Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Численность сотрудников центров обработки данных будет варьироваться от 500 до 1500 человек в зависимости от объема обрабатываемых документов и объема поставленных задач.

Оптимальным является проведение АВС-анализа ИФНС в динамике за 5-7 лет с шагом в 2 года. Данный метод явля­ется количественным и объективно сег­ментирует все ИФНС (-1100) по основ­ным показателям текущей деятельности на 3 и более сегментов.

Описание бизнес-процессов целевой модели

Для выбора региона, города, опреде­ления размера ЦОД и подготовки техни­ко-экономического обоснования их открытия необходимо выделить критерии оценки выбора месторасположения ЦОХД:

  • наличие действующего ЦОХД в регионе/федеральном округе;
  • количество налоговых документов в регионе/федеральном округе;
  • транспортная доступность (нали­чие сети железных, автомобильных до­рог).

Кабинетная часть исследования так­же включала комплексный количествен­ный анализ статистики налогового доку­ментооборота всех российских регионов по четырём видам документов за не­сколько лет: бухгалтерская и налоговая отчетность, истребованные документы, регистрационные документы, печать и рассылка В качестве используемой статистики выступают следующие документы, обра­батываемые в ЦОХД, проклассифициро­ванные в несколько основных групп:

  1. Бухгалтерская и налоговая отчет­ность: все налоговые декларации физиче­ских и юридических лиц. Наблюдается тенденция к увеличению доли деклара­ций, представляемых в электронном виде.
  2. Истребованные документы: все документы, дополнительно запрашивае­мые налоговыми органами у налогопла­тельщиков в рамках тех или иных меро­приятий, как правило, в рамках налого­вых проверок (счет-фактура, товарная накладная, платежное поручение, акт о приемке выполненных работ, товарно­транспортная накладная, книга продаж, договор (контракт, соглашение). Именно массовые документы целесообразно об­рабатывать в ЦОХД.
  3. Регистрационные документы: до­кументы, представляемые налогопла­тельщиками, проходящими те или иные регистрационные процедуры в налоговых органах (заявление о государственной регистрации юридического лица при со­здании, протокол, учредительный дого­вор юридического лица, документ об оплате государственной пошлины и т. д.). Большинство из этих документов не тре­бует полной оцифровки и переноса се­мантических данных.
  4. Печать и рассылка: документы, рассылаемые налоговыми органами в ад­рес налогоплательщиков (уведомления физическим лицам об уплате транспорт­ного, земельного налога и налога на недвижимое имущество). С введением единого уведомления количество рассы­лаемых документов существенно сокра­тится.

В настоящее время существуют сле­дующие центры обработки и хранения данных:

  • Москва; обслуживает г. Москву, Московскую, Курскую, Смоленскую, Тверскую, Рязанскую, Тульскую, Яро­славскую области;
  • Санкт-Петербург; обслуживает г. Санкт-Петербург и Ленинградскую об­ласть;
  • Нижний Новгород; обслуживает Нижегородскую область;
  • Волгоград; обслуживает Волго­градскую область;
  • Кемерово; обслуживает Кемеров­скую область, но только в рамках печати и рассылки налоговых уведомлений, ввод налоговых документов в данном ЦОД не производится.

В остальных субъектах РФ на базе существующих инспекций создаются центры подготовки документов (далее - ЦПД). Задача повышения качества опера­тивной деятельности и управляемости системы Федеральной налоговой службы осложняется большим количеством реги­онов в совокупности с их большой пло­щадью и расстояниями до крупных горо­дов. Одним из современных инструмен­тов повышения эффективности является создание автоматизированной системы для передачи функций в центры обработ­ки данных.

Для централизации на уровне центра обработки данных функций ввода, печа­ти, рассылки и хранения налоговых до­кументов необходимо существенно мо­дернизировать и расширить существую­щие центры. По результатам технико­экономического обоснования в дополне­ние к 5 существующим ЦМВ были вы­браны кластеры с центрами в следующих регионах:

  • г. Хабаровск (Владивосток, Благо­вещенск);
  • г. Екатеринбург (Челябинск/Уфа);
  • г. Казань (Самара);
  • Подмосковье (Мытищи/Королев/ Подольск/Тула/Калуга/Рязань).

В соответствии с международной методикой бизнес-планирования UNIDO для целевой модели создания ЦОД рас­считаны планы производства и логисти­ки, управления персоналом и организа­ции деятельности, финансово-инвести­ционный. В данных планах определены эталонные значения ключевых показате­лей деятельности ЦОД в части экономи­ки, производительности и персонала. В рамках системного подхода построена целевая процессная модель деятельности ЦОД [8]. Целевая модель системы массо­вого ввода и печати имеет следующую организационно-функциональную струк­туру. Схематично описание бизнес­процессов целевой модели представлено на рисунке 2.

Для выбора целевых регионов раз­мещения новых ЦОД проведён социаль­но-экономический анализ регионов стра­ны с использованием корреляционно­регрессионного и АВС-анализа. Со­ставлен перечень ключевых региональ­ных и производственных показателей де­ятельности налоговых инспекций страны для бенчмаркинга.


Полевая часть исследования вклю­чала диагностику трёх из пяти действу­ющих ЦОД в разных городах страны по­средством личных интервью ключевых руководителей, тайминга выполняемых операций сотрудниками. В рамках соци­ально-экономического положения регио­нов анализировались: объем валового ре­гионального продукта; число предприя­тий и организаций; число малых пред­приятий; численность населения; плот­ность населения и т. д. В рамках транс­портной инфраструктуры регионов ана­лизировались: густота автомобильных дорог; количество отделений связи (поч­товых отделений). Базируясь на анализе каждого показателя, составлен итоговый рейтинг регионов. (Представлен в приложении)

На основе анализа данных показате­лей внешней среды и показателей дея­тельности непосредственно ИФНС по регионам определялись целевые регионы для размещения новых центров массово­го ввода.

В результате подготовки стратегии развития сети центров обработки данных произведен расчет и сравнение возмож­ных вариантов реализации функций мас­сового ввода и печати документов. Для каждой функции осуществлено: построе­ние экономической модели функции, включающей два-три сценария и, при необходимости - варианты реализации функции; расчет экономии, которая до­стигается при реализации каждого сцена­рия и варианта экономической модели в целевой модели управления.

Независимо от динамики объемов производства централизация функции массовой печати позволит достичь суще­ственной экономии затрат. Основным фактором снижения затрат является со­кращение затрат на персонал при сохра­нении объемов, обеспечиваемых в насто­ящее время ФНС. Эффект представляет собой экономию на издержках за счет выведения непрофильных функций, со­кращения персонала за счет централиза­ции, сокращения техники. Результатом в масштабах страны является экономия госбюджета.

В разработанных моделях приведена оценка текущих (операционных) затрат ЦМВ на планируемые 5 лет, а также про­веден анализ эффективности создания ЦМВ путем сравнения величины плано­вых затрат с аналогичными затратами ФНС.

На основании осуществленных авто­рами расчетов по статьям операционных расходов центра массового ввода был сформирован сводный финансовый план деятельности центра для каждого сцена­рия. Основные статьи расходов для функции массового ввода по двум сцена­риям приведены в таблице 4. Экономия расходов в обоих сценариях рассчитыва­ется относительно существующих расхо­дов ФНС на реализацию функции массо­вого ввода с прогнозом на 5 лет.


Таблица 2

Сводный финансовый план по основным статьям расходов, млн руб.

Показатель

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

Всего

Сценарий 1: регистрация документов в ФНС

Расходы на персонал

3 387

3 577

3 899

4 296

4 703

19 861

Амортизация оборудования

149

149

149

149

149

746

Дополнительные затраты на экспедицию

76

84

92

101

111

464

Расходы на аренду офисных и складских помещений

180

198

218

239

263

1 098

Итого расходов для функции массового ввода

3 792

4 008

4 358

4 785

5 226

22 170

Экономия затрат

546

963

1 340

1 750

2 272

6 871

Сценарий 2: регистрация документов в ЦМВ

Расходы на персонал

2 605

2 638

3 070

3 406

3 758

15 477

Амортизация оборудования

130

130

130

130

130

649

Дополнительные затраты на экспедицию

76

84

92

101

111

464

Расходы на аренду офисных и складских помещений

186

205

225

248

272

1 135

Итого расходов для функции массового ввода

2 997

3 056

3 516

3 885

4 271

17 725

Экономия затрат

1 341

1 914

2 182

2 651

3 227

11 315

Совокупные расходы на реализацию функции массового ввода по первому сценарию за 5 лет составляют 22,17 млрд руб., а по второму - 17,73 млрд руб. Наибольшая экономия расходов за 5 лет в размере 11,3 млрд руб. достигается во втором сценарии, когда регистрация до­кументов производится в ЦМВ (ЦПД). Данная экономия обеспечивается в ос­новном за счет экономии расходов на персонал, а также экономии расходов на амортизацию оборудования. Экономиче­ски более целесообразным является вто­рой сценарий реализации функции мас­сового ввода, который предполагает большее сокращение численности и рас­ходов.


Заключение

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и со­стоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом нало­гообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне рес­публик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).

По своей общей структуре, принципам построения и перечню налого­вых платежей российская налоговая система в основном соответствует систе­мам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в стра­нах с рыночной экономикой.

На сегодняшний день российскую налоговую систему можно класси­фицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, ней­тральную.

Анализируя основные изменения в налоговом законодательстве, всту­пившие в силу с 1 января 2016 г., можно наглядно удостовериться в том, что государство предприняло значительные меры для повышения поступлений в федеральный бюджет. Однако не стоит оставлять без внимания и поддержку со стороны государства.

Сложившаяся ситуация способствует увеличению налогового бремени как для физических, так и для юридических лиц. Правительство ищет новые пути и способы пополнения бюджета на всех уровнях, все чаще обсуждаются законо­проекты, потенциально влекущие увеличение налоговых ставок.

Оценивая принятые меры и их потенциальное влияние на развитие экономики страны можно сказать, что социальная поддержка населения крайне важна, особенно в условиях не стабильной экономики. Для государ­ства не целесообразно повышать налоговою нагрузку для еще больших по­полнений бюджета в ущерб населению, так как это может привести к разви­тию теневой экономики, а так же спровоцировать социальные напряжения.

В настоящее время актуальной явля­ется задача повышения качества опера­тивной деятельности и управляемости системы Федеральной налоговой службы. Решение данной задачи осложняется об­щим количеством регионов в совокупно­сти с их большой площадью и расстояни­ями до крупных городов. Авторами был предложен один из современных и необ­ходимых инструментов повышения эф­фективности - создание автоматизиро­ванной системы для передачи функций в центры обработки данных. Практическая реализация работ предусматривала два этапа: исследовательский и проектный. На исследовательском этапе авторами был разработан методический подход с учётом исследований международного опыта организации налоговой деятельно­сти в ряде стран (США, Канада, Англия), а также принципов централизации сете­вых крупных частных и государственных организаций. Результатами выполненно­го исследования являются: