Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика налоговой системы РФ
Этапы формирования налоговой системы РФ
1.2 Структура построения налоговой системы РФ
Глава 2 Проблемные аспекты и пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
2.2 Пути реформирования налоговой системы РФ на современном этапе развития экономики
2.3 Разработка модели оптимизации управления Федеральной налоговой системы России
Численность сотрудников центров обработки данных будет варьироваться от 500 до 1500 человек в зависимости от объема обрабатываемых документов и объема поставленных задач.
Оптимальным является проведение АВС-анализа ИФНС в динамике за 5-7 лет с шагом в 2 года. Данный метод является количественным и объективно сегментирует все ИФНС (-1100) по основным показателям текущей деятельности на 3 и более сегментов.
Описание бизнес-процессов целевой модели
Для выбора региона, города, определения размера ЦОД и подготовки технико-экономического обоснования их открытия необходимо выделить критерии оценки выбора месторасположения ЦОХД:
- наличие действующего ЦОХД в регионе/федеральном округе;
- количество налоговых документов в регионе/федеральном округе;
- транспортная доступность (наличие сети железных, автомобильных дорог).
Кабинетная часть исследования также включала комплексный количественный анализ статистики налогового документооборота всех российских регионов по четырём видам документов за несколько лет: бухгалтерская и налоговая отчетность, истребованные документы, регистрационные документы, печать и рассылка В качестве используемой статистики выступают следующие документы, обрабатываемые в ЦОХД, проклассифицированные в несколько основных групп:
- Бухгалтерская и налоговая отчетность: все налоговые декларации физических и юридических лиц. Наблюдается тенденция к увеличению доли деклараций, представляемых в электронном виде.
- Истребованные документы: все документы, дополнительно запрашиваемые налоговыми органами у налогоплательщиков в рамках тех или иных мероприятий, как правило, в рамках налоговых проверок (счет-фактура, товарная накладная, платежное поручение, акт о приемке выполненных работ, товарнотранспортная накладная, книга продаж, договор (контракт, соглашение). Именно массовые документы целесообразно обрабатывать в ЦОХД.
- Регистрационные документы: документы, представляемые налогоплательщиками, проходящими те или иные регистрационные процедуры в налоговых органах (заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, протокол, учредительный договор юридического лица, документ об оплате государственной пошлины и т. д.). Большинство из этих документов не требует полной оцифровки и переноса семантических данных.
- Печать и рассылка: документы, рассылаемые налоговыми органами в адрес налогоплательщиков (уведомления физическим лицам об уплате транспортного, земельного налога и налога на недвижимое имущество). С введением единого уведомления количество рассылаемых документов существенно сократится.
В настоящее время существуют следующие центры обработки и хранения данных:
- Москва; обслуживает г. Москву, Московскую, Курскую, Смоленскую, Тверскую, Рязанскую, Тульскую, Ярославскую области;
- Санкт-Петербург; обслуживает г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область;
- Нижний Новгород; обслуживает Нижегородскую область;
- Волгоград; обслуживает Волгоградскую область;
- Кемерово; обслуживает Кемеровскую область, но только в рамках печати и рассылки налоговых уведомлений, ввод налоговых документов в данном ЦОД не производится.
В остальных субъектах РФ на базе существующих инспекций создаются центры подготовки документов (далее - ЦПД). Задача повышения качества оперативной деятельности и управляемости системы Федеральной налоговой службы осложняется большим количеством регионов в совокупности с их большой площадью и расстояниями до крупных городов. Одним из современных инструментов повышения эффективности является создание автоматизированной системы для передачи функций в центры обработки данных.
Для централизации на уровне центра обработки данных функций ввода, печати, рассылки и хранения налоговых документов необходимо существенно модернизировать и расширить существующие центры. По результатам техникоэкономического обоснования в дополнение к 5 существующим ЦМВ были выбраны кластеры с центрами в следующих регионах:
- г. Хабаровск (Владивосток, Благовещенск);
- г. Екатеринбург (Челябинск/Уфа);
- г. Казань (Самара);
- Подмосковье (Мытищи/Королев/ Подольск/Тула/Калуга/Рязань).
В соответствии с международной методикой бизнес-планирования UNIDO для целевой модели создания ЦОД рассчитаны планы производства и логистики, управления персоналом и организации деятельности, финансово-инвестиционный. В данных планах определены эталонные значения ключевых показателей деятельности ЦОД в части экономики, производительности и персонала. В рамках системного подхода построена целевая процессная модель деятельности ЦОД [8]. Целевая модель системы массового ввода и печати имеет следующую организационно-функциональную структуру. Схематично описание бизнеспроцессов целевой модели представлено на рисунке 2.
Для выбора целевых регионов размещения новых ЦОД проведён социально-экономический анализ регионов страны с использованием корреляционнорегрессионного и АВС-анализа. Составлен перечень ключевых региональных и производственных показателей деятельности налоговых инспекций страны для бенчмаркинга.
Полевая часть исследования включала диагностику трёх из пяти действующих ЦОД в разных городах страны посредством личных интервью ключевых руководителей, тайминга выполняемых операций сотрудниками. В рамках социально-экономического положения регионов анализировались: объем валового регионального продукта; число предприятий и организаций; число малых предприятий; численность населения; плотность населения и т. д. В рамках транспортной инфраструктуры регионов анализировались: густота автомобильных дорог; количество отделений связи (почтовых отделений). Базируясь на анализе каждого показателя, составлен итоговый рейтинг регионов. (Представлен в приложении)
На основе анализа данных показателей внешней среды и показателей деятельности непосредственно ИФНС по регионам определялись целевые регионы для размещения новых центров массового ввода.
В результате подготовки стратегии развития сети центров обработки данных произведен расчет и сравнение возможных вариантов реализации функций массового ввода и печати документов. Для каждой функции осуществлено: построение экономической модели функции, включающей два-три сценария и, при необходимости - варианты реализации функции; расчет экономии, которая достигается при реализации каждого сценария и варианта экономической модели в целевой модели управления.
Независимо от динамики объемов производства централизация функции массовой печати позволит достичь существенной экономии затрат. Основным фактором снижения затрат является сокращение затрат на персонал при сохранении объемов, обеспечиваемых в настоящее время ФНС. Эффект представляет собой экономию на издержках за счет выведения непрофильных функций, сокращения персонала за счет централизации, сокращения техники. Результатом в масштабах страны является экономия госбюджета.
В разработанных моделях приведена оценка текущих (операционных) затрат ЦМВ на планируемые 5 лет, а также проведен анализ эффективности создания ЦМВ путем сравнения величины плановых затрат с аналогичными затратами ФНС.
На основании осуществленных авторами расчетов по статьям операционных расходов центра массового ввода был сформирован сводный финансовый план деятельности центра для каждого сценария. Основные статьи расходов для функции массового ввода по двум сценариям приведены в таблице 4. Экономия расходов в обоих сценариях рассчитывается относительно существующих расходов ФНС на реализацию функции массового ввода с прогнозом на 5 лет.
Таблица 2
Сводный финансовый план по основным статьям расходов, млн руб.
Показатель |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
4-й год |
5-й год |
Всего |
Сценарий 1: регистрация документов в ФНС |
||||||
Расходы на персонал |
3 387 |
3 577 |
3 899 |
4 296 |
4 703 |
19 861 |
Амортизация оборудования |
149 |
149 |
149 |
149 |
149 |
746 |
Дополнительные затраты на экспедицию |
76 |
84 |
92 |
101 |
111 |
464 |
Расходы на аренду офисных и складских помещений |
180 |
198 |
218 |
239 |
263 |
1 098 |
Итого расходов для функции массового ввода |
3 792 |
4 008 |
4 358 |
4 785 |
5 226 |
22 170 |
Экономия затрат |
546 |
963 |
1 340 |
1 750 |
2 272 |
6 871 |
Сценарий 2: регистрация документов в ЦМВ |
||||||
Расходы на персонал |
2 605 |
2 638 |
3 070 |
3 406 |
3 758 |
15 477 |
Амортизация оборудования |
130 |
130 |
130 |
130 |
130 |
649 |
Дополнительные затраты на экспедицию |
76 |
84 |
92 |
101 |
111 |
464 |
Расходы на аренду офисных и складских помещений |
186 |
205 |
225 |
248 |
272 |
1 135 |
Итого расходов для функции массового ввода |
2 997 |
3 056 |
3 516 |
3 885 |
4 271 |
17 725 |
Экономия затрат |
1 341 |
1 914 |
2 182 |
2 651 |
3 227 |
11 315 |
Совокупные расходы на реализацию функции массового ввода по первому сценарию за 5 лет составляют 22,17 млрд руб., а по второму - 17,73 млрд руб. Наибольшая экономия расходов за 5 лет в размере 11,3 млрд руб. достигается во втором сценарии, когда регистрация документов производится в ЦМВ (ЦПД). Данная экономия обеспечивается в основном за счет экономии расходов на персонал, а также экономии расходов на амортизацию оборудования. Экономически более целесообразным является второй сценарий реализации функции массового ввода, который предполагает большее сокращение численности и расходов.
Заключение
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).
По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.
На сегодняшний день российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.
Анализируя основные изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2016 г., можно наглядно удостовериться в том, что государство предприняло значительные меры для повышения поступлений в федеральный бюджет. Однако не стоит оставлять без внимания и поддержку со стороны государства.
Сложившаяся ситуация способствует увеличению налогового бремени как для физических, так и для юридических лиц. Правительство ищет новые пути и способы пополнения бюджета на всех уровнях, все чаще обсуждаются законопроекты, потенциально влекущие увеличение налоговых ставок.
Оценивая принятые меры и их потенциальное влияние на развитие экономики страны можно сказать, что социальная поддержка населения крайне важна, особенно в условиях не стабильной экономики. Для государства не целесообразно повышать налоговою нагрузку для еще больших пополнений бюджета в ущерб населению, так как это может привести к развитию теневой экономики, а так же спровоцировать социальные напряжения.
В настоящее время актуальной является задача повышения качества оперативной деятельности и управляемости системы Федеральной налоговой службы. Решение данной задачи осложняется общим количеством регионов в совокупности с их большой площадью и расстояниями до крупных городов. Авторами был предложен один из современных и необходимых инструментов повышения эффективности - создание автоматизированной системы для передачи функций в центры обработки данных. Практическая реализация работ предусматривала два этапа: исследовательский и проектный. На исследовательском этапе авторами был разработан методический подход с учётом исследований международного опыта организации налоговой деятельности в ряде стран (США, Канада, Англия), а также принципов централизации сетевых крупных частных и государственных организаций. Результатами выполненного исследования являются: