Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика налоговой системы РФ
Этапы формирования налоговой системы РФ
1.2 Структура построения налоговой системы РФ
Глава 2 Проблемные аспекты и пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
2.2 Пути реформирования налоговой системы РФ на современном этапе развития экономики
2.3 Разработка модели оптимизации управления Федеральной налоговой системы России
Общий объем поступления акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2016 г. прогнозируется в размере 523 923,6 млн руб. (0,67% к ВВП)5.
Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2016 г. прогнозируется в объеме 58 053,0 млн руб. (0,07% к ВВП).
По сравнению с оценкой за 2015 г. прогнозируется увеличение поступления акцизов на 8 422,7 млн руб., или на 17,0%.
Изменения коснулись и водного налога, при расчете которого к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. По сравнению с 2015 г. он возрос на 0,17 и составил в 2016 г. 1,32. Кроме того, при заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога увеличилась до 93 руб. за 1000 куб. м. Поступление водного налога в федеральный бюджет на 2016 г. прогнозируется в объеме 2 687,5 млн руб. По сравнению с оценкой за 2015
- г. прогнозируется увеличение поступления водного налога на 167,5 млн руб., или 6,6%, что обусловлено увеличением ставок по всем видам водопользования в 1,32 раза (на 331,7 млн руб.).
Огромное значение имеют новые значения ставки и коэффициента для расчета НДПИ в отношении нефти. Базовое значение ставки на период
- г. равно 857 руб. за 1 т. Для сравнения, в прошлом году оно составляло 766 руб. за 1 т. К тому же, с 1 января повысилось значение коэффициента Кндпи, который используется при расчете показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.
Значение корректирующего коэффициента в отношении НДПИ на газовый конденсат так же повышено и теперь составляет 5,5. В прошлом году он был равен 4,4.
С учетом всех изменений по поступления от НДПИ в 2016 г. прогнозируются в объеме 3 661 456,8 млн руб., что составит 4,65% к ВВП. В том числе по нефти - 3 075 250,8 млн руб.; по газу горючему природному - 445 366,7 млн руб.; по газовому конденсату - 109 643,0 млн руб.; по прочим полезным ископаемым - 26 345,2 млн руб.; по нефти, добываемой на континентальном шельфе РФ, - 4851,1 млн руб.
Анализируя основные изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2016 г., можно наглядно удостовериться в том, что государство предприняло значительные меры для повышения поступлений в федеральный бюджет. Однако не стоит оставлять без внимания и поддержку со стороны государства.
Сложившаяся ситуация способствует увеличению налогового бремени как для физических, так и для юридических лиц. Правительство ищет новые пути и способы пополнения бюджета на всех уровнях, все чаще обсуждаются законопроекты, потенциально влекущие увеличение налоговых ставок[13].
Оценивая принятые меры и их потенциальное влияние на развитие экономики страны можно сказать, что социальная поддержка населения крайне важна, особенно в условиях не стабильной экономики. Для государства не целесообразно повышать налоговою нагрузку для еще больших пополнений бюджета в ущерб населению, так как это может привести к развитию теневой экономики, а так же спровоцировать социальные напряжения.
Глава 2 Проблемные аспекты и пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
2.1 Анализ проблемных аспектов и направления совершенствования системы налогового контроля как условия эффективности налоговой системы РФ.
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов.
В практике организации налоговых систем обычно выделяют такие варианты их построения, как:
- разграничение налоговых источников по бюджетным уровням;
- система долевого участия бюджетных звеньев в использовании налогов;
- система равных прав налогообложения.
Следует отметить, что на построение налоговой системы влияет ряд факторов.
Полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога), налоговая нагрузка, соотношение между прямыми и косвенными налогами, соотношение между налогами и объёмами внутренней и внешней торговли, характеризуют собой экономические факторы[14].
Для построения налоговой системы определяющее влияние оказывают также факторы политического и правового характера, как распределение хозяйственных функций между федеральным центром и местными органами власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра.
При этом отметим, что в практике хозяйствования существуют два вида налоговой системы - шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы, каждая из которых облагается налогом по специальным правила.
Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
Налогами номер один, т.е. первой группы налогов в Великобритании являются традиционные доходные статьи в бюджете - налог с населения.
Здесь общегосударственными налогами являются подоходный налог, налог с прибыли корпораций, прибыль на прирост капитала, налог на доходы от нефти, налог с наследства, НДС, пошлины, акцизы и гербовый сбор, которые приносят казне более 90 % дохода.
Всего 10 % составляют местные налоги, в основе которого лежит обложение на имущество. Примерно 60 % федерального бюджета составляет подоходный налог с физических лиц[15].
Старая система так называемого «шедульного» обложения основана на принципах настижения облагаемого дохода на момент появления ее.
Имеющие уровни налогооблагаемых доходов - шедулы от A до F, т.е. шесть уровней еще имеют внутреннее деление. Например, уровень шедулы А - облагаемый уровень дохода по статье «собственность на землю, от строений и сооружений, квартплата за сдаваемое в наем жилые дома или квартира».
Шедула (С) - доходы от государственных ценных бумаг. (D) - производственно-коммерческой деятельности. (E) - заработная плата. (F) - дивиденды и другие выплаты с юридических лиц.
В Великобритании, также, как и в России и других странах, физические лица наемного труда не составляют налоговую декларацию и их доход, т.е. зарплата облагается налогом прямо и централизованно через бухгалтерию организации.
Бухгалтерия централизованно подает на своих работников налоговую декларацию через компьютерную сеть или в магнитных носителях информации.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
Для достижения эффективности налоговой системы необходимо выполнение двух условий:
- Обеспечение налоговых доходов в объемах достаточных для выполнения государством своих функций.
- Создание финансовых условий для возобновления воспроизводственного процесса.
Именно через механизм установления налогов, субъектов и объектов налогообложения, налоговой базы, ставок налогов, льгот и санкций, изменения условий налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов. И здесь важно добиться действенности механизма налогового контроля[16].
Современная система взаимодействия контрольных органов имеет определенные недостатки. Эти недостатки связаны, прежде всего, применяемыми в настоящее время методиками оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов.
Отсутствие возможности учета всей совокупности результатов налогового контроля, а также отсутствие учета показателей бюджетных затрат являются наиболее существенными недостатками системы налогового контроля. Устранение этих недостатков связано с использованием при оценке системы налогового контроля эффективности структурно-функционального подхода.
В этом плане в основу предложенной методики был положен сформированный многоуровневый комплекс показателей эффективности, формируемых на основе налоговой отчетности и данных бухгалтерского учета.
Ныне налоговый контроль предполагает три уровня контроля (рис. 1):
Рис. 1. Направления налогового контроля
Методика позволяет не только оценить, но и сопоставить эффективность основных форм контроля.
Ныне налоговый контроль предполагает три уровня контроля (рис. 1):
Сегодня признано целесообразным дополнить систему критериев оценки территориальных налоговых органов такими важными показателями, как:
- упростить в досудебном порядке заключения мирового соглашения в общем объеме налоговых споров;
- производить добросовестным агентам - налогоплательщикам мелкого, частного индивидуального бизнеса встречные льготы;
- повышать действия результативных выездных проверок встречных обязательств и дисциплины налогоплательщика без судебных разбирательств[17].
Признано целесообразным для повышения результативности налогового администрирования и уменьшения практики уклонения от уплаты налогов, применять действенные меры, направленные на снижение налогового бремени в экономике, что может быть достигнуто на основе:
- установления стандартных размеров налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в виде необлагаемого вычета, соответствующего сумме минимального размера оплаты труда;
- снижение налога на конечного потребителя, т.е. самого несправедливого налога на сегодня - НДС в размере до 14 % и далее ниже все большим креном (переходом) на прямые налоги;
- снижение совокупной налоговой (фискальной) нагрузки на субъекты, относящиеся к малому бизнесу путем снижения тарифов страховых взносов и др.
- начисление штрафных налоговых санкций методом поглощения большим штрафом меньших штрафов.
Конечно, возможны и другие методы, и инструментарии в системе совершенствовании налогового контроля, т.к. этот процесс совершенствования бесконечен[18].
Главное, чтобы в этих сложных условиях деятельности, совершенство обеспечило качественный рост результативности налогового администрирования и уменьшение практики уклонения от уплаты налогов.
Самыми важными факторами действенности и эффективности контрольной работы налоговых органов является целый спектр результативных нововведений и совершенствование действующих методик контрольных проверок, что сводится к проведению мер по:
- внедрению совершенной системы и методики подготовки и обучения, переквалификации и отбора специалистов - налоговиков;
- совершенствованию и внедрению новейших форм и методов налоговых проверок, основанные на единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок;
- применению единой системы организации контроля и оценки работы налоговых инспекторов, что позволит полнее учитывать результаты деятельности каждого инспектора, а также эффективно распределять налоговые обязанности при планировании камеральных и выездных налоговых проверок;
- применению мер соразмерного наказания за налоговые правонарушения.
Необходимо также создание надлежащих условий для обеспечения финансовой безопасности и функционирования всей финансовой системы страны. Важно при этом принять меры, исключающие малейшую возможность развития коррупции и злоупотребления должностными лицами.
Поэтому считаем, что для совершенствования налогового контроля в Российской Федерации также необходимо постепенно повышать налоговую культуру в стране.
2.2 Пути реформирования налоговой системы РФ на современном этапе развития экономики
Исходя из материала представленного в работе можно сделать вывод о необходимости реформирования налоговой системы РФ. Наиболее прогрессивными и важными представляются ниже перечисленные реформы и изменения.
1.Реформа налоговой системы должна быть комплексной, все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два принципиальных, можно сказать, политических решения: