Файл: Влияние кадровой стратегии на работу организации на рынке труда (Оценка положения и имиджа ПАО «МТС» на рынке труда).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования конкуренции предприятия на рынке труда
1.2. Конкуренция предприятий на рынке труда
Глава 2. