Файл: Организация, управление и планирование маркетинговой деятельности (на примере реально существующей организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности
1.1 Понятие, содержание и виды маркетинговой деятельности
1.2 Организация маркетинговой деятельности
1.3 Управление и планирование маркетинговой деятельности
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности на туристской базе отдыха "Кезеной-Ам"
2.1 Общая характеристика туристской базы отдыха "Кезеной-Ам"
2.2 Организация и управление маркетинговой деятельности
2.3 Стратегическое планирование маркетинговой деятельности СТК "Кезеной-Ам"
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала
Введение
Актуальность темы исследования. Индустрия туризма является одной из наиболее доходных отраслей мирового хозяйства. На ее долю в настоящее время приходится около 10% мирового валового продукта, инвестиций, рабочих мест и потребительских расходов. Среднегодовые темпы роста мировых поступлений от международного туризма за последние десять лет составили 13%. По прогнозам ВТО, к 2010 г. количество международных туристских поездок составит более 930 млн, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн долл. Маркетинг является разноплановой концепцией. Прежде всего, он известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые данная организация может удовлетворить наилучшим образом путем производства соответствующих продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями «потребитель», «рынок». С другой стороны, маркетинг имеет и общественное звучание, связывая общественные потребности и экономическую реакцию общества, направленную на их удовлетворение.
Маркетинговая деятельность как раз ориентирована на выявление и учет рыночного спроса и организацию производственно-сбытовой деятельности фирмы, а также оказание качественного сервиса и пост гарантийного обслуживания клиентов компании.
Маркетинг в сфере услуг, в том числе и в туристской, – это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специфических потребностей клиентов. Он призван помочь клиентам оценить услуги фирмы и сделать правильный выбор. Данная трактовка указывает, что маркетинговая концепция направлена не только и не столько на сбытовую политику, она пронизывает всю деятельность компании. Маркетинг начинается задолго до осуществления продажи и не заканчивается после её свершения. Он нацеливает на разработку и производство турпродукта, пользующегося спросом, приведение всех ресурсов фирмы в соответствие с требованиями и возможностями туристского рынка для получения прибыли.
Цель курсовой работы - рассмотреть организацию, управление и планирование маркетинговой деятельности на примере туристской базы отдыха "Кезеной-Ам".
Для достижения указанной цели выделены следующие задачи:
- определить понятие, содержание и виды маркетинговой деятельности;
- рассмотреть организацию маркетинговой деятельности;
- изучить управление и планирование маркетинговой деятельности;
- дать общую характеристику туристской базы отдыха "Кезеной-Ам";
- изучить организацию и управление маркетинговой деятельности;
- рассмотреть стратегическое планирование маркетинговой деятельности СТК "Кезеной-Ам";
- составить рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала;
- обозначить направления совершенствования системы управления маркетингом.
Объект исследования является маркетинговая деятельность туристской базы отдыха "Кезеной-Ам". Предмет исследования - понятие, содержание, элементы маркетинговой деятельности.
Объект работы – маркетинговая деятельность.
Предмет работы – содержание и сущность понятия маркетинговой деятельности, ее организация и планирование.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности
1.1 Понятие, содержание и виды маркетинговой деятельности
Маркетинг - это система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение прибыли.
Маркетинговая деятельность является видом предпринимательской деятельности, следовательно, ей присущи общие признаки предпринимательства, установленные в п. 1 ст. 2 ГК, т. е. это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[1].
Различают четыре основных вида маркетинговой деятельности.
1. Продуктовый маркетинг - опирается на сильные стороны технологий и аналитический прогноз потенциального спроса потребителей. В производстве ведущее место (цель) занимают качественные характеристики товара. Однако такие предприятия уделяют недостаточное внимание запросам рынка, что может привести к не востребованности производимой продукции и риску убытков. Тем не менее организации стараются проанализировать запросы потребителей в отношении будущих характеристик товара. Таким образом, предприятия начинают производить товар, рассчитывая на увеличение потребительского спроса в перспективе.
2. Производственный маркетинг - производство продукции исходя из показателей эффективности, в большей степени внимание уделяется издержкам производства и способам их снижения. Выпуск продукции ориентирован на текущий спрос по ценам, которые потребитель готов заплатить за товар. Исходя из анализа платежеспособного спроса, организации определяют объем производства и уровень издержек. Тем не менее может возникнуть ситуация избытка на рынке, т.е. затоваривание. В этом случае появляется риск снижения выручки от продаж и, как следствие, убыток.
Таблица 1.1 Классификация видов маркетинговой деятельности
Признаки классификации |
Виды маркетинга |
---|---|
Уровень разработки и использования |
Маркетинг Микромаркетинг |
Характер разработки плана маркетинговой деятельности |
Концептуальный маркетинг Практический маркетинг |
Вид продукта |
Маркетинг товаров производственно-технического назначения Маркетинг потребительских товаров Маркетинг услуг Некоммерческий маркетинг |
Сфера деятельности |
Маркетинг, осуществляемый в рамках страны-производителя Международный маркетинг |
Объекты маркетинга |
Маркетинг организации Маркетинг отдельной личности (персональный маркетинг) Маркетинг места Маркетинг идей |
По отношению к предприятию, осуществляющему маркетинговую деятельность |
Внутренний Внешний |
Но отношению к различным сегментам рынка |
Маркетинг дифференциальный Маркетинг недифференциальный |
3. Сбытовой маркетинг - ориентация деятельности на объем продаж, стремление как можно быстрее обновлять ассортимент выпускаемой продукции и ускорять товарооборот. В центре внимания оказывается анализ текущего платежеспособного спроса, который позволит получить наибольшую выручку от продаж в краткосрочном периоде. Однако, поскольку степени удовлетворения потребителя уделяется мало внимания, может возникнуть ситуация неудовлетворенного спроса и снижения объема выручки от реализации в будущем;
4. Маркетинг потребительского спроса - ориентация на непрерывный процесс удовлетворения потребностей потребителей. Внимание сосредоточивается на отличиях потребностях разных групп потребителей, а также на изменениях предпочтений. В результате предприятия быстро адаптируются к динамике спроса на рынке и меняют номенклатуру выпускаемой продукции[2]. Предприятия, придерживающиеся такой философии, наименее подвержены рискам затоваривания, снижения выручки от продаж, возникновения ситуации неудовлетворенного спроса. Такая маркетинговая деятельность требует значительных вложений в разработку и реализацию маркетинговой стратегии, что может позволить себе не каждая организация. Однако результат, как правило, покрывает все издержки и приносит не только прибыль, но и значительное конкурентное преимущество на рынке.
Маркетинговая деятельность имеет специфические признаки, связанные с:
- участниками (маркетинговая деятельность может осуществляться только коллективными или индивидуальными предпринимателями, которые профессионально избрали данную специализацию как основной для себя вид бизнеса);
- функциональным предназначением (маркетинг – деятельность по управлению продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю);
- целями (получение новой информации, интеллектуальных продуктов, организационного и коммерческого опыта);
- договорными формами проведения маркетинговых мероприятий (формы научно-исследовательских и подрядных работ, передачи авторских прав, оказания агентских, представительских и консультационных услуг и т. д.);
- результатами маркетинга, т. е. объектами гражданских прав, полученными в результате маркетинговой деятельности (результаты работ, услуги, информационные ресурсы (в том числе ноу-хау), информационные системы, объекты авторских прав (в том числе права на программы для ЭВМ и базы данных)).
1.2 Организация маркетинговой деятельности
Организация маркетинговой деятельности, или маркетинга, включает в свой состав:
- построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом;
- подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) надлежащей квалификации;
- создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организацию их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.);
- организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.
Функциональная организация — организационная структура управления, в которой деятельность специалистов в подразделениях маркетинга организована исходя из функций маркетинга, которые они выполняют (маркетинговые исследования, сбыт, реклама и т. д.)[3].
Рис. 1.1 Функциональная оргструктура управления маркетингом
Географическая организация — организационная структура управления маркетингом, в которой специалисты по маркетингу, в первую очередь сбытовики, сгруппированы по отдельным географическим районам. Такая организация позволяет сбытовикам жить в пределах обслуживаемой территории, хорошо знать своих потребителей и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.
Продуктовая (товарная) организация — организационная структура управления маркетингом, в которой за разработку и реализацию стратегий и текущих планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом, у которого в подчинении находятся сотрудники, выполняющие все необходимые для данного продукта функции маркетинга.
Рыночная организация — организационная структура управления маркетингом, в которой управляющие отдельными рынками несут ответственность за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинговой деятельности на определенных рынках.
В чистом виде продуктовые и рыночные оргструктуры управления маркетингом не применяются. Чаще применяют комбинации указанных принципов организации, а именно: функционально-продуктовую (товарную), функционально-рыночную (региональную), продуктово-рыночную (региональную) и функционально-продуктово-рыночную (региональную) структуры управления маркетингом.
Функционально-продуктовая организация — организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом[4]. Он также формулирует для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинга определенных продуктов и контролирует их выполнение. Их выполнение возможно на принципах внутреннего хозрасчета. Используется организациями, выпускающими многономенклатурную продукцию.
Рис. 1.2 Функционально-продуктовая оргстурктура управления маркетингом
Рис. 1.3 Функционально-рыночная оргструктура управления
Функционально-рыночная организация — организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга[5].