Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ (Глава 1. Теоретические основы и задачи финансовой политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Успешное функционирование и развитие экoнoмики любoго госудaрства вo многом опрeделяется возмoжностью рeализации гoсудaрственными оргaнaми влаcти функций пo oбеспeчению экoномичeской cтaбильности, oбороноcпоcобнoсти гocудaрства, рaзвитию coциaльнoй сфeры и пoвышeнию урoвня жизни нaceлeния. Оcущeствлeниe укaзaнных функций нeвoзможнo без фoрмирoвaния бaзы для дeятельнoсти oргaнов влaсти: для рeгулирования финaнсoвых oтношeний в oбщeстве и сoздaния финансового механизма их реализации в соответствии с цeлями эконoмичecкoй пoлитики, coставнoй чaстью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической является совокупностью бюджетно-налоговых, финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, которые обладают в соответствии с законодательством правомочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства.

Структура финансовой политики раскрывается в ее составных элементах. Среди них можно выделить:

  • выработку научной концепции по развитию финансового сектора;
  • определение основных направлений использования финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе и на текущий период;
  • разработка конкретного плана реализации и важнейших путей использования финансов в долгом периоде.

Эффективность проведения финансовой политики определяет темпы спада или роста промышленного производства, уровни занятости, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Предметом исследования данной курсовой работы является механизм реализации финансовой политики России.

Целью данной работы является выявление проблем финансовой политики в РФ и определение путей их решения.

Для достижения выбранной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.Изучить теоретические стороны финансовой политики;

2. Выявить основные принципы её формирования;

3.Пранализировать составляющие финансовой политики государства;

4. Исследовать проведение современной финансовой политики в РФ для выявления проблем;

5. Определить пути их решения.

В первой главе данной работы будет рассмотрена сущность организации финансовой политики и ее виды. Во второй главе будет проведено исследование финансовой политики РФ и ее оценка за 2014-2015 гг., а также представлены её основные направления на 2016 год. В третьей главе выделены проблемы финансовой политики России и представлены возможные пути их решения.


Глава 1. Теоретические основы и задачи финансовой политики

1.1 Определение финансовой политики государства и её основные цели

Каждое государство использует свои финансы с целью осуществления собственных функций и достижения поставленных задач. Значительную роль в их реализации играет финансовая политика. Существует множество различных определений финансовой политики. В данной курсовой работе я бы хотела рассмотреть два различных определения.

Согласно первому из них финансовая политика - это постановка целей и задач, на решение которых направлен процесс формирования, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта с целью обеспечить финансовыми ресурсами процесс воспроизводства, а также решение конкретных экономических задач государства.

Второе определяет финансовую политику как комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, активизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для проведения той или иной государственной программы экономического и социального роста.

Несмотря на возможные различия в трактовках оба определения говорят о том, что финансовая политика представляет собой ветвь социально-экономической политики государства, направленную на обеспечение скомпенсированного развития финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Определение основных направлений распределения финансов в долгосрочной перспективе и на текущий период основывается на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, прогнозировании условий для развития социальной сферы. А также базируется на полномочиях государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства на международной арене. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.

К субъектам финансовой политики можно отнести органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют и утверждают приоритетные направления улучшения финансовых отношений, а также разрабатывают пути их реализации в интересах государства.


К её объектам как правило относят совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, которые образуют сферы и звенья финансовой системы государства.

Приоритетной целью организации финансовой политики является удовлетворение интересов общества в целом, а не отдельных его групп: улучшение качества жизни населения и рост благополучия каждого человека. Как следствие, финансовая политика направлена на максимальную мобилизацию всех финансовых ресурсов, используемых для удовлетворения общественных потребностей, а также на создание благоприятных условий для усиления предпринимательской активности. Глобальное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их гармоничного перераспределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на ведущих направлениях экономического и социального развития.

К важнейшим целям финансовой политики относятся:

-увеличение объёма и повышение эффективности использования финансовых ресурсов, отказ от этого может привести к утечке средств и сокращению количества источников удовлетворения непрерывно растущих экономических и социальных потребностей социума;

-налаживание и структурная перестройка экономики;

-достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

От целей политики необходимо перейти к её содержанию. Оно многосторонне и включает следующие главные принципы:

  1. выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения.
  2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов.
  3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Это невозможно без функционирования эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений: методы распределения национального дохода; способы образования государственных бюджетных фондов; методы образования государственных целевых фондов; виды платежей в бюджет и целевые фонды; финансовое планирование и прогнозирование; финансовый контроль.


  1. регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики.

Фискальная политика - это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX в., когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы (бюджетные расходы).

Из чего можно заключить, что государственная финансовая политика представляет собой ветвь социально-экономической политики, которая предназначается для обеспечения уравновешенного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы государства. Задачи финансовой политики проявляются в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов применения функционального предназначения финансов в соответствии с экономическими планами государства.

1.2 Виды финансовой политики государства

Основываясь на задачах, назначенных перед финансовой политикой, её делят на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Политика экономического роста предполагает систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов внутреннего валового продукта и повышение уровня занятости. Данная политика называется стимулирующей и может быть реализована следующим образом:

  1. рост государственных расходов;
  2. снижение налоговых поступлений.

В свой черед политика ограничения деловой активности, напротив обращена на уменьшение реального объема внутреннего национального продукта в сравнении с его потенциальным уровнем и используется правительством в период подъема с целью избегания кризиса перепроизводства, и инфляции образовавшейся вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика опирается на уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета, если перед экономикой поставлена задача контроля над инфляцией.


К тому же известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика, проводимая самим правительством;

б) не дискреционная финансовая политика или встроенные стабилизаторы.

Не дискреционная финансовая политика - это способность налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть регулирование экономической деятельности без непосредственного вмешательства.

Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности поддерживают экономическую систему государства.

Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:

1) Социальные выплаты, включая пособия по безработице.

2) Программы помощи фермерам.

3) Эффект надежности компаний.

4) Инертность склонности к потреблению.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами для изменения реального объема внутреннего валового продукта и уровня занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основные орудия дискреционной финансовой политики:

1)общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

2)социальные программы;

3)правительственные закупки;

4)государственные инвестиции;

5)изменение расходов перераспределительного типа;

6)управление налоговым гнетом.

Кроме того, финансовая политика включает следующие направления (Приложение 1).

Налоговую политику рассматривают в широком и узком аспектах [16, c.78].

В широком аспекте она охватывает вопросы формирования государственных доходов за счет постоянных и временных источников (налогов и займов соответственно). Поскольку государство не может устанавливать слишком высокий уровень налогообложения из-за противодействия общества, оно вынуждено использовать государственные займы для покрытия своих расходов.

В узком аспекте налоговая политика охватывает деятельность государства только в сфере налогообложения - установление видов налогов, плательщиков, объектов, ставок, льгот, сроков и механизма зачислений в бюджет.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

1)источников формирования доходов государственного бюджета;

2)приоритетных направлений расходов бюджета;

3)допустимых пределов разбалансированности бюджета;

4)источников финансирования бюджетного дефицита;

5)принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.