Файл: Методы и технологии противодействия угрозам кадровой безопасности (Угрозы кадровой безопасности и борьба с ними).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
Субъект ом кадр ов ой без опасн ости является служба управления персонал ом, причем в опр осы кадр ов ой без опасн ости д олжны решаться на кажд ом этапе управления перс онал ом (п оиск, отб ор, прием, адаптация, развитие, оценка и т. д.). Люб ое действие менеджера п о перс оналу на люб ом этапе - это либ о усиление, либ о ослабление без опасн ости к омпании п о главн ой ее составляющей - п о перс оналу.
Как п оказывает практический опыт, обеспечение без опасн ости организации д олжн о с о ответств овать следующим принципам:
- непрерывн ость - осуществление мер п о обеспечению без опасн ости должн о быть осн ован о на п ост оянн ой г от овн ости к отражению как внутренних, так и внешних угр оз без опасн ости организации. При эт ом рук ов одители организаций д олжны ясн о ос ознавать: пр оцесс обеспечения без опасн ости не д опускает перерыв ов, иначе придется все начинать сначала;
- к омплексн ость - исп ольз ование всех средств защиты финанс овых, материальных, инф ормаци онных и чел овеческих ресурс ов в о всех структурных п одразделениях организации и на всех этапах ее деятельн ости. При эт ом комплексн ость реализуется через с ов окупн ость прав овых, организаци онных и инженерн о-технических мер оприятий без их при оритетн ог о выделения;
- св оевременн ость - обеспечение без опасн ости с исп ольз ованием упреждающих мер. При эт ом принцип св оевременн ости предп олагает п остановку задач п о к омплексн ой без опасн ости на ранних стадиях разраб отки системы без опасн ости, а также разраб отку эффективных мер предупреждения п осягательств на интересы организации;
- зак онн ость - обеспечение без опасн ости на осн ове зак он одательства РФ и других н ормативных акт ов, утвержденных органами г осударственн ог о управления в пределах их к омпетенции. При эт ом не обх одим о иметь в виду, чт о в опр ос д озв оленн ости тех или иных мет од ов обнаружения и пресечения прав онарушений в рамках действующег о зак он одательства и б ольш ог о количества вед омственных п одзак онных акт ов в наст оящее время в б ольшинстве случаев остается открытым;
- активн ость - обеспечение без опасн ости организации с д остат очн ой степенью наст ойчив ости и с шир оким исп ольз ованием маневра имеющихся сил и средств;
- универсальн ость - обеспечение без опасн ости п осредств ом применения таких мер и пр оведения таких мер оприятий, к от орые дают п ол ожительный эффект независим о от места их к онкретн ог о применения;
- эк он омическая целес о образн ость - с оп оставление в озм ожн ог о ущерба и затрат на обеспечение без опасн ости. При эт ом в о всех случаях ст оимость системы без опасн ости д олжна не превышать размера в озм ожн ог о ущерба от любых вид ов риска;
- конкретность и надежность - определение конкретных видов ресурсов, выделяемых на обеспечение безопасности. При этом обязательным является достаточное дублирование методов, средств и форм защиты при обеспечении безопасности организации;
- профессионализм - реализация мер безопасности должна осуществляться только профессионально подготовленными специалистами. При этом в условиях быстрого развития средств и систем безопасности необходимо постоянное совершенствование мер и средств защиты на базе обучения личного состава;
- взаимодействие и координация - осуществление мер обеспечения безопасности на основе четкой взаимосвязи соответствующих подразделений, служб и ответственных лиц. При этом вопрос о взаимодействии и координации касается не только подразделений и лиц, непосредственно отвечающих за безопасность, но и их связи с остальными подразделениями организации;
- централизация управления и автономность - обеспечение организационно-функциональной самостоятельности процесса организации защиты всех объектов охраны и централизованное управление обеспечением безопасности организации в целом.
На наш взгляд, она зависит от трех основных факторов[4].
1. Найм. Под этим кратким словом понимается целый комплекс мер безопасности при приеме на работу и прогнозирования благонадежности. Здесь работает незатейливая формула — «как примете на работу, такие люди у вас и будут работать» или «скажите мне, как вы принимаете на работу, и я скажу, какие у вас проблемы». Это действительно так! В условное наименование первого фактора «найм» входит рассмотрение вопросов безопасности компании на таких этапах в работе менеджера по персоналу, как поиск кандидатов, процедура отбора, документальное и юридическое обеспечение приема на работу, испытательный срок и даже адаптация. Добавим также процедуры безопасности в деятельности кадровиков при подготовке аттестации, при планировании обучения.
2. Лояльность. Опять же, в одном слове — комплекс мер по установлению позитивных отношений работников к вам, работодателям. Зависит ли от этого глубина ваших проблем? Конечно! От того, кем ощущает себя сотрудник предприятия, — мусором или частью общего дела, заменимым «винтиком « или уважаемым передовиком производства — действительно, зависят и проблемы предприятия. В эту составляющую работы по предотвращению угроз безопасности традиционно вкладывается мало средств. Однако экономя на этом, предприятие вынуждено будет затратить еще больше ресурсов на мероприятия следующего, третьего блока.
3. Контроль. Он представляет собой комплекс мер из установленных для персонала, в том числе для администрации, регламентов, ограничений, режимов, технологических процессов, оценочных, контрольных и других операций, процедур безопасности. Этот комплекс уже непосредственно нацелен на ликвидацию возможностей причинения ущерба и отрабатывается, как правило, службой безопасности или другими подразделениями, но в меньшей степени службой персонала.
При этом надо отметить, что работает принцип «компенсации недостаточности внимания» к отдельным факторам. Не сделали прием на работу частью системы безопасности, не заботитесь об укреплении лояльности персонала — серьезные ресурсы потратите на контроль, выявление и расследование убытков.
Таким образом, кадровая безопасность, являясь элементом экономической безопасности компании, нацелена на такую работу с персоналом, на установление таких трудовых и этических отношений, которые можно было бы определить как «безубыточные». Вся эта деятельность не является отдельным направлением в функционале менеджера по персоналу, а лишь органично вписывается в него. И здесь практически не привлекаются какие-либо дополнительные ресурсы, при условии, что в компании присутствуют все этапы организации и управления персоналом.
С точки зрения безопасности в подходе к трудовому взаимодействию присутствует одна маленькая и не всегда заметная деталь — каждый кандидат на вакансию, каждый работник предприятия должен ежеминутно рассматриваться в том числе и как источник риска, источник потенциальной угрозы. И не только это крайность в части умышленного нанесения ущерба , а и в отношении опасности причинения убытков, связанных с низкой квалификацией, и наоборот — с невозможностью применить высокий профессионализм; с недовольством своей работой и условиями труда; с отсутствием четко и однозначно закрепленных юридических правоотношений; с неадекватной оценкой результатов труда; со слабым прогнозированием и контролем благонадежности и т.д.
Основной особенностью современного этапа развития кадровой безопасности коммерческой организации в России является возрастание роли этого явления. Возрастание роли кадровой безопасности в современных условиях обусловлено, с одной стороны, с развитием экономики и рынка труда, изменением сущности контроля за персоналом, повышением роли управления персоналом в управлении организацией. С другой стороны, возрастание роли кадровой безопасности в современных условиях определяется вызовами экономической реальности современной России, с которыми сталкиваются различные предприятия и организации. Помимо этого, значимость обеспечения кадровой безопасности связана с высоким уровнем вероятности и размером потерь предприятий, причины которых зачастую связаны и имеют непосредственное отношение к работникам.
Остановимся на причинах возрастания значимости кадровой безопасности в современных условиях подробнее. Демократизация общества и либерализация экономики способствовали формированию определённых ценностных установок у людей, которые влияют на их организационное поведение. Согласно исследованию Инглхарта Р., в демократических обществах выявлена тенденция снижения значимости любых видов власти и авторитета[5] .
Так как власть является конституирующим началом руководства, в том числе руководства персоналом[6], то в таких условиях, может формироваться тенденция укоренения установки на получение личной выгоды без учёта интересов других людей или компании, соответственно эта тенденция может привести к несовпадению целей сотрудника и целей компании, что создаёт почву для негативных действий персонала, направленных против компании. С другой стороны, либерализация экономики открывает возможности наиболее свободных рыночных отношений. Для успеха в этих условиях необходимо обладать ключевым ресурсом — информацией. Особенно важной становится информация о человеческих ресурсах компании, что способствует актуализации использования методом кадровой безопасности[7].
В настоящее время наблюдаются процессы усложнения труда, повышения роли творчества и инноваций, предоставление работникам свободы и автономии принятия решений, что приводит к ослаблению возможности жёсткого контроля за персоналом[8].
Однако ослабление контроля, ориентация на самоконтроль и самодисциплину могут таить в себе опасность для компании, поэтому эта тенденция неразрывно связана с повышением значимости превентивных мер по предотвращению негативных результатов деятельности сотрудников, которые могут быть обеспечены при помощи кадровой безопасности. Повышение роли управления персоналом в управлении организацией способствовало осознанию, что именно персонал является решающим фактором победы в конкурентной борьбе. Этот означает, что в современных условиях будет верно и обратное правило: если отсутствует хороший персонал, то победить в конкурентной борьбе невозможно. Кроме того, именно проблемы с персоналом способны привести компанию к краху.
Экономическая реальность показывает, что в основном ущерб компаниям наносят собственные сотрудники. Согласно обзору экономических преступлений, предоставленному аудиторской компанией «PricewaterhouseCoopers», в большинстве случаев экономические преступления совершаются сотрудниками компании.
В России, по мнению экспертов «PricewaterhouseCoopers», пока отсутствуют эффективные методы обнаружения внутренних злоупотреблений, поэтому удалось выяснить, что всего 28 % экономических преступлений было совершено сотрудниками, что является сильно заниженным показателем. Предположить истинную величину экономических преступлений помогает следующий факт: средние потери от мошеннических операций в российских компаниях составляют $ 3,1 млн., что в 3 раза больше, чем в странах Центральной и Восточной Европы и выше аналогичных показателей в мире, притом, что размер российских компаний, относительно невелик по сравнению с крупными мировыми компаниями. Интересно, что в 39 % случаев ценности были утрачены безвозвратно, т. е. вернуть их не удалось. Согласно данным Агентства исследования и предотвращения потерь, около 80 % попыток неправомерного доступа к конфиденциальной информации организации производится с участием собственных сотрудников[9]. Что касается ситуации в отдельных отраслях, то в сфере торговли около 80 % преступлений совершаются сотрудниками, а в сфере услуг 60 % работников регулярно обкрадывают свои предприятия[10].
Для более полной картины возрастания роли кадровой безопасности в дополнении к вышеприведённой информации охарактеризуем запросы рынка. Рынок безопасности на сегодняшний день развивается достаточно стремительно. По данным исследований он-лайн запросов на услуги, с каждым годом спрос на услуги безопасности повышается, а в 2006 году по количеству заявок на получение услуг безопасность вышла на первое место среди других услуг. По мнению экспертов, самыми перспективными с точки зрения спроса продуктами на рынке безопасности являются комплексные системы.
Следовательно, консалтинговые компании стараются предоставлять полноценные решения в области внедрения корпоративной безопасности с учётом анализа бизнес-процессов и стратегических целей компании. Особенностями рынка является тот факт, что крупные успешные компании, понимают необходимость комплексного подхода к безопасности и внедряют соответствующие системы, в отличие от большинства менее крупных организаций. Проблема последних заключается в том, что они склонны оценивать угрозы безопасности с субъективной точки зрения, не проводя соответствующие исследования для получения достоверной информации о ситуации. Выявив, таким образом, только часть угроз и не подозревая о наличии других, они принимают меры только для частичной защиты. При этом защита не по всем направлениям создаёт иллюзию полной безопасности, что ещё более губительно. Такие настроения подтверждаются статистическими данными: «несмотря на отсутствие эффективных методов предотвращения экономических преступлений и тот факт, что подавляющее большинство нарушений выявляется случайно», 43 % компаний считают, что в ближайшем будущем мошенничество их не коснется, — было выяснено в ходе последнего обзора экономических преступлений, проведённого «PricewaterhouseCoopers». Недооценивая угрозы и риски, вышеупомянутые компании предпочитают предпринимать только частичные меры по обеспечению безопасности, соглашаясь на некачественные, но достаточно дешёвые услуги. Дешевизна услуг достигается, как правило, за счёт отсутствия нужной квалификации у работников, которые не смогли ни реализоваться в соответствие со своей профессией, ни переквалифицироваться, ни получить другое образование. Большое количество неспециалистов на рынке безопасности, работающих по минимальным ценам, приводит к колоссальному разрыву стоимости качественных и некачественных услуг. В этой связи экс-гендиректор холдинга «Шериф» Нуриджанов С.Э. отмечает: «Клиент очень часто не видит разницы в качестве между услугой дешёвой и более дорогой, веря на слово тому, что и за «смешные» деньги можно гарантировать качество»[11]. Следовательно, налицо проблема недостаточности информации о том, что использование некачественных услуг, скорее всего, обернётся дороже. В этом случае перспективным представляется предложение Макаровской Е. и Лябихова Д. разработать отраслевые стандарты качества: «Их принятие может стать для отрасли как шагом вперед в её развитии, так и хорошим маркетинговым и PR-инструментом». Клиента можно будет мотивированно убеждать в том, что за хорошую цену он получает качественную услугу в соответствии со стандартами, — предполагают авторы предложения.