Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ (Глава 1. Теоретические основы и задачи финансовой политики).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы и задачи финансовой политики
1.1 Определение финансовой политики государства и её основные цели
1.2 Виды финансовой политики государства
1.3 Определение финансовой стратегии
Глава 2. Описание и анализ финансовой политики РФ в современных условиях
2.1 Особенности проведения финансовой политики в РФ
2.2 Оценка финансовой политики в России за 2014-2016гг
Глава 3. Выявление проблем финансовой политики и возможных путей их решения
3.1 Проблемы финансовой политики на данном этапе
3.2 Поиск путей решения данных проблем и развития финансовой политики РФ
Введение
Успешное функционирование и развитие экoнoмики любoго госудaрства вo многом опрeделяется возмoжностью рeализации гoсудaрственными оргaнaми влаcти функций пo oбеспeчению экoномичeской cтaбильности, oбороноcпоcобнoсти гocудaрства, рaзвитию coциaльнoй сфeры и пoвышeнию урoвня жизни нaceлeния. Оcущeствлeниe укaзaнных функций нeвoзможнo без фoрмирoвaния бaзы для дeятельнoсти oргaнов влaсти: для рeгулирования финaнсoвых oтношeний в oбщeстве и сoздaния финансового механизма их реализации в соответствии с цeлями эконoмичecкoй пoлитики, coставнoй чaстью которой является финансовая политика.
Финансовая политика как часть экономической является совокупностью бюджетно-налоговых, финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, которые обладают в соответствии с законодательством правомочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства.
Структура финансовой политики раскрывается в ее составных элементах. Среди них можно выделить:
- выработку научной концепции по развитию финансового сектора;
- определение основных направлений использования финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе и на текущий период;
- разработка конкретного плана реализации и важнейших путей использования финансов в долгом периоде.
Эффективность проведения финансовой политики определяет темпы спада или роста промышленного производства, уровни занятости, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
Предметом исследования данной курсовой работы является механизм реализации финансовой политики России.
Целью данной работы является выявление проблем финансовой политики в РФ и определение путей их решения.
Для достижения выбранной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Изучить теоретические стороны финансовой политики;
2. Выявить основные принципы её формирования;
3.Пранализировать составляющие финансовой политики государства;
4. Исследовать проведение современной финансовой политики в РФ для выявления проблем;
5. Определить пути их решения.
В первой главе данной работы будет рассмотрена сущность организации финансовой политики и ее виды. Во второй главе будет проведено исследование финансовой политики РФ и ее оценка за 2014-2015 гг., а также представлены её основные направления на 2016 год. В третьей главе выделены проблемы финансовой политики России и представлены возможные пути их решения.
Глава 1. Теоретические основы и задачи финансовой политики
1.1 Определение финансовой политики государства и её основные цели
Каждое государство использует свои финансы с целью осуществления собственных функций и достижения поставленных задач. Значительную роль в их реализации играет финансовая политика. Существует множество различных определений финансовой политики. В данной курсовой работе я бы хотела рассмотреть два различных определения.
Согласно первому из них финансовая политика - это постановка целей и задач, на решение которых направлен процесс формирования, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта с целью обеспечить финансовыми ресурсами процесс воспроизводства, а также решение конкретных экономических задач государства.
Второе определяет финансовую политику как комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, активизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для проведения той или иной государственной программы экономического и социального роста.
Несмотря на возможные различия в трактовках оба определения говорят о том, что финансовая политика представляет собой ветвь социально-экономической политики государства, направленную на обеспечение скомпенсированного развития финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Определение основных направлений распределения финансов в долгосрочной перспективе и на текущий период основывается на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, прогнозировании условий для развития социальной сферы. А также базируется на полномочиях государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства на международной арене. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.
К субъектам финансовой политики можно отнести органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют и утверждают приоритетные направления улучшения финансовых отношений, а также разрабатывают пути их реализации в интересах государства.
