Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность приме­нения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются со­ответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В на­стоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объ­ектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспорт­ный налог. Кроме того, значительное число включенных в налоговую сис­тему России налогов уплачивается физическими лицами.

Акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых формаль­но являются юридические лица, фактически (не номинально, как другие кос­венные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. физические лица.

Акциз - федеральный налог, который установлен НК РФ, введен в действие федеральным законодательством и взимается на всей территории России. В зависимости от вида акцизного товара в БК РФ устанавливаются разные нормативы зачислений акцизов в федеральный бюджет[7].

Поэтому в ст. 50 БК РФ к налоговым доходам федерального бюджета от­носятся акцизы по семи видам подакцизных товаров. Причем нормативы от­числений акцизов на разные подакцизные товары будут разными. Например, акцизы на легковые автомобили полностью (100 %) зачисляются в доход фе­дерального бюджета, а акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 %. Остальная часть зачисляется в доходы региональных бюдже­тов. То есть в качестве федерального налога здесь выступает акциз, который, в зависимости от вида подакцизного товара, БК РФ разделяется на семь видов налоговых доходов федерального бюджета в соответствии со ст. 50 БК РФ.

Такая же ситуация с налогом на добычу полезных ископаемых, который в БК РФ разделен на 4 вида налоговых доходов федерального бюджета в за­висимости от вида полезного ископаемого или места его добычи.


Вместе с тем из налоговой системы России с принятием поправок в ча­сти первой НК РФ исключена таможенная пошлина. Особое место в рос­сийской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступле­ния по которому зачисляются как в бюджетную систему страны, так и в со­ответствующие государственные внебюджетные социальные фонды. При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Эго качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повы­сило их уверенность в незыблемости налоговой системы[8].

Таким образом, установленный в НК РФ перечень налогов является не только исчерпывающим, но и обязательным для законодательных (представи­тельных) органов власти. Однако такое положение существовало не всегда.

До введения НК РФ в российской налоговой системе существовало деле­ние региональных и местных налогов на обязательные и необязательные. Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды налогов, несмот­ря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории. Особенно характерно это было для местных налогов. Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» из установленных двадцати трех видов местных налогов два­дцать видов были необязательными. Как открытый перечень налогов, так и установление необязательных налогов размывали единую налоговую систему страны, разрушали важнейшие принципы ее построения [9].

Введение в НК РФ положения, устанавливающего закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение.

Так как в истории российской налоговой системы был четырехлетний период - этап неустойчивого налогообложения, когда органам власти субъ­ектов Федерации и местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество региональных и местных нало­гов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК РФ в России насчитывалось более сотни наименований и видов налогов. Вместе с тем в части федеральных на­логов их перечень установлен в НК РФ, может изменяться только решением федеральной законодательной власти. С момента принятия и вступления в действие с 1 января 1999 г. части первой НК РФ были отменены такие «экзо­тические» налоги, как сбор за пограничное оформление, налог на отдельные виды транспортных средств.


Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень ре­гиональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на тер­ритории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие регио­нальные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъ­ектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие пред­ставительными органами муниципальных образований.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с пре­обладанием косвенного налогообложения.

Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный показатель для косвенных налогов. В ча­стности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль обеспечива­лась не менее 74-96,5 %, тогда как в этот же период собираемость НДС со­ставляла 63-82,9 %. Поэтому фактические поступления косвенных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямого налогообложения[10].

На сегодняшний день поступления от налогов, сборов специальных нало­говых режимов распределились следующим образом: НДС - 29,7 %, НДПИ - 14,9 %, налог на прибыль организации - 8,3 %, акцизы - 1,8 %. Треть бюдже­та формируется за счет косвенного налогообложения. Исключительные осо­бенности имеет российская налоговая система в части классификации нало­гов по субъекту уплаты. Вместе с тем о роли соответствующей категории на­логов в налоговой системе страны следует судить в основном не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны - их доли в общей сумме налоговых поступлений

На сегодняшний день российскую налоговую систему можно класси­фицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, ней­тральную.


Анализ влияния экономической ситуации на налоговую систему России в 2016 году

Негативные тенденции во внешнеполитической ситуации вокруг Рос­сии привели к ухудшению общего экономического состояния. Падение кур­са рубля, обвал цен на нефть, рост цен внутри страны - со всем этим при­шлось столкнуться россиянам и Правительству РФ еще в 2014 г.

В качестве меры борьбы со сложившейся ситуацией, был опубликован антикризисный план под официальным названием "План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социаль­ной стабильности в 2015 году", который был утвержден Распоряжением Правительства от 27 января 2015 г. № 98-р. Документ содержал перечень из шестидесяти первоочередных мероприятий, включая федеральные законы, постановления Правительства и акты федеральных органов исполнительной власти, которые были нацелены на обеспечение качественного развития экономического сектора и социальной стабильности в период сложной внешней политической обстановки. Изначально было определено, что пере­чень первоочередных мероприятий не является исчерпывающим и будет при необходимости дополняться новыми антикризисными мерами. Поскольку стабилизация экономики не была достигнута, необходимость доработки Плана возникает до настоящего момента. Внесение корректировок в план - вполне ожидаемая мера, так как планирование в условиях нестабильной экономической ситуации крайне затруднительно, как на федеральном, так и региональном уровнях. О сложности планирования на региональном уровне в своей статье говорит Н.А. Истомина: "Поскольку фактические значения базовых экономических показателей, на основе которых было построено планирование регионального бюджета, в условиях кризиса существенно отклоняются от плановых (в меньшую сторону), бюджет субъекта Федера­ции по доходам не исполняется. Это вызывает необходимость корректиров­ки первоначального плана по расходам, возможно, привлечения дополни­тельных источников покрытия дефицита. Поскольку степень отклонения фактических показателей бюджета от плановых значений может быть доста­точно существенной, качество бюджетного планирования в условиях кризи­са не является высоким"[11].

Функционирующий документ под официальным названием "План действий Правительства Российской Федерации, направ­ленный на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году" был утвержден Председателем Прави­тельства РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым 1 марта 2016 г. "Теку­щий План состоит из двух разделов: структурные реформы до 2018 года, а также незамедлительные меры в 2016 году, всего - 120 неот­ложных мероприятий. По официальным данным, полная стоимость антикри­зисных мер достигла 830 млрд рублей. В обозначенную сумму уже вошли 447 млрд рублей, которые были учтены в бюджете, 40 млрд рублей из Фон­да народного благосостояния, а также 134 млрд рублей, которые необходи­мо где-то найти".


Итак, реализация антикризисного плана, а значит и стабилизация эко­номической обстановки страны требует значительных сумм. Так как колос­сальная доля, а именно 84% от всех доходов, формирующих Федеральный бюджет страны, приходится на налоговые платежи, то справедливо утвер­ждать, что именно за счет модернизации налоговой системы государство способно повысить поступления в бюджет, кроме того, посредством созда­ния оптимальной налоговой системы возможно создать условия для успеш­ного и эффективного развития экономики страны.

Для того, чтобы понять, повлияет ли современная экономическая обста­новка на систему налогообложения в России, достаточно оценить изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2016 г.

С начала года возросли пени за просрочку уплаты налога. Это связано с тем, что пени за несвоевременное перечисление налога зависят от ставки рефинансирования[12]. С 2016 г. ЦБ РФ не устанавливает ее самостоятельное значение, теперь она равна ключевой ставке, которая составляет 11%. Став­ка рефинансирования была значительно меньше - 8,25%.

Решение ЦБ РФ уравнять ставки повлияет и на другие суммы, выплата которых связана с нарушением норм Налогового кодекса, как налогопла­тельщиком, так и налоговым органом. Например, ставка рефинансирования используется при определении процентов, начисляемых на сумму задол­женности, когда налогоплательщику предоставляется отсрочка или рассроч­ка уплаты налога по отдельным основаниям. Исходя из этой же ставки рас­считывается размер процентов, которые налоговый орган должен перечис­лить налогоплательщику, в случае неправомерной блокировки счета органи­зации в банке.

Усилены меры налоговой ответственности за непредставление в срок ежеквартального расчета по НДФЛ. За каждый полный или неполный месяц нарушения установленного срока подачи расчета по исчисленным и удер­жанным суммам НДФЛ с налогового агента взыскивается 1000 руб.

Введен штраф за подачу документов с недостоверными сведениями. Если налоговый агент не подаст уточненные документы до того, как узнает, что инспекция обнаружила недостоверность представленных данных, он будет обязан уплатить 500 руб. за каждый документ с не точными данными.

Крупным повышением доходности бюджета послужит увеличение ста­вок акцизов на некрепкий алкоголь, табачные изделия и автомобили с мощ­ностью двигателя свыше 90 лошадиных сил. Так же возросли ставки на ав­томобильный бензин всех классов. На бензин 5 класса ставка возросла на 2000 руб. и составила 7530 руб. за 1 т. На бензин, который не соответствует такому классу, повышение ставки еще существеннее: она увеличилась на 3200 руб. и составила 10500 руб. за 1 т.