Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика налоговой системы РФ
Этапы формирования налоговой системы РФ
1.2 Структура построения налоговой системы РФ
Глава 2 Проблемные аспекты и пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
2.2 Пути реформирования налоговой системы РФ на современном этапе развития экономики
2.3 Разработка модели оптимизации управления Федеральной налоговой системы России
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы.
Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Исследования в этом направлении малочисленны, а требования всестороннего, исследования теоретических и практических аспектов совершенствования налоговой системы именно в российской экономике особенно остро звучат в последнее время.
Степень разработанности проблемы. Научные труды В. Петга, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения. Вопросы эффективности налогообложения и налогового регулирования рассматривались в работах М. Алле, Н. Мэнкью, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, С. Фишера, и др.
Необходимость построения налоговой, системы, соответствующей сущности налогов и их функциям в переходный период, отмечается - в работах В.А. Кашина, И.А. Кравченко, Д.С. Львова, И.Г. Русаковой, Ю.В. Лременко и др. В последние годы значительное внимание теории и практике реформирования налоговой системы уделяют А.М. Бабич, И.В. Горской, Л.Н. Лыкова, Л.Н. Павлова, Л.Л. Окуневой, В.Ф. Столяров, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина и др.
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
· проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;
· определить принципы построения налоговой системы;
· кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
· перечислить проблемы и пути развития современной налоговой системы;
· раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.
Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой работы являются теории и концепции экономической трансформации налогообложения и налоговой системы в Российской Федерации.
Структура работы. Основное содержание курсовой работы изложено во введении, в 2 главах, 6 параграфах и заключении, а также приложении.
Глава 1 Общая характеристика налоговой системы РФ
Этапы формирования налоговой системы РФ
На состояние налоговой системы большое влияние оказывает как внутренняя социально-политическая обстановка в стране, так и способность государства эффективно взимать налоговые платежи с населения.
В России исследования в области построения налоговой системы страны стали возрождаться примерно со второй половины 1980-х гг. Предметом этих исследований являлись вопросы, касающиеся роли налогов, взаимодействия налогов с другими финансовыми рычагами, применения налогов в международных экономических отношениях и пр.
Устойчивая система налогообложения СССР пошатнулась в середине 1980-х годов, когда начались процессы, подавившие налоговые поступления в бюджет, и они спровоцировали острый бюджетный кризис. Для выравнивания ситуации правительство приняло решение о необходимости создания экономических стимулов для предприятий, которые в свою очередь породили стимулы для увеличения прибыли и как следствие увеличения налоговых сборов. Так же удалось повысить экономическую устойчивость с помощью создания кооперативов и малых предприятий.
Распад СССР в 1991г. разрушил устоявшийся политический и экономический строй. Необходимо было сформировать новую налоговую систему, подходящую для страны с рыночной экономикой. Для этого было принято решение о заимствовании опыта более развитых в этом вопросе стран, а в частности Испании и Франции.
Налоговая реформа РФ состояла из трех этапов. Первый её этап начался с принятия в 1991г. более полутора десятков налоговых законов, которые вступили в силу в январе 1992 г. и действовали до принятия второй части НК в 2000г[1].
Главной основой принципов налогообложения, его основных понятий и перечня федеральных, региональных и местных налогов стал ФЗ РФ «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991г. В соответствии с ним источниками пополнения государственного бюджета явились следующие налоги и сборы:
-акцизы;
-НДС;
-таможенная пошлина;
-налог на прибыль организации;
-ЕСН;
-налог на операции с ценными бумагами;
-сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
-налог на имущество, которое переходит в порядке дарения или наследования.
В результате реформы 1992 г. был заложен фундамент современной налоговой системы. Основным содержанием этой системы стала замена налогов, характерная для административно-командной экономики, на налоги, более соответствующие рыночной
Второй этап налоговой реформы был связан с принятием конституции РФ в 1993 г. Создаваемая налоговая система должна была трансформироваться для реализации на практике норм конституции, которые устанавливали права и свободы граждан. Так, например, необходимо было создать нормативно-правовую базу, которая способна защитить частную собственность при осуществлении различных налоговых отношений.
Так же на этом этапе 1 января 1994 г. были введены новые федеральные налоги:
-транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1% от фонда оплаты труда.
Специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства РФ (отменен с 1 января 1996 г.).
Одним из центральных пунктов второго этапа реформирования налоговой системы явилась закрепленная на конституционном уровне норма, которая устанавливала права введения налогов только законодательно.
Формирование налоговой системы сопровождалось огромным количеством нормативных документов. В результате чего нормативно- правовая база, которая была создана на тот момент была перегружена нормообразующими актами, что приводило к разночтению терминов и понятий. Таким образом, налоговое законодательство стало утрачивать свою рациональность. Приоритетной задачей государства в этот период стала разработка и утверждение Налогового кодекса. В течение последующих лет формировался Налоговый кодекс РФ, который полностью обеспечивал управление налоговой системой. В 1998 г. была принята его первая часть. В первой части были сформулированы следующие понятия:
-элементы налога;
-налоговая декларация;
-налоговые правонарушения;
-ответственность за совершение налоговых правонарушений и т.д[2].
Таким образом, сложившаяся ситуация показала необходимость формирования стабильной налоговой системы в стране, создания Налогового кодекса и развития налогового федерализма.
Целью изменении налоговой системы стало не сведение всех существующих законов и подзаконных актов в единый пакет, а структурное изменение правовой системы, регулирующей налоговые отношения.
Создание первой части налогового кодекса положило начало балансировке общегосударственных и частных интересов:
-сформировалось четкое определение понятий и терминов;
-определен перечень действующих на территории Российской Федерации налогов и сборов;
-определены права и обязанности всех участников налоговых отношений.
Все вышеперечисленные условия являются гарантом стабильной налоговой системы.
Налоговый кодекс, принятый 31 июня 1998 г. ознаменовал начало третьего этапа налоговой реформы в РФ. Появились новые виды налогов, что привело к пополнению государственного бюджета.
5 августа 2000 г. принимаются первые главы части второй НК РФ (118-ФЗ), а в 2002 г. вторая часть НК насчитывает уже 11 глав. Большинство положений второй части Кодекса отличается несомненной новизной.
Вторая часть налогового кодекса РФ вобрала в себя нормы, регулирующие конкретные виды налогов, более подробно раскрыла понятия, представленные в первой его части.
В данный момент налоговый кодекс закрепляет 13 существующих налогов и сборов на всей территории РФ и подразделяет их на федеральные, региональные и местные.
Федеральные:
-налог на добавленную стоимость;
-акцизы;
-налог на доходы физических лиц;
-налог на прибыль организаций;
-налог на добычу полезных ископаемых;
-водный налог;
-сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
-государственная пошлина.
Региональные:
-налог на имущество организаций;
-налог на игорный бизнес;
-транспортный налог.
Местные:
-земельный налог;
-налог на имущество физических лиц;
-торговый сбор[3].
Третий этап налоговой реформы внес принципиальные изменения в систему законодательства в рамках налогов и сборов. Правовое регулирование налоговой системы пошло по пути объединения и упрощения.
К примеру, вторая часть налогового кодекса РФ во многом дополняет и уточняет нормы первой части. В ней более подробно раскрыты понятия элементов налога, такие как: налоговая база, объект налогообложения и т. п. Таким образом, в 1991-1998гг. в Российской Федерации наблюдалось быстрое развитие налоговой системы в целом. Именно в этот период появились новые виды налогов, основными принципами, которых стали: удобство для налогоплательщика и оптимизация затрат по сбору налогов государством[4].
С введением Налогового кодекса в России появился единый кодифицированный законодательный акт, который лег в основу создания эффективной налоговой политики. Более того, он дал возможность сбалансировать права и обязанности между налогоплательщиком и налоговым органом. Нормы и принципы, закрепленные в НК РФ, способствовали формированию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве. На практике стали активно применяться главные свойства кодифицированных актов.
особая правовая значимость;
системность;
всеобщность применения;
быстрота и качественность технико -юридической обработанности;
стабильность[5].
Начало налоговой реформы в РФ это шаг к более справедливому распределению налоговой нагрузки и стабильности налоговой системы в целом. Основным результатом её проведения являлся рост доходов бюджетов всех уровней и как следствие сокращения бюджетного дефицита.
1.2 Структура построения налоговой системы РФ
Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри, так и внешне системных факторов, т.е. она является не статической, а динамической системой.
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.
По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой[6].