К её объектам как правило относят совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, которые образуют сферы и звенья финансовой системы государства.
Приоритетной целью организации финансовой политики является удовлетворение интересов общества в целом, а не отдельных его групп: улучшение качества жизни населения и рост благополучия каждого человека. Как следствие, финансовая политика направлена на максимальную мобилизацию всех финансовых ресурсов, используемых для удовлетворения общественных потребностей, а также на создание благоприятных условий для усиления предпринимательской активности. Глобальное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их гармоничного перераспределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на ведущих направлениях экономического и социального развития.
К важнейшим целям финансовой политики относятся:
-увеличение объёма и повышение эффективности использования финансовых ресурсов, отказ от этого может привести к утечке средств и сокращению количества источников удовлетворения непрерывно растущих экономических и социальных потребностей социума;
-налаживание и структурная перестройка экономики;
-достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.
От целей политики необходимо перейти к её содержанию. Оно многосторонне и включает следующие главные принципы:
- выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения.
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов.
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Это невозможно без функционирования эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений: методы распределения национального дохода; способы образования государственных бюджетных фондов; методы образования государственных целевых фондов; виды платежей в бюджет и целевые фонды; финансовое планирование и прогнозирование; финансовый контроль.
- регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики.
Фискальная политика - это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX в., когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы (бюджетные расходы).
Из чего можно заключить, что государственная финансовая политика представляет собой ветвь социально-экономической политики, которая предназначается для обеспечения уравновешенного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы государства. Задачи финансовой политики проявляются в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов применения функционального предназначения финансов в соответствии с экономическими планами государства.
1.2 Виды финансовой политики государства
Основываясь на задачах, назначенных перед финансовой политикой, её делят на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.
Политика экономического роста предполагает систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов внутреннего валового продукта и повышение уровня занятости. Данная политика называется стимулирующей и может быть реализована следующим образом:
- рост государственных расходов;
- снижение налоговых поступлений.
В свой черед политика ограничения деловой активности, напротив обращена на уменьшение реального объема внутреннего национального продукта в сравнении с его потенциальным уровнем и используется правительством в период подъема с целью избегания кризиса перепроизводства, и инфляции образовавшейся вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика опирается на уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета, если перед экономикой поставлена задача контроля над инфляцией.
К тому же известно, что существуют два типа финансовой политики:
а) дискреционная политика, проводимая самим правительством;
б) не дискреционная финансовая политика или встроенные стабилизаторы.
Не дискреционная финансовая политика - это способность налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть регулирование экономической деятельности без непосредственного вмешательства.
Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности поддерживают экономическую систему государства.
Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:
1) Социальные выплаты, включая пособия по безработице.
2) Программы помощи фермерам.
3) Эффект надежности компаний.
4) Инертность склонности к потреблению.
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами для изменения реального объема внутреннего валового продукта и уровня занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Основные орудия дискреционной финансовой политики:
1)общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
2)социальные программы;
3)правительственные закупки;
4)государственные инвестиции;
5)изменение расходов перераспределительного типа;
6)управление налоговым гнетом.
Кроме того, финансовая политика включает следующие направления (Приложение 1).
Налоговую политику рассматривают в широком и узком аспектах [16, c.78].
В широком аспекте она охватывает вопросы формирования государственных доходов за счет постоянных и временных источников (налогов и займов соответственно). Поскольку государство не может устанавливать слишком высокий уровень налогообложения из-за противодействия общества, оно вынуждено использовать государственные займы для покрытия своих расходов.
В узком аспекте налоговая политика охватывает деятельность государства только в сфере налогообложения - установление видов налогов, плательщиков, объектов, ставок, льгот, сроков и механизма зачислений в бюджет.
Под бюджетной политикой понимают определение государством:
1)источников формирования доходов государственного бюджета;
2)приоритетных направлений расходов бюджета;
3)допустимых пределов разбалансированности бюджета;
4)источников финансирования бюджетного дефицита;
5)принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.
Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.