Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 1028
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинга в малом бизнесе
1.1 Понятие и сущность маркетинга
1.2 Малый бизнес и его специфика
1.3 Маркетинговые коммуникации в малом бизнесе
Глава 2. Анализ маркетинга в деятельности малых предприятиях
2.1. Характеристика маркетинговой деятельности в малом бизнесе
2.2. Инструменты маркетинга и их применение
2.3. Особенности и специфика рекламных технологий в малом бизнесе
Можно просто выделить определенную сумму, которую бизнес может отдавать рекламе, и ежемесячно ее использовать в рекламных целях.
Если принято решение о привлечение рекламы в процессе продвижение продукции, нужно помнить несколько очень важных моментов:
Реклама напрямую не увеличивает сбыт. Лучше считать, что благодаря хорошей рекламе при благоприятных условиях можно будет рассчитывать на долговременный рост продаж. Кроме рекламы на сбыт продукции влияют качество товара, репутация фирмы, сбытовая сеть, квалификация продавцов, качество сервиса, цена, общая экономическая ситуация, платежеспособность населения, усилия конкурентов и так далее.
Реклама не действует сразу. Вашу рекламу в газете, вероятнее всего, заметят и запомнят только после нескольких еженедельных публикаций. К тому же, если рекламу заметят, это вовсе не значит, что потенциальный потребитель приобретет ваш товар.
Реклама не спасет товар плохого качества. Если товар не пользуется спросом, надо искать изъяны в товаре, а не пытаться спасти его за счет красивой рекламы.
Если реклама работает успешно и поток клиентов увеличивается – это еще не успех. Если покупатели придут к вам, привлеченные рекламой, а вы их встретите плохим обслуживанием, неквалифицированным оказанием услуг, некачественным товаром, вряд ли они придут к вам еще раз.
Бывает реклама хорошая и плохая. Это относится не только к содержанию, но и к внешнему виду, дизайнерскому оформлению и даже к качеству печати. Иногда бывает лучше отказаться от рекламного сообщения, чем выпустить в печать «отталкивающее» объявление.
Разновидности рекламных носителей:
Газеты и журналы. Это может быть рубричная реклама (из нескольких строк, сгруппированных по тематике) или отдельная (модульная реклама). Последний вид рекламных объявлений должен иметь дизайн (хотя бы упрощенный). Модульная реклама обычно имеет небольшой размер, поэтому не пытайтесь уместить на ней как можно больше информации. Это только ухудшит восприятие и усвоение информации.
Радио и телевидение. В сфере малого бизнеса при выборе радио и телевидения в качестве рекламного носителя следует руководствоваться теми же правилами, что и для печатных СМИ. Для малого бизнеса не всегда имеет смысл (и с финансовой точки зрения, и с точки зрения результативности) размещать свою информацию на федеральном уровне, лучше отдать предпочтение местному каналу: региональному, городскому, кабельному и т.д. Кроме того, при выборе радио или телевидения в качестве рекламного носителя следует учитывать фактор времени выхода объявления. Так, если ваши клиенты домохозяйки, то они смотрят телевизор днем, если деловые люди, они, в основном, слушают радио в машине, когда едут на работу и обратно домой.
Плакаты и вывески. Они могут быть в виде щитов, плакатов в транспорте, на остановках, на вашем транспорте, а также в виде вывесок снаружи вашего магазина, склада и т.д.
Справочники. Существуют справочники по фирмам, отраслевые, ежегодники, «Желтые страницы». Все они являются хорошей возможностью донести информацию о своей фирме до потенциальных потребителей, особенно, если у вас узкоспециализированный бизнес. Кроме того, такие справочники, как правило, по долгу хранятся у потребителей.
Брошюры и листовки. Листовки и каталоги обычно распространяются по почте, буклеты – распространяются в местах продажи товара. Но, как уже говорилась выше, большинство брошюр и листовок выбрасываются, так и не будучи прочитанными. Чтобы уменьшить эту вероятность, следует тщательно продумывать дизайн и информационное наполнение материала. Самый эффективный прием – вместе со своей информацией разместить ту, которая имеет для потребителя некоторую практическую ценность. Например, напечатать схему метро, адреса и телефоны основных городских служб и т.п.
Другие виды рекламы. Это все рекламные носители, которые могут стать полезным для ваших потенциальных клиентов: календари и настенные еженедельники, сувенирные ручки, футболки, блокноты и т.д. Такая реклама – напоминание о вашем существовании, приносящая к тому же пользу потребителю. Поэтому для размещения своей рекламы выбирайте ручки, которые хорошо пишут, и футболки, которые не линяют.
Средства рекламы выбираются таким образом, чтобы эффективно достичь внимания целевой аудитории. Основными критериями при выборе каналов распространения рекламных посланий является обеспечения максимального охвата целевой аудитории, соответствие стоимости размещения рекламы с рекламным бюджетом и соответствие характера рекламного сообщения особенностям канала. Оптимальным считается еженедельный контакт, редкие контакты воспринимаются как разовые и имеют весьма низкую ценность. Каждое средство распространения имеет свои особенности, которые кратко изложены в следующей таблице.
Средство распростра-нения рекламы
Рекламная аудитория
Рекламодатель
Преимущества
Недостатки
Ежедневные газеты
Широкая аудитория, индивидуальные потребители
Розничная торговля, сфера обслуживания.
Своевременность,
Большой охват местного рынка
Высокая степень восприятия
Определенность по местоположению, кратковременность Неизбирательная аудитория
Низкое количество воспроизведения рекламного сообщения
Ограниченный круг читателей
Журналы
Широкая аудитория индивидуальных потребителей
Посреднические организации
Специалисты
Розничная торговля
FMCG
Производители товаров и услуг для специалистов
Высокое качество воспроизведения рекламы
Значительное количество вторичных читателей
Высокая избирательность аудитории. Высокая стоимость размещения рекламы
Временной разрыв между подачей рекламной информации и ее появлением в журнале
Телефонные справочники
Широкая аудитория,
проживающая на определенной территории
Розничная торговля
Сфера обслуживания
Близость рекламодателя к потребителю
Низкая степень воздействия на потенциального потребителя
Почтовая реклама
Аудитория, которая по составу и количеству контролируется рекламодателем
Розничная торговля
Сфера обслуживания, Производители товаров широкого потребления и промышленного назначения
Персональное обращение к аудитории своевременность
Возможность передать более полную информацию о данном товаре или услуге
Высокие затраты на 1000 рекламных контактов.
Радио
Аудитория, которая находится в зоне работы радиостанции
Розничная торговля
Сфера обслуживания
Общественные и политические организации
Массовость
Высокий демографический охват
Невысокая стоимость
Невысокая степень избирательности
Представлено только звуковыми средствами
Невысокая степень привлечения внимания
Телевидение
Широкая аудитория
Розничная торговля
Сфера обслуживания
Общественные и политические организации.
Производители товаров широкого потребления
Широта охвата
Высокая степень привлечения внимания
Высокое качество воспроизведения рекламного обращения
Высокая стоимость производства и размещения рекламы
Кратковременность рекламного контакта
Невысокая избирательность аудитории
Пресыщенность рекламой
Наружная реклама
Широкая аудитория, контактирует с данным видом рекламы вблизи рекламных точек или в местах сосредоточения людей
Розничная
торговля
Сфера обслуживания,
как правило расположенные вблизи данной ими рекламы
Высокая частота повторных контактов
Высокая степень восприятия
Невысокая стоимость
Невысокая избирательность аудитории;
Ограничения информационного и творческого характера
Выставки
Специализированная
В основном промышленные и торговые организации
Возможность представить товар и изучить на него спрос Возможность заключить сделку во время выставки или в ближайшее время после ее окончания
Доп. возможности изучения продукции конкурентов, личного с ними контакта невысокая стоимость
Ограниченная аудитория.
Итак, вы знаете, к кому обращаетесь (целевая аудитория), для чего обращаетесь (цель коммуникации) и как обращаетесь (канал передачи информации). Осталось ответить на последний вопрос: что сказать людям, чтобы достичь поставленной цели.
Для начала необходимо создать концепцию товара – ту идею, которая будет выгодно отличать ваш товар от других, и делать его (товар) привлекательным в глазах потенциальных потребителей. Концепция товара – «путеводная звезда» продвижения вашей продукции. Все решения, несоответствующие этой концепции (даже если они вам очень нравятся), не следует использовать, дабы ваш товар имел четкий образ в восприятии потребителей, а не представлял собой нечто абстрактное.
Итак, если малое предприятие успешно работает на рынке, овладение маркетинговыми технологиями позволит ему повысить прибыльность своей деятельности. Если предприятие только создается или испытывает трудности, маркетинг поможет обрести новых клиентов и вернуть старых, избежать серьезных ошибок и неправильного вложения средств.
Если малому предприятию потребуется разработка бизнес-плана при расширении предприятия, внедрения нового продукта, или просто получения кредита в банке, обязательными его разделами являются маркетинговый анализ и маркетинговый план. В том случае, когда фирма исповедует в своей деятельности маркетинговый подход, она без труда решит эту задачу.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Маркетинг – новая и принципиально новая функция предприятия в условиях развитого конкурентного рынка.
В условиях конкуренции, ограниченности ресурсов и высокой непредсказуемости основной методологией деятельности малого бизнеса должен быть маркетинг.
Главная особенность и специфика рекламных технологий для малого бизнеса – это правильное определение и распределение рекламного бюджета.
Заключение
Предпринимательство – это поиск и изучение новых экономических возможностей.
Малые предпринимательские предприятия ориентированы на нужды общества. Малым предприятиям присущи гибкость, нетерпимость к хаосу, умение рисковать.
Для формирования малых предприятий необходимы определенные экономические, социальные и правовые условия.
Количество малых предприятий в России и их структура не отвечают современным требованиям.
Важные решения о развитии малого и среднего предпринимательства в России нашли отражение в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209 – ФЗ, что позволит сделать много положительного для его развития.
Маркетинг – новая и принципиально новая функция предприятия в условиях развитого конкурентного рынка.
В условиях конкуренции, ограниченности ресурсов и высокой непредсказуемости основной методологией деятельности малого бизнеса должен быть маркетинг.
Главная особенность и специфика рекламных технологий для малого бизнеса – это правильное определение и распределение рекламного бюджета.
Маркетинг – основной инструмент для «выживания» в рыночной среде малого бизнеса.
Список литературы
1.Официальные материалы
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 118 «О внесении изменений в правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц в энергетическим сетям».
Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 119 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 года № 109».
Постановление Правительства Москвы от 31 марта 2009 г. № 253-ПП «О концепции городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 годы».