Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ (Глава 1. Теоретические основы и задачи финансовой политики).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы и задачи финансовой политики
1.1 Определение финансовой политики государства и её основные цели
1.2 Виды финансовой политики государства
1.3 Определение финансовой стратегии
Глава 2. Описание и анализ финансовой политики РФ в современных условиях
2.1 Особенности проведения финансовой политики в РФ
2.2 Оценка финансовой политики в России за 2014-2016гг
Глава 3. Выявление проблем финансовой политики и возможных путей их решения
3.1 Проблемы финансовой политики на данном этапе
3.2 Поиск путей решения данных проблем и развития финансовой политики РФ
Принимая во внимание состав бедных домохозяйств, для ослабления уровня общественного неравенства необходимо разработать программу, которая была бы направлена на повышение качества жизни социально-незащищенных категорий граждан (инвалидов, многодетных, неполных семей, пенсионеров и т.д.). Значительная часть российских бедных находится у черты бедности, и только для десятой их части бедность означает практически отсутствие средств к существованию.
Исходя из проведенного анализа, можно заключить, что для решения проблем, перечисленных выше необходимо:
1)обеспечение сбалансированности бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
2)реализация комплекса мер по расширению базы для налогообложения;
3)установление верхние границы доходности по государственным облигациям и расширение спектра операции ЦБ РФ на открытом рынке;
4)стабилизация национального валютного курса при помощи усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, а также создание условий для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;
5)сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;
6)реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;
7)ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.
Заключение
Основываясь на проделанной работе можно заключить следующее:
1)Финансовая политика государства является сферой социально-экономической политики государства, которая направлена на обеспечение сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Основная цель финансовой политики заключена в реализации поставленных стратегических задач и решении тактических вопросов эффективного использования имеющихся в стране финансов.
2)Отталкиваясь от задач, поставленных перед финансовой политикой, её можно классифицировать на политику экономического роста, политику стабилизации и политику ограничения деловой активности.
3)Финансовая стратегия – план, рассчитанный на реализацию в долгосрочной перспективе, тогда как финансовая тактика в основном направлена на решение задач текущего этапа развития общества и отличается гибкостью и динамичностью. Обычно цели финансовой тактики ограничены годом или немного большим периодом времени. Для максимально эффективной реализации поставленных задач необходимо, чтобы финансовая стратегия и тактика были взаимосвязаны, однако тактика должна подчиняться стратегии и быть её составной частью.
4)Финансовая политика в 2014-2016 гг. стремится к оптимизации бюджетной и налоговой политики, к повышению качества и уровня жизни граждан и оптимизации бюджетных расходов.
5)Лозунгом бюджетной политики в 2014-2016 гг. стало максимальное сокращение дефицита в госбюджете, приближение к сбалансированному бездефицитному бюджету, реализованное по средствам увеличения налоговых сборов и оптимизации госрасходов, а также пополнение бюджетных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния).
6)На рассмотренном временном промежутке приоритеты Правительства Российской Федерации в отношении проведения налоговой политики прежними, приоритетная цель- создание эффективной и стабильной системы налогообложения, способной обеспечить бюджетную устойчивость, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.
7)Важнейшими направлением финансовой политики на данном этапе развития является финансовая стабилизация госбюджета. Финансирование существующего дефицита федерального бюджета планируется осуществлять в основном за счет внутренних государственных заимствований, а также средств, которые поступают в бюджет от приватизации федеральной собственности.
8)К основным проблемам финансовой политики РФ можно отнести: отсутствие баланса в бюджетах всех уровней и государственных внебюджетных фондов; несовершенство в функционировании налоговой системы; низкие показатели инвестиционного финансирования; отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики; недостающая стабильность валютного курса; а также неэффективное использование доступной собственности государства.
В заключение необходимо заметить, что для стабилизации экономической ситуации и укрепления финансовой системы необходимо провести ряд мероприятий по:
- обеспечению сбалансированности бюджета, а также его утверждение, основанное на реальных прогнозах макроэкономических показателей;
- реализации системы мер по расширению базы налогообложения;
- установлению верхние границы или другими словами максимальной доходности по государственным обязательствам, и расширению спектра операции ЦБ РФ на открытом рынке;
- стабилизации обменного курса рубля по средствам усиления контроля валютных счетов и операций коммерческих банков со стороны ЦБ, созданию благоприятных условий для обмена иностранной наличности физическими лицами в национальную валюту;
- формированию системы доверительного управления государственной собственностью, как в России, так и заграницей;
- реформированию системы для казначейского исполнения госбюджета, при этом обеспечив ее прозрачность, повысив статус и расширив спектр применения;
- ориентации денежно-кредитной политики на регулирование уровня процентных ставок.
Библиография
- Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]. - М.: Проспект, КноРус, 2011. - 272 с.
- Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]. - Части 1 и 2 по состоянию на 05.03.13 г. - М.: Изд-во Проспект, 2013. - 688 с.
- Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"[Текст]. - М.: Юридическая литература, 2011. - 81 с
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2008-20гг." [Текст]. - М.: Юридическая литература, 2011. - 36 с.
- Распределение бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных (федеральных) целевых программ на 2012 год [Текст]. - М.: Экономическая литература, 2011. - 45 с.
- Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.М. Павлова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. - 353 с.
- Балтина, А.М. Финансовые системы зарубежных стран [Текст]: Учебное пособие / А.М. Балтина. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 300 с.
- Брайчева, Т.В. Государственные финансы [Текст] / Т.В. Брайчева. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
- Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. / П.И. Вахрин. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2010. - 201 с.
- Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: Учебник / А.М. Годин. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2011. - 620 с.
- Горегяд, В.Б. Перспективы и тенденции развития бюджетной системы Российской Федерации [Текст] / В.Б. Горегляд. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 402 с.
- Грачева, Е.Ю. Финансовое право [Текст]: Учебное пособие / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. - М.: Юристъ, 2009. - 417 с.
- Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учебник для вузов / Л.А. Дробозина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. - 501 с.
- Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросонова. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 143 с.
- Ермасова, И.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и зарубежных странах [Текст]: Учеб. Пособие / И.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2010. - 516 с.
- Ковалев, В.В. Финансы [Текст]: Учебник - 2е изд., перераб. и доп. / В.В. Ковалев. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. - 196 с.
- Ковалева, А.М. Финансы и кредит [Текст]: Учебное пособие / А.М. Ковалева. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 483 с.
- Подъяблонская, Л.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: Учебное пособие / Л.М. Подъяблонская. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 450 с.
- Поляк, Г.Б. Бюджетная система России [Текст]: Учебник для вузов / Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 210 с.
- Пономарев, А.И. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Текст] / А.И. Пономарев. - Ростов н/Д: "Феникс", 2011. - 352 с.
- Родионова, В.М. Финансы [Текст] / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 305 с.
- Романовский, М.В. Финансы [Текст]: Учебник для вузов / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. - М.: Юрайт-М, 2009. - 317 с.
- Сенчагов, В.К. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2012. - 710 с.
- Соколова, О.В. Финансы, деньги, кредит [Текст]: Учебник / О.В. Соколова. - М.: Юристъ, 2009. - 213 с.
- Чернов, Е.Г. Финансы, деньги, кредит [Текст]: Учеб. пособие / Е.Г. Чернов, В.В. Иванов. - М.: ТК Велби, 2012. - 137 с.
- Чернова, Е.В. Управление прибылью [Текст] / Е.В. Чернова //
- Финансы и кредит. - 2011. - №3. - С.1518.
- Широков, С.П. Механизм формирования прибыли [Текст]: / С.П. Широков // Финансы и статистика. - 2012. - №9. - С.3339.
- Шмелев, П.И. Распределение прибыли предприятия [Текст]: / П.И. Шмелев // Финансы и статистика. - 2012. - №4. - С.1216.
- А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012
Приложение
Таблица 1
Прогноз доходов бюджетной системы
Факт |
Бюджет |
Прогноз |
Прогноз |
Прогноз |
||||||
2010 |
2016 |
2017 |
2018 |
2023 |
||||||
Млрд. Руб. |
% ВВП |
млрд. руб. |
% ВВП |
млрд. руб. |
% ВВП |
млрд. руб. |
% ВВП |
Млрд. Руб. |
% ВВП |
|
Доходы федерального бюджета |
7779 |
23,6% |
9037 |
21,4% |
14050 |
17,1% |
21469 |
14,7% |
30016 |
12,9% |
Доходы консолидированного бюджета |
11763 |
35,7% |
13723 |
32,5% |
22733 |
27,7% |
36346 |
25,0% |
52989 |
22,8% |
Доходы бюджетной системы |
13251 |
40,2% |
15663 |
37,1% |
28791 |
35,1% |
47832 |
32,8% |
73727 |
31,7% |
Нефтегазовые доходы |
2897 |
8,8% |
4249 |
10,1% |
4465 |
5,4% |
5805 |
4,0% |
7215 |
3,1% |
Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета |
8866 |
26,9% |
9474 |
22,4% |
18268 |
22,2% |
30542 |
21,0% |
45774 |
19,7% |
Приложение 1
Краткое содержание направлений государственных программ
Направление |
Государственные программы |
|
I. |
Новое качество жизни |
Развитие здравоохранения; Развитие образования; Социальная поддержка граждан; Доступная среда на 2011-2015 годы; Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России; Развитие пенсионной системы; Содействие занятости населения; Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности; Противодействие незаконному обороту наркотиков; Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; Культура России; Охрана окружающей среды; Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики. |
II. |
Инновационное развитие и модернизация экономики |
Развитие науки и технологий; Экономическое развитие и инновационная экономика; Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности; Развитие авиационной промышленности; Развитие судостроительной промышленности; Развитие фармацевтической и медицинской промышленности; Космическая деятельность России; Развитие атомного энергопромышленного комплекса; Информационное общество (2011-2020 годы); Развитие транспортной системы; Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; Развитие рыбохозяйственного комплекса;. |
III. |
Обеспечение национальной безопасности |
Обеспечение обороноспособности страны; Обеспечение государственной безопасности. |
IV. |
Сбалансированное региональное развитие |
Региональная политика и федеративные отношения; Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона; Развитие Северо-Кавказского федерального округа; Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации. |
V. |
Эффективное государство |
Управление федеральным имуществом; Управление государственными финансами и государственным долгом; Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра; Внешнеполитическая деятельность; Юстиция. |