Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика налоговой системы РФ
Этапы формирования налоговой системы РФ
1.2 Структура построения налоговой системы РФ
Глава 2 Проблемные аспекты и пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
2.2 Пути реформирования налоговой системы РФ на современном этапе развития экономики
2.3 Разработка модели оптимизации управления Федеральной налоговой системы России
существенно (примерно на треть) уменьшить налоговую нагрузку, в основном путем снижения налоговых ставок, в первую очередь для товаропроизводителей;
одновременно с этим обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.
Иными словами, необходимо создать в стране условия, которые, с одной стороны, не принуждали бы честного и законопослушного налогоплательщика искать и находить пути ухода от налогообложения, а с другой - закрыли бы для нечестного налогоплательщика все ныне используемые лазейки.
2.Усиление справедливости налоговой системы за счет:
выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего, за счет имеющихся необоснованных льгот и исключений);
отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов;
исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание.
3. Упрощение налоговой системы за счет установления налогов и сборов исчерпывающего перечня с сокращением их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.
4.Обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период. Реализации этой цели, в частности, должно способствовать установление на федеральном уровне жесткого исчерпывающего перечня региональных и местных налогов и сборов, общих принципов установления этих налогов, а также предельных значений их ставок.
5.Сокращение налоговых льгот. Это не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу.
Однако льготы, связанные со структурной перестройкой экономики и стимулированием инвестиций, необходимо сохранить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что особенно важно, их необходимо предоставлять участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.
6.Изменение структуры налогов. Нужно двигаться в сторону постепенного отказа от налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.
7.Совершенствование системы налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, и, в первую очередь, к налогу на прибыль. Следовало бы ввести (сначала в отдельных регионах) регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается.
При таком методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать не стремление уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога. Регрессия ставок привела бы к стимулированию капитальных вложений в научнотехнический прогресс. В этом случае бюджетные поступления не сократятся, так как сумму платежей в бюджет определяет не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае имела бы тенденцию к росту.
8.Ликвидация всех налогов, прямо или косвенно связанных с заработной платой.
9.Существенное снижение ставки НДС, широкое применение налогов, удерживаемых при выплате доходов, а также замена налога на чистую прибыль налогом на выводимые из предприятия доходы.
К последним следует отнести:
распределяемую часть прибыли предприятий (дивиденды);
любые другие выплаты в пользу пайщиков (акционеров), включая и предоставление ссуд и кредитов;
возвраты капитала в любых формах и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, жалованья, субсидии, опционы и т.д. директорам и высшим управляющим компаний.
Установление в качестве базы Пенсионного фонда налога с оборота. Это единственный налог, который увеличивается прямо пропорционально инфляции и росту товарооборота и от которого, при легальном обращении, у капитала нет никакой возможности ни скрыться, ни минимизировать его.
10.Переход от налогообложения факторов производства к обложению исчерпаемых природных ресурсов и различных форм природной ренты. Речь идет о так называемых энергетических налогах, которые широко распространены в странах Западной Европы. При правильном их применении этими налогами можно было бы заменить практически все федеральные налоги.
11.Отказ от идей налогообложения малого бизнеса. Государство не может и не должно карать своих граждан за то, что они не просто берут на себя все заботы о собственном благополучии, но еще и создают рабочие места для своих близких или знакомых. Разумеется, подобная свобода от налогов должна распространяться лишь на действительно малые предприятия, такие, где:
их учредители не только вкладывают деньги, но и работают и участвуют в управлении;
среди учредителей нет юридических лиц;
предприятие действует на основе полной (неограниченной) ответственности по своим обязательствам;
число наемных работников либо ограничивается членами семьи, либо составляет не более 5-10 человек;
оборот не превышает установленного максимума, а чистая прибыль - кратного прожиточного минимума.
Резюмируя, подчеркнем, что имеются лишь два пути, между которыми предстоит сделать выбор государству. Один из них - наращивание контрольного аппарата, другой - радикальное реформирование налоговой системы с тем, чтобы имеющихся возможностей контроля было достаточно для обеспечения сбора налогов.
В русле первого пути находятся традиционно и регулярно предлагаемые Правительством меры, которые выдаются за реальную налоговую реформу. Они сочетают снижение налоговых ставок с введением дополнительных контрольных процедур.
Теоретически такое решение возможно - меньшая тяжесть налогов при более жестком контроле меняет баланс интересов налогоплательщиков в пользу легального бизнеса. Конечный результат этого пути можно видеть на примере развитых зарубежных стран. Однако мощный и дорогостоящий налоговый аппарат, какого сегодняшняя Россия просто не может содержать, все же не обеспечивает полного контроля за ситуацией[19].
Другой путь учитывает опыт ряда регионов России, а также и исторический - периода, предшествующего вводу в эксплуатацию иностранными государствами нынешнего поколения налоговых систем, что происходило в начале - середине XX века. Он связан с введением налогов, чрезвычайно легко контролируемых, основанных не на собственной отчетности плательщиков (как в нынешней, слепо заимствованной с Запада системе), а на наличии нескрываемых от обнаружения ценных объектов, свидетельствующих о реальных доходах.
Эти и другие подобные налоги и сборы способны обеспечить практически стопроцентную собираемость при минимальной потребности в налоговом контроле. Собственно, уже имеющийся у государства «контрольный ресурс» даже частично высвобождается, что позволяет усилить контроль там, где это необходимо, - например, за сбором акцизов.
Чрезвычайно важно, что предлагаемыми налогами теневая экономика облагается автоматически, поскольку облагаемые объекты легко обнаруживаются визуально, а отчетность о доходах не требуется. В результате для предпринимателей, занятых нормальным, не криминальным по природе бизнесом, становится бессмысленным сокрытие доходов.
Соответственно, исчезают налоговые препятствия для капиталовложений, создаются предпосылки для возвращения теневых капиталов в страну, в производство. Проблема теневой экономики решается не путем уничтожения теневого сектора (что стало бы страшным несчастьем - ведь, возможно, до 70% реальных доходов россияне получают именно там и благодаря этому выживают десятки миллионов людей, иначе обреченных на безработицу или на стояние в очередях за зарплатой), а за счет интеграции, возвращения теневого сектора в легальное русло.
2.3 Разработка модели оптимизации управления Федеральной налоговой системы России
Новые подходы в налоговом администрировании сегодня рассматриваются в качестве одних из наиболее перспективных направлений работы по ключевым нормативным изменениям в сфере электронного документооборота Федеральной налоговой службы. В рамках Х! Всероссийского налогового форума «Налоговая политика: итоги года и перспективы» отмечается, что переход на электронное взаимодействие с налогоплательщиками позволит сократить бумажный документооборот, переход на электронный документооборот с налоговыми органами, риск-ориентированный подход к проведению проверок позволит снизить нагрузку на бизнес. Это стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 452-ФЗ. В число приоритетов «Группы двадцати» (G20) и БРИКС также включается реализация плана автоматического обмена информацией в налоговых целях[20].
В настоящее время перед ФНС России стоит ряд следующих задач:
- повышение качества работы ФНС России (за счет автоматизации большинства процессов и снижения трудоемкости, рациональное перераспределение функциональных обязанностей);
- повышение лояльности налогоплательщиков (возрастание доверия к ФНС и заинтересованности в сотрудничестве);
- оптимизация/сокращение штата сотрудников за счет современных средств автоматизации процессов;
- повышение управляемости внутри системы (при оптимизации штата сотрудников, использовании современных автоматизированных систем управления и рациональном распределении функций внутри системы).
Таким образом, оптимизация системы управления ФНС России является актуальной с точки зрения управленческого аспекта налогового администрирования
Для решения поставленных задач необходима оптимизация системы управления ФНС России. Для целей оптимизации систем управления необходимо четкое понимание состава основных, вспомогательных и сервисных функций, обеспечивающих деятельность организаций. Для этого можно использовать методику М. Портера - цепочки создания стоимости.
На основании методики цепочки создания стоимости М. Портера для оптимизации системы управления налоговой службы были сгруппированы процессы деятельности на: основные, вспомогательные и сервисные. Построены карты бизнес-процессов «как есть». Далее из каждой группы процессов были выделены процессы, подлежащие централизации.
Основные пути оптимизации системы управления ФНС, по мнению авторов, целесообразно проводить в 2 этапа: на первом этапе необходимо определить оптимальную структуру ИФНС, на втором - факторы, влияющие на численность персонала каждого отдела и произвести расчет численности структурных подразделений.
Представим основные пути оптимизации организационной структуры налоговой службы в таблице 1.
блица 1
В рамках исследования по повышению качества работы ФНС России за счет автоматизации большинства процессов предлагается развитие системы центров обработки данных ФНС России (ЦОХД).
Основной подход к методике размещения ЦОХД включает следующие направления:
- определение состава факторов влияния на размещение ЦОХД;
- корреляционно-регрессионный анализ показателей текущей деятельности ЦОХД;
- АВС-анализ текущей деятельности ЦОХД по основным показателям;
- позиционирование действующих ИФНС по различным критериям[21].
Задачей первого направления работы является выявление факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на деятельность ЦОХД. Для достижения поставленной задачи определим общий состав внутренних и внешних факторов влияния на деятельность ЦОХД. Далее по методике «Дельфи» определим сводный рейтинг факторов и распределение их на группы прямого и косвенного влияния.
Корреляционно-регрессионный анализ производится посредством статисти ческого моделирования динамики показателей деятельности ЦОХД за 7-10 лет . Горизонт прогнозирования устанавливается в 10 лет - до 2020 г. Данный анализ производится для выявления общих закономерностей изменения между показателями деятельности и факторами влияния. На основе факторов с высоким уровнем корреляции с показателями деятельности ЦОХД будет построена прогнозная модель. Показателем для целей массового ввода будут являться показатели «общее количество бумажных документов, обработанных в ИФНС», «общее количество бумажных документов в разрезе видов документов, обработанных в ИФНС», «общее количество листов, обработанных в ИФНС».