Файл: Управление формированием затрат на предприятии (Анализ наличия, структуры и использования затрат производства в ООО «ВИДЖИЛ-ИНВЕСТ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По степени однородности издержки подразделяют на единичные и комплексные.

Помимо рассмотренных видов, издержки также классифицируются в зависимости от сферы осуществления (на производственные и непроизводственные), по отношению к отчетным периодам (на расходы текущего и будущих периодов), по рациональности использования (на производительные и непроизводительные) и т.п.

Глава 2. Анализ наличия, структуры и использования затрат производства в ООО «ВИДЖИЛ-ИНВЕСТ» и пути их снижения и оптимизации

2.1. Общая характеристика и организационная структура управления организации

Общество с ограниченной ответственностью «Виджил-Инвест» основано в 1995 году и является одной из старейших компаний на алкогольном рынке Российской Федерации.

Основными видами деятельности предприятия являются розничная и оптовая реализация крепкой и слабоалкогольной продукции на рынках Москвы, Московской области и регионов России, а также импорт вина из Европы и стран Америки.

Ассортиментный профиль компании включает в себя 2200 наименований отечественной и импортной продукции. К основным отечественным поставщикам ООО «Виджил-Инвест» относятся:

- Саранский ликероводочный завод;

- Мосазервинзавод;

- компания «Кубань вино» (Краснодарский край);

- Прошанский коньячный завод;

- Воронецкий ликероводочный завод;

- КПП «Ставропольский» и др.

Основным зарубежным поставщиком предприятия является производитель аргентинских вин «Бодега Дэль Фин Дэль Мундо».

Организационная структура предприятия строится по линейно-функциональному принципу (рисунок 2).

Рисунок 2 - Организационная структура ООО «Виджил-Инвест»

Розничный отдел ООО «Виджил-Инвест» занимается поставкой продукции розничным торговым точкам (небольшим продуктовым магазинам и т.п.) через торговых представителей. На данный момент в розничный отдел компании входят 60 торговых представителей, в том числе 26 представителей в Москве и 34 чел. в Московской области. Клиентская база розничного отдела предприятия состоит из 2598 торговых точек, из них 1087 точек расположено в Москве, а 1511 торговых точек – в Московской области.


Основные экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия, рассчитаны в таблице 1.

Таблица 1 - Основные экономические показатели финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Виджил-Инвест» в 2015-2016 гг.

Показатели

Абсолютное значение

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

2015 г.

2016 г.

1

2

3

4=гр.3-гр.2

5=гр.3/гр.2*100

1. Выручка от продаж, тыс. руб.

1405990

1681320

275330

119,6%

2. Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

1417570

1677119

259549

118,3%

3. Прибыль от продаж (стр.1-стр.2), тыс. руб.

-11580

4201

15781

-36,3%

4. Балансовая прибыль, тыс. руб.

5355

11917

6562

222,5%

5. Чистая прибыль, тыс. руб.

2080

9263

7183

445,3%

6. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

1023,5

882,5

-141

86,2%

Продолжение таблицы 1

7. Среднегодовая величина оборотных средств, тыс. руб.

465146,5

500632,5

35486

107,6%

8. Среднесписочная численность персонала, чел.

90

85

-5

94,4%

9. Годовой фонд заработной платы, тыс. руб.

29150

31670

2520

108,6%

10. Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. руб.

323,9

372,6

48,7

115,0%

11. Фондоотдача, руб./руб. (стр.1./стр.6)

1373,7

1905,2

531,5

138,7%

12. Фондовооруженность, тыс. руб./чел. (стр.6./стр.8)

11,4

10,4

-1,0

91,3%

13. Производительность труда, тыс. руб./чел. (стр.1/стр.8)

15622,1

19780,2

4158,1

126,6%

14. Рентабельность предприятия, % (стр.4/(стр.6+стр.7)*100)

1,1%

2,4%

1,2%

206,9%

15. Рентабельность продаж, % (стр.3/стр.1*100)

-0,8%

0,2%

1,1%

-30,3%

16. Оборачиваемость оборотных средств, об. (стр.1/стр.7)

3,0

3,4

33,6%

111,1%


Показателем, характеризующим объем деятельности предприятия, является выручка от продаж. В 2015 году объем выручки ООО «Виджил-Инвест» составил 1405,99 млн. руб., а в 2016 году – 1681,32 млн. руб.

Объем продаж предприятия за анализируемый период увеличился на 275 330 тыс. руб. или 19,6%. Это говорит об увеличении масштабов деятельности предприятия. Однако следует учитывать фактор инфляции – возможно, увеличение выручки от продаж частично объясняется повышением цен на продукцию.

Себестоимость проданной продукции (включая коммерческие расходы) составила 1417,75 млн. руб. в 2015 году и 1677,1 млн. руб. в 2016 году. Таким образом, затраты предприятия на основную деятельность увеличились за период на 259,5 млн. руб. или 18,3%.

Поскольку затраты предприятия увеличились меньшими темпами, чем выручка от продаж, это положительно повлияло на размер прибыли от продаж. В 2015 году предприятие понесло убыток от основной деятельности в сумме 11580 тыс. руб., а в 2016 оду получило прибыль в размере 4201 тыс. руб. Таким образом, финансовый результат предприятия за период увеличился на 15 781 тыс. руб.

Балансовая прибыль предприятия за период увеличилась на 122,5% по сравнению с 2015 годом, а чистая прибыль – на 345,3%. Это говорит о том, что эффективность деятельности предприятия за анализируемый период значительно повысилась.

Среднегодовая величина основных средств ООО «Виджил-Инвест» в 2016 году уменьшилась на 141 тыс. руб. или 13,8% по сравнению с прошлым годом. Это объясняется постепенным износом имеющихся у предприятия основных средств и уменьшением их остаточной стоимости.

Рентабельность продаж оценивает эффективность основной деятельности предприятия. Этот показатель чрезвычайно низок, а в 2015 году имеет отрицательное значение. Это означает, что основная деятельность ООО «Виджил-Инвест» не является прибыльной.

Оборачиваемость оборотных средств показывает, что оборотные активы предприятия совершили за отчетный год 3,4 оборота. Полученный показатель соответствует средним значениям по отрасли, а повышение его значения в отчетном году на 11,1% по сравнению с 2015 годом говорит о повышении деловой активности предприятия.

В целом анализ показал, что в отчетном периоде эффективности работы предприятия повысилась по сравнению с прошлым годом.


2.2. Анализ наличия, структуры и использования издержек производства в организации

Анализ издержек предприятия целесообразно начинать с анализа динамики издержек предприятия за исследуемый период в целом и по элементам затрат. Расчет показателей динамики затрат по экономическим элементам приведен в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика затрат ООО «Виджил-Инвест» в 2015-2016 гг.
в разрезе экономических элементов

Элементы затрат

Значения показателей

Отклонение, +/-

2015 г., тыс. руб.

в % к итогу

2016 г., тыс. руб.

в % к итогу

в тыс. руб.

в %

1

Материальные затраты

1141345,6

80,5

1295100,9

77,2

153755,3

13,5

2

Затраты на оплату труда

29150,0

2,1

31670,0

1,9

2520,0

8,6

3

Расходы на социальное страхование

8845,6

0,6

9872,3

0,6

1026,7

11,6

4

Амортизация основных средств

617,5

0,0

709,3

0,0

91,8

14,9

5

Прочие затраты

237611,3

16,8

339766,5

20,3

102155,2

43,0

6

Всего затрат

1417570,0

100,0

1677119,0

100,0

259549,0

18,3

Из таблицы 2 видно, что общая сумма затрат предприятия за период увеличилась на 259549 тыс. руб. или 18,3%. Поскольку объем продаж в отчетном периоде увеличился на 19,6%, то темпы роста годовых затрат ниже, чем увеличение объема деятельности предприятия. Это означает, что уровень затрат на рубль продукции снизился.


Анализ показал, что наибольший темп прироста имеют прочие затраты – они выросли на 102 155,2 тыс. руб. или 43,0% по сравнению с прошлым годом. Очевидно, что темп прироста прочих затрат намного выше темпа прироста выручки, т.е. уровень прочих затрат на рубль выручки вырос. В связи с этим необходимо провести более подробный анализ этого раздела затрат и выявить резервы снижения издержек.

Затраты на оплату труда в отчетном периоде выросли незначительно, их темп прироста ниже темпа прироста выручки. Сокращение расходов на оплату труда вызвано уменьшением численности персонала в отчетном году. Поскольку расходы на социальное страхование изменяются пропорционально расходам на оплату труда, то их величина в отчетном году также увеличилась незначительно – на 1026,7 тыс. руб. или 11,6%.

Материальные затраты увеличились в 2016 году на 153 755,3 тыс. руб. или 13,5%. Очевидно, что величина материальных затрат растет медленнее, чем объем продаж. Поскольку большую часть материальных затрат составляют расходы на закупку товаров, то логично предположить, что сокращение материальных расходов на рубль выручки вызвано изменениями в ассортименте.

Анализ структуры затрат показал, что основной удельный вес в расходах предприятия занимают материальные затраты. В отчетном году их удельный вес несколько снизился и составил 77,2%.

Вторым по значимости элементом затрат являются прочие затраты. Их доля в общей сумме издержек занимает 20,3%. Это обусловлено тем, что предприятие не имеет собственных помещений и транспорта, поэтому большую долю в его расходах занимают арендная плата и оплата транспортных услуг. Амортизация основных средств в составе общих издержек имеет незначительный удельный вес, практически равный нулю. Это объясняется практически полным отсутствием основных фондов в собственности у предприятия.

Небольшую долю имеют также и расходы на оплату труда – всего 2,1%, причем их доля в отчетном году снизилась на 0,2%-ных пункта. Структура и динамика затрат ООО «Виджил-Инвест» графически представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структура и динамика затрат ООО «Виджил-Инвест»
в разрезе экономических элементов

При анализе затрат ООО «Виджил-Инвест» следует учитывать специфику работы торгового предприятия. Большой удельный вес в материальных затратах предприятия занимают расходы за закупку товаров. Поэтому при анализе деятельности торгового предприятия все затраты принято подразделять на расходы закупку товаров и издержки обращения. Для анализа издержек обращения торгового предприятия рассчитывают относительный показатель – уровень издержек обращения (табл. 3).