Файл: Методы и технологии противодействия угрозам кадровой безопасности (Угрозы кадровой безопасности и борьба с ними).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо  также  отметить,  что  у  каждого  предприятия  приоритетность  защиты  от  каждого  вида  риска,  связанного  с  персоналом  будет  отличаться.  Например:  для  организаций  финансового  сектора  самым  опасным  видом  риска  будут  являться  хищения  денежных  средств,  для  сферы  услуг  —  несоответствие  навыков  персонала  предъявляемым  требованиям  и  т.  д.

Кадровая  безопасность  предприятия,  наряду  с  экономической,  правовой,  техногенной,  информационной,  экологической  и  другими,  является  частью  общей  системы  безопасности.

Бесспорно,  что  создание  универсальной  системы  управления  кадровыми  рисками  невозможно  в  силу  огромного  диапазона  различий  во  внутренних  и  внешних  условиях,  в  которых  находятся  хозяйствующие  субъекты,  а  также  из-за  разнообразия  их  целей,  сферы  деятельности  и  прочего,  однако  представляется  возможной  разработка  общих  положений,  принципов  и  методов  организации  системы  кадровой  безопасности. 

На  первом  этапе  необходимо  определить  области  проявления  кадровых  рисков,  выявить  максимально  возможное  количество  видов  и  оценить  приоритетность  защиты  от  каждого  из  них.  Среди  методов,  позволяющих  провести  данную  работу,  можно  отметить  такие,  как:  метод  экспертных  оценок,  SWOT-анализ,  ретроспективная  оценка  потерь  и  др.  В  результате  мы  получим  рисковый  профиль  организации,  описывающий  ее  слабые  стороны,  наличие  которых  еще  не  гарантирует  реализацию  угрозы  деятельности  предприятию,  а  только  лишь  определяет  возможные  риски.

На  втором  этапе  необходимо  составить  рисковый  профиль  сотрудников.  Данный  метод  был  предложен  Бадаловой  А.Г.  и  Москвитиным  К.П.   Его  суть  заключается  в  определении  возможности  наступления  рисковой  ситуации  через  построение  рискового  профиля  сотрудников  организации  с  учетом  результатов  систематически  проводимого  кадрового  аудита  и  мониторинга  и  анализа  проявления  данных  рисков  через:

·     изменение  капитала  предприятия  (человеческого,  интеллектуального,  социального);

·     реализацию  человеческого  фактора  (наличие  ошибок  при  выполнении  трудовых  функций);

·     изменение  качества  предоставляемой  продукции  либо  услуг. 

Данная  система  также  позволит  оценить  уровень  знаний,  умений  и  навыков  работника,  его  толерантность,  креативность  и  лояльность,  объективно  определить  категорию  работника,  установить  возможность  влияния  отдельного  работника  и  коллектива  в  целом  на  результаты  деятельности  предприятия. 


На  третьем  этапе,  в  первую  очередь,  необходимо  будет  сопоставить  рисковые  профили  организации  и  работников.  При  совпадении  зон  риска,  вероятность  наступления  угрозы  увеличивается.  В  этом  случае  возможны  три  варианта  дальнейших  действий:

·     устранение  или  минимизация  рисков,  связанных  с  рисковым  профилем  сотрудников;

·     устранение  или  минимизация  рисков,  связанных  с  несовершенством  и  слабыми  сторонами  в  управлении  организацией;

·     идеальный  вариант:  разработка  методов,  устраняющих  и  кадровые  и  организационные  риски  одновременно.

С  помощью  данных  действий  будет  уменьшена  вероятность  возникновения  и  реализации  угроз,  связанных  с  персоналом  в  краткосрочной  перспективе,  что  позволит  выиграть  время  для  дальнейшего  анализа,  систематизации  выявленной  информации  и  построения  индивидуальной  системы  кадровой  безопасности. 

Четвертый  этап  условно  можно  разделить  на  два  направления: 

1.  управление  и  минимизация  рисков,  порожденных  слабыми  сторонами  самого  предприятия;

2.  совершенствование  персонал-технологий  с  целью  стабилизации  рискового  профиля  сотрудников. 

На  практике  данный  этап  будет  представлять  собой  реформирование  системы  управления  персоналом  и  значительную  перестройку  общего  функционирования  организации.  Еще  одним  важным  моментом  в  данном  процессе  будет  являться  анализ  и  доработка  системы  социально-трудового  мониторинга,  как  инструмента  диагностики  социально-трудовой  сферы  с  точки  зрения  управления  кадровыми  рисками.

После  теоретико-методологической  подготовки  построения  системы  кадровой  безопасности  и  ее  внедрения  на  отдельном  рассматриваемом  предприятии  должен  следовать  этап  стабилизации,  в  течение  которого  вносятся  изменения  и  корректировки,  а  также  устанавливается  процесс  диагностики  внешних  и  внутренних  факторов-маркеров,  влекущих  за  собой  необходимость  немедленного  реагирования  и  изменения  в  частности  в  системе  кадровой  безопасности  и  в  системе  управления  персоналом  в  общем. 


2.2 Контроллинг персонала в обеспечении кадровой безопасности организации

Кадровая безопасность организации — это процесс предотвращения негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия за счет рисков и угроз, связанных с персоналом, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом. Она занимает доминирующее положение по отношению к другим элементам системы безопасности компании, так как она «работает» с персоналом, кадрами, а они в любой составляющей первичны.

Кадровая безопасность зависит от трех основных факторов:  

Найм.               

Лояльность.               

Контроль.

Кадровая безопасность, являясь элементом экономической безопасности компании, нацелена на такую работу с персоналом, на установление таких трудовых и этических отношений, которые можно было бы определить как «безубыточные». Также немаловажным фактором в обеспечении кадровой безопасности организации является контроллинг персонала.

Контроллинг персонала — это система внутрифирменного планирования и контроля в сфере работы с человеческим ресурсом, которая помогает «преобразовывать» стратегии в плановые величины и конкретные мероприятия, а также формировать основные положения по управлению сотрудниками. Контроллинг персонала подразумевает разработку и предоставление инструментов для обеспечения потенциала производительности труда на предприятии.

Применяя управленческий подход мы можем определить место кадровых ресурсов и соединить кадры с целями компании и другими системами управления. Благодаря ему система управления персоналом должна стать элементом системы управления в целом. Контроллинг персонала является информационной поддержкой принятия управленческих решений в организации.

Кадровый контроллинг — это система информационно-аналитической и методической поддержки принятия управленческих решений в системе управления персоналом с целью повышения эффективности организации. Выделяют два направления контроллинга: оперативный и стратегический.  

Под целью оперативного контроллинга персонала подразумевают создание системы управления достижения текущих целей организации, а также принятия своевременных решений по оптимизации соотношения затраты — прибыли. Целью стратегического контроллинга персонала является обеспечение жизнеспособности предприятия и контроль движения предприятия к намеченной стратегической цели развития.


Цели контроллинга персонала со временем постепенно усложняются об этом свидетельствует практика и исследования зарубежных специалистов. В настоящее время их можно сформулировать как повышение результативности и эффективности бизнеса за счет наилучшего использования персонала. Эта цель является целью высшего порядка. Обычно выделяют следующие основные функции контроллинга персонала:               

Информационно-обеспечивающая - построение информационной системы, охватывающей все необходимые сведения: производительность, затраты на персонал и т. д. Эта функция реализуется, как правило, посредством создания на предприятии базы данных персонала с возможностью формирования отчетов.               

Плановая — получение прогнозной, целевой и нормативной информации, например, определение потребности в сотрудниках (количество, уровень квалификации) для выпуска новой продукции.               

Управляющая — разработка предложений по устранению негативных тенденций. Например, если возникает отклонение между плановыми и фактическими затратами на обучение одного работника в год, то служба контроллинга персонала дает рекомендации отделу кадров и финансовому департаменту о корректировке соответствующих планов и бюджетов.                Контрольно-аналитическая — измерение степени достижения цели, анализ запланированных и фактических показателей по персоналу. Если отклонения не выходят за рамки интервала, рассчитанного подразделением контроллинга, то управляющие воздействия не нужны. Например, если текучесть кадров остается в пределах допустимых значений (4–5 %), но при этом отмечается тенденция к ее росту, то об этом необходимо сигнализировать управлению кадров.

В реализации контроллинга персонала участвуют:               

Линейные руководители — обычно следят за исполнительской и трудовой дисциплиной подчиненных;               

Служба персонала — соблюдение работниками корпоративных норм и правил;               

Отдел безопасности — фиксирует данные в системе контроля трудовой дисциплины (приход, уход, отсутствие на рабочем месте) и контролирует неразглашение коммерческой тайны;               

Служба внутреннего контроля — проверяет соблюдение утвержденных регламентов и процедур.

Объектами конроллинга персонала в зависимости от уровня развития организации мы можем назвать: трудовые процессы и трудовой потенциал, количественные и качественные характеристики персонала и системы управления персоналом в целом, ее ресурсное обеспечение.


Кроме того, можно выделить специфические объекты контроллинга, к ним относятся затраты на персонал, затраты на реализацию функций управления персоналом и центры ответственности. Рассматривая классификацию конроллинга персонала мы можем выделить его виды со следующими критериями: по целевым установкам (контроллинг затрат, результатов и эффективности), по виду измерения (количественный и качественный контроллинг), по объекту и/или по времени (стратегический и оперативный контроллинг). Таким образом, персонал является ключевым, стратегическим фактором успеха организации, обеспечивающим ее конкурентоспособность.

Соответственно, контроллинг персонала является одной из составляющих обеспечения кадровой безопасности организации и наряду с контроллингом других функциональных областей обеспечивает наиболее эффективное достижение целей организации. Результаты использования персонала также находят свое отражение в показателях деятельности организации, то есть в ее прибыли, доле рынка и так далее. Контроллинг персонала позволяет оценить эффективность его использования и вклад персонала в достижение целей организации, а также скорректировать важнейшие решения в области персонала с учетом выявленных отклонений от запланированных результатов.

Заключение

Если в целом за безопасность должна отвечать служба охраны организации, то ответственность за обеспечение кадровой безопасности ложится на плечи менеджера по работе с персоналом. По статистике, соотношение внешних и внутренних угроз для компании соотносится как 20 к 80. Т.е. 4 / 5 всех проблем рождается внутри компании, в рядах собственных сотрудников.

Классифицировать угрозы кадровой безопасности предприятия можно по нескольким параметрам. Например, по этапу взаимодействия между работником и предприятием – те, которые возникают при приеме на работу, во время трудовой деятельности работника на предприятии и при увольнении.

Также можно привести классификацию по видам деструктивной поведения персонала – нарушение техники безопасности, кражи и мошенничество, разрушение сплоченного морального климата. По видам примеров неэффективной работы отдела по работе с персоналом – при отсутствии мониторинга, ошибочности каких-либо выводов, отсутствии системы контроля. Классификацию можно приводить по параметрам, которые зависят от сущности конкретной рассматриваемой проблемы.