Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ (Глава 1. Теоретические основы и задачи финансовой политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

. Налог на прибыль организаций.

. Налогообложение природных ресурсов.

. Появление налога на недвижимость.

. Налоговое администрирование.

Механизм, обеспечивающий падение тарифов по страховым взносам, явился причиной снижения эффективной ставки обложения взносами. При этом в большей степени преимущество от этого падения получило большинство работодателей (в составе работников которых находились как низкооплачиваемые категории, так и категории, заработная плата которых превышает средние показатели по российской экономике). Так как снижение эффективной ставки повлияло на всех работников, чья годовая заработная плата составляет менее 720 тысяч рублей [20, c.304].

Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона, который уточняет процедуру восстановления в доходах суммы затрат на капитальные вложения, составляющие не более 10 п.п. .( или не более 30 процентов – от основных средств, которые можно отнести к третьей - седьмой амортизационным группам). Также восстанавливает первоначальную стоимость основных средств и расходов, необходимых в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (так называемой "амортизационной премии"), в случае реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию.

В заключение необходимо отметить, что финансовая политика в 2014-2016гг. была нацелена на реформирование бюджетной и налоговой политики, повышение качества и уровня жизни граждан, а также повышение эффективности бюджетных расходов.

Глава 3. Выявление проблем финансовой политики и возможных путей их решения

3.1 Проблемы финансовой политики на данном этапе

Основными проблемами финансовой политики России являются [21, с.166]:

1)несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

2)несовершенство налоговой системы;

3)низкие показатели инвестиционного финансирования;


4)отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики;

5)нестабильность валютного курса рубля;

6)неэффективное использование государственной собственности.

Прогнозирование важнейших макроэкономических показателей социально-экономического развития РФ, которые были использованы в процессе разработки финансового плана вплоть до 2023 г., базируется на курсе экономической политики, предусмотренном Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации (КДР.) в долгосрочном периоде. КДР предназначена для обеспечения всех необходимых условий для инновационного развития, основанного на инвестициях в человеческий капитал, создании благоприятной деловой среды и повышении эффективности государственных институтов, при условии сохранения приемлемого уровня макроэкономической стабильности [11, c.298].

Развитие экономики в предстоящий период будет проходить в условиях неблагоприятных демографических тенденций. По причине того, что, при помощи принятых мер по улучшению демографической и социальной политики произошло совершенствование в сфере здравоохранения и распространение здорового образа жизни, сокращение численности населения, по прогнозу Минэкономразвития России, должно смениться его незначительным скачком, однако продолжится процесс старения населения. В результате этой тенденции доля трудоспособного населения снизится с 63% в 2010 году до 53% к 2023 году. Как следствие численность экономически активного населения в течение данного периода снизится на 11% (в среднем на 0,8% в год).

Уровень доходов бюджетной системы непрерывно падает, начиная с 40,2п.п. ВВП в 2010 году до прогноза в 31,7п.п. ВВП к 2023 году, уровень доходов федерального бюджета испытывает ту же тенденцию - с 23,6% ВВП в 2010 году до 12,9% ВВП к 2023 году.

Согласно прогнозам до 2023 года произойдёт сокращение доходов бюджетной системы по сравнению с фактическим исполнением в 2010 году. Оно включает в себя сокращение и нефтегазовых, и других доходов.

При этом необходимо учитывать, что в 2010 году произошло поступление дополнительных средств от погашения задолженности по налогам в бюджетную систему в размере 1,8% ВВП. В связи с этим для сравнительного анализа будет лучше использовать доходы бюджетной системы за 2010 год, без учёта этих дополнительных поступлений (Таблица 1).

Прогноз доходов бюджетной системы

Факт

Бюджет

Прогноз

Прогноз

Прогноз

2010

2016

2017

2018

2023

Млрд. Руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

Млрд. Руб.

% ВВП

Доходы федерального бюджета

7779

23,6%

9037

21,4%

14050

17,1%

21469

14,7%

30016

12,9%

Доходы консолидированного бюджета

11763

35,7%

13723

32,5%

22733

27,7%

36346

25,0%

52989

22,8%

Доходы бюджетной системы

13251

40,2%

15663

37,1%

28791

35,1%

47832

32,8%

73727

31,7%

Нефтегазовые доходы

2897

8,8%

4249

10,1%

4465

5,4%

5805

4,0%

7215

3,1%

Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета

8866

26,9%

9474

22,4%

18268

22,2%

30542

21,0%

45774

19,7%


Все факторы, перечисленные выше, приводят к падению нефтегазовых доходов, выраженных в процентах от ВВП. Согласно существующим прогнозам в 2023 году они станут существенно ниже - на 5,7 п. п. - аналогичных показателей на 2010 год. Прогнозируемые реформы ЕСН поспособствуют интенсивному скачку доходов внебюджетных фондов. В прогнозах на 2023 по сравнению с 2010 годом они вырастут на 4,4 п. п. ВВП. В общем итоге поступления от страховых взносов возрастут по сравнению с 2010 годом на 2,2% от величины внутреннего валового продукта. Также примерно 1%. ВВП добавят в финансы внебюджетных фондов средства, которые будут получены от инвестирования накопительной части пенсии.

Охарактеризуем современные проблемы финансовой политики России.

На данном этапе развития существует недостаточный уровень налоговых сборов. Причина заключена не только в сокрытии истинной выручки гражданами, но и в фактическом создании целого механизма, предназначенного для уклонения от уплаты налогов при помощи грамотного использования недостатки, имеющихся в правовых актах, однако главной причиной остается непрерывное снижение налогооблагаемой базы в результате сокращения реального показателя ВВП.

До тех пор, пока главным производительным ресурсом общества остается экономически активный человек, не имеющий при этом возможности для собственного нормального расширенного воспроизводства, а также удовлетворения большинства социальных потребностей, происходит образование "порочного круга". Его смысл заключается в том, что пока нет дохода, не будет необходимого уровня спроса на продукцию, и как следствие достаточного производственного сектора. Отсутствие накоплений приводит к отсутствию инвестиций и росту импорта , долгов, просроченных платежей, процентных ставок и спекулятивные сделок. Все эти факторы приводят к недопустимому падению курса рубля, сокращению благополучия граждан, а также увеличению зависимости от иностранного сектора.

3.2 Поиск путей решения данных проблем и развития финансовой политики РФ

Приоритетной задачей бюджетного планирования на долгий период является соответствие проводимой бюджетной политики задачам создания долгосрочного устойчивого роста экономики (увеличения потенциального ВНП и ВВП) и повышению уровня и качества жизни населения (увеличение занятости, повышение уровня зарплат).


Далее следует рассмотрение путей решения существующих на данный момент проблем финансовой политики.

Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения сбора налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита.

Рост налоговых сборов может быть достигнут по средствам расширения налогооблагаемой базы, снижения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Важную роль играет реформирование существующего законодательства, регулирующего сферу налогообложения.

Чтобы решить проблему, связанную с построением реального бюджета нужно соблюсти все условия, чтобы накопления и активы, которые были созданы в России, работали в соответствии с её целями, как это происходит в странах с развитой рыночной экономикой. В этом состоит приоритетная цель всех ветвей власти, предпринимателей и населения.

Увеличение совокупного предложения в текущих условиях может привести лишь к инвестиционному финансированию при помощи внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, обладающих высокими и сверхвысокими доходами, а также средств, принадлежащих нерезидентам.

Приоритетным направлением также является стабилизация национального валютного курса. Необходимо обратить особое внимание на проблему перевода валютных корреспондентских счетов НОСТРО коммерческих банков РФ в Банк России. Эта мера приведет не только к увеличению денежную базу и расширению денежную массы, поступившей в обращение, но и поставит надежный заслон на пути нелегального оттока капитала, сделав национальный валютный курс более правдоподобным. Необходима система мероприятий по отмене спекуляции на рынке валюты. К примеру, денежно-кредитная политика, которая проводилась в России на протяжении последних лет "подталкивает" и вынуждает граждан использовать иностранную валюту, как основную форму сбережений. Данная мера ведет к снижению инфляционных рисков. Эта тенденция имеет негативное влияние на курс рубля и искажает действительное соотношение рубля к доллару по паритету покупательной способности. Данный вид вложений является спекулятивным и во многом зависит от текущих макроэкономических показателей. Возможным выходом из сложившейся ситуации является предложенная ниже схема: государство создает условия для конвертации иностранной валюты, находящейся в обращении у физических лиц и при этом хранящейся вне банковской системы, в рублевые активы, для привлечения средств на счета коммерческих банков, и гарантирования сохранности вкладов и их индексации. Одновременно в основу денежно-кредитной политики оно закладывает регулирование процентных ставок [14, c.96].


Необходимо повышение личной ответственности государственных представителей в органах управления корпораций, доля акций которых является государственной собственностью, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий, способствующих привлечению инвестиций. Пункты, предусматривающие вышеперечисленные изменения должны быть прописаны в контрактах, заключаемых с государственными представителями. Также важным шагом является обеспечение поступлений дивидендов в госбюджет, как и арендной платы от использования государственного имущества. Для этого будет полезно активизировать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка - Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы. Сформировать единую систему доверительного управления государственными пакетами акций и другой собственностью, создать полный реестр объектов недвижимости, включая незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях, обеспечить подтверждение прав РФ на зарубежную собственность и повышение эффективности от ее использования.

Целесообразно соответствующими правовыми актами Правительства РФ решить вопрос по счетам Государственного таможенного комитета РФ и государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Эти ресурсы могли бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета. В целом казначейская система требует серьезного реформирования и придания ей самостоятельного статуса по аналогии с имеющимся зарубежным опытом в целях укрепления финансовой дисциплины и разведения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сконцентрированы в Минфине РФ.

Необходима ориентировать финансовую и денежно-кредитную политику РФ на геополитические цели страны. Эти цели, прежде всего, располагаются на территории стран СНГ. Ориентация государств СНГ на использование во взаимных расчетах доллара США, привлечение крупных внешних займов, которые существенно увеличивают бюджетные нагрузки, вызывает большие трудности, связанные с погашением долга, обеспечением сбалансированности платежных балансов [22, c.185].

Один из наиболее перспективных подходов к повышению эффективности бюджетного сектора связан с реформированием системы оплаты труда в государственном секторе. Однако разговор пойдет не просто об увеличении зарплаты работников, ведь главная задача заключена в создании механизмов, способных обеспечить, во-первых, постоянное приспособление уровня заработной платы работников к рыночным условиям труда, и во-вторых, оказывающих серьезное стимулирующее воздействие на производительность труда в бюджетном секторе.