Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ (Глава 1. Теоретические основы и задачи финансовой политики).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы и задачи финансовой политики
1.1 Определение финансовой политики государства и её основные цели
1.2 Виды финансовой политики государства
1.3 Определение финансовой стратегии
Глава 2. Описание и анализ финансовой политики РФ в современных условиях
2.1 Особенности проведения финансовой политики в РФ
2.2 Оценка финансовой политики в России за 2014-2016гг
Глава 3. Выявление проблем финансовой политики и возможных путей их решения
3.1 Проблемы финансовой политики на данном этапе
3.2 Поиск путей решения данных проблем и развития финансовой политики РФ
Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Таможенная политика - часть внешнеторговой.
1.3 Определение финансовой стратегии
Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Рассмотрим сущность финансовой стратегии. Слово "стратегия" произошло от греческого strategos, "искусство генерала". Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир [7, c.45].
Долгосрочная финансовая стратегия государства носит долговременный и часто скрытый характер. Она охватывает фундаментальные проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная стратегия зависит, прежде всего, от двух факторов: политический и личный. Первый, - выражается в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического курса. Второй фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой стратегии в рамках принятого политического курса.
Основными проблемами долгосрочной финансовой стратегии государства являются [15, c.237]:
система финансово-кредитных органов управления;
бюджетная система и бюджетное устройство страны;
кредитная система страны и ее сеть;
пропорции распределения вновь созданной стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития;
укрепление безопасности национальной валюты и подготовка реформ;
политика в области национальной валюты и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней;
выбор и корректировка соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством;
выбор и корректировка политики в области государственного кредита.
Долгосрочная государственная финансовая стратегия призвана обеспечить в перспективе непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране.
Что касается финансовой тактики, то изучение данного вопроса заставляет обратиться к нескольким источникам толкования значения слов. Термин тактика - многосторонний и встречается во всех областях деятельности.
Тактика - составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и специальных войск на суше, в воздухе и на море; военно-теоретическая дисциплина. Тактика охватывает изучение, разработку, подготовку и ведение всех видов боевых действий: наступления, обороны, встречного боя, тактических перегруппировок и т.д.
Тактик - человек, выбирающий нужную линию поведения.
Краткосрочная финансовая тактика государства направлена, прежде всего, на обеспечение текущей внутригодовой сбалансированности централизованных финансов [9, c.109].
Это большая работа, проводимая финансовой системой: по проведению ранее принятых стратегических установок в текущем бюджетном планировании и исполнении бюджета; оценке и управлению текущими параметрами и оборотами в бюджетной системе и других централизованных фондах финансовых ресурсов; изысканию дополнительных финансовых ресурсов и выполнению возможностей обращения неиспользованных лимитов финансирования на финансирование плановых и сверхплановых расходов; форсированному привлечению нетрадиционных источников финансирования в рамках бюджетного периода; уточнению взаимоотношений бюджета, пополнению его доходов на условиях инвестиционного оформления привлечения ресурсов, обслуживанию других разновидностей государственного внутреннего долга; реструктурированию внешней задолженности государства по текущим платежам кредиторам; текущее поддержание курса валюты к основным мировым валютам.
Государственная краткосрочная финансовая тактика, имеет своей главной целью достижение поддержание, повышение ликвидности квартальных и годового бюджетного и кредитного балансов, или снижение степени не ликвидности таких балансов.
Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса национальной валюты, т.е. финансовую тактику.
Таким образом, финансовая стратегия - долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающаяся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.
Глава 2. Описание и анализ финансовой политики РФ в современных условиях
2.1 Особенности проведения финансовой политики в РФ
целями финансовой политики на 2016 год и среднесрочную перспективу стали: повышение качества жизни населения, обеспечение безопасности и правопорядка, развитие институтов гражданского общества и повышение конкурентоспособности экономики.
В настоящее время в Российской федерации решается ряд важнейших задач в рамках финансовой политики. Наиболее важными их них являются следующие [11, c. 208]:
- Создание необходимых условий для концентрации значительного по объему потока финансовых ресурсов. Это одна из приоритетных задач, которую решают в настоящее время правительственные структуры, а также Министерство финансов.
Связано это главным образом с негативными тенденциями, которые наблюдается в экономической сфере в мире. Их влияние отразилось и на экономических процессах, происходящих в России, поэтому грамотная политика на современном этапе имеет большее значение. Её роль заметна возросла. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование государства, но и обеспечивать его развитие в условиях кризиса.
- Еще одним из важнейших направлений является поддержка учреждений социально - экономической сферы страны. Именно предприятия данной сферы в условиях кризисных явлений.
2.2 Оценка финансовой политики в России за 2014-2016гг
Для того чтобы провести адекватную оценку эффективности финансовой политики, проводимой в 2014-2016 гг., мы будем рассматривать ее в аспектах нескольких приоритетных направлений.
В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе [4, c.2]:
1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего - путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;
2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;
4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.
Вклад федерального бюджета на 2014-2016 гг. в объединение, как стратегического, так и бюджетного планирования состоит в том, осуществлении разработки и реализации совместно с поправками в концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 года. Это происходило одновременно с формированием государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к "программному бюджету" [4, c.5].
Соответственно, параметры госбюджета на 2014-2016 годы и прогнозные показатели социально-экономического развития Российской Федерации, которые основывались на них, на этот период послужили "отправной точкой" для появления и постановления первого экономического прогноза, рассчитанного на долгосрочную реализацию и долгосрочной бюджетной стратегии, простроенной для его реализации, а также основных государственных программ Российской Федерации.
Федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов формировался и исполнялся в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями [3, c.6].
В структуре расходов бюджетной системы произошёл рост доли затрат на реализацию социальных целей и повышению обороноспособности. Еще на обеспечение экономической безопасности при стагнации (или сокращении по консервативному варианту) собственно бюджета развития.
Приоритетными статьями расходов федерального бюджета в 2014-2016 гг. стали расходы на реализацию социальной политики (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и деятельность правоохранительных органов(14,3%). На сектор национальной экономики отводится примерно 12,6п.п. из всех расходов бюджета.
В 2010 году Правительство разработало и согласовало процедуру эффективной реализации государственных программ и сформировало перечень из 41-й госпрограммы. Его структура построена, отталкиваясь от приоритетных направлений политики РФ, которые были объявлены таковыми в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период вплоть до 2020 года. Далее будет рассмотрена реализация данных программ по состоянию на 2015 год.
Основные программы расходов [3, c.18]:
"Доступная среда на 2011 - 2015 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175);
"Информационное общество (2011 - 2020 годы)" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р).
Кроме того утверждена государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р).
С целью обеспечения высокой эффективности аналитической работы все государственные программы разбиты на пять групп: "Новое качество жизни" (13 госпрограмм), "Инновационное развитие и модернизация экономики" (17 госпрограмм), "Обеспечение национальной безопасности" (2 госпрограммы), "Сбалансированное региональное развитие" (3 госпрограммы) и "Эффективное государство" (5 госпрограмм). Краткоеописание данных программ представлено в Приложении 2.
Таким образом, приоритетом бюджетной политики в 2014-2015 гг. стало сокращение бюджетного дефицита, приближение к сбалансированному бездефицитному бюджету за счет повышения налогов и оптимизации расходов, а также пополнение бюджетных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния).
Задачи правительства Российской Федерации в направлении проводимой налоговой политики остались такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной системы налогообложения, способной обеспечить как бюджетную устойчивость в среднесрочной , так и в долгосрочной перспективах развития. Приоритетными целями налоговой политики продолжают оставаться развитие деятельности в сфере инноваций, в том числе и по средствам предоставления дополнительных льгот, направленных на ее стимулирование, а также повышение уровня инвестиций в области образования и здравоохранения и их эффективности.
Основополагающим фактором проведенной налоговой политики стала острая необходимость поддержания баланса в бюджетной системе.
Ведущими направлениями налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов явилось внесение поправок в законодательство о налогах и сборах и утверждение нормативных правовых актов по следующим направлениям [2, c.54]:
. Стимулирование инновационной деятельности и роста эффектисности человеческого капитала, проведенное при помощи налогов.
. Отслеживание эффективности льгот по уплате налогов.
. Налог на добавленную стоимость.
. Акцизная налоговая система.