры детского сада, через обеспечение деятельности творческой группы, работы методического совета для сопровождения инновационной деятельности педагогического коллектива; увеличения доли педагогов (до 45%) - участников в мероприятиях различного уровня.
В детском саду № 190 «Дюймовочка» создана материально-техническая база для последующего внедрения новых образовательных технологий и организации образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования.
В детском саду № 190 «Дюймовочка» созданы условия для расширения сферы информационного взаимодействия с населением: создание сайта детского сада и получения обратной связи на разном уровне посредством использования информационно-коммуникативных технологий.
Важнейшим аспектом анализа деятельности любого предприятия является анализ его основных организационных и экономических показателей деятельности. Исходя из специфики организации, её видов деятельности и структуры, можно рассматривать и анализировать разнообразные показатели деятельности.
В таблице 2.1 представлены основные показатели деятельности детского сада за период 2014-2016 года.
Таблица 2.1 - Организационно-экономические показатели ДОУ
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Абс. отклонение |
Относ.отклонение |
||
2016/2015 |
2015/2014 |
2016/2015 |
2015/2014 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. У правленческие и коммерческие расходы, тыс.руб. |
3970 |
4873 |
8791 |
3583 |
853 |
74,68 |
21,59 |
2.Основные средства, тыс.руб. |
6211 |
8014 |
14550 |
6556 |
1812 |
81,27 |
29,83 |
3.Численность персонала, чел. |
128 |
191 |
251 |
62 |
63 |
32,63 |
49,61 |
4.Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
22908 |
24336 |
39793 |
14455 |
2386 |
56,94 |
18,37 |
5 .Производительность труда работающего, тыс.руб. |
527,6 |
362,8 |
416,9 |
55 |
-156,4 |
15,88 |
-30,22 |
6.Среднегодовая заработная плата работающего, тыс. |
182,2 |
138,6 |
159,2 |
24,5 |
-47,5 |
18,84 |
-26,23 |
7. (О бщее количество дошкольников, чел. |
247 |
243 |
272 |
29 |
-3 |
1,12 |
0,97 |
8. Доход от деятельности (платные услуги), тыс.руб. |
189 |
209 |
304 |
95 |
20 |
1,45 |
1,10 |
Представим графическую интерпретацию организационно-экономических показателей АНО ДО «Планета Детства «Лада» детского сада № 190 «Дюймовочка».
Рисунок 2.1 - Динамика производительности труда и среднегодовой заработной платы работающего
Динамика таких показателей как производительность труда и среднегодовая заработная плата показывает, что заработная плата в 2015 года выросла по сравнению с 2014 годом почти в той же мере, что и производительность труда. Небольшое превышение темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда стимулирует рост производительности труда, но в такой ситуации также существует угроза инфляции. Руководству организации следует уделить особое внимание сохранению связи между затратами труда и его оплатой для поддержания производительности труда сотрудников на нужном уровне. Как правило, внедрение мероприятий, направленных на улучшение использования рабочего времени и совершенствование организации труда, позволяет сохранить рост заработной платы примерно в той же мере, что и рост производительности труда.
На рисунке 2.2 представлена графическая интерпретация изменения общего количества дошкольников детского образовательного учреждения.
В 2015 году произошло небольшое снижение общего количества дошкольников по сравнению с 2014годом с 243 человек до 240 человек.
В последующем, начиная с 2016 года и по сегодняшний день, наблюдается стремительное увеличение общего количества дошкольников детского образовательного учреждения. Так в 2016 году общее количество дошкольников увеличилось на 29 человек и достигло показателя 269 человек.
Это может свидетельствовать о благоприятной демографической ситуации в городе, а также о повышении престижа и востребованности в услугах данного дошкольного учреждения. Кроме того, можно сделать вывод о том, что исследуемое дошкольное учреждение пользуется спросом не только со стороны родителей, но и тех потенциальных сотрудников, которые хотели бы работать в данном коллективе.
Рисунок 2.2 - Изменение общего количества дошкольников детского образовательного учреждения
По результатам проведенного анализа организационно-экономических показателей АНО ДО «Планета Детства «Лада» детского сада № 190 «Дюймовочка» и рисунков, можно сделать вывод о том, что учреждение достаточно стабильно в своей деятельности. Так, количество дошкольников имеет тенденцию к росту, в 2016 году по сравнению с 2015 годом количества дошкольников детского образовательного учреждения увеличилось на 29 человек и достигло показателя 269 человек, что говорит о востребованности в услугах данного учреждения. Все организационно-экономические показатели достаточно полно отражают результаты деятельности детского образовательного учреждения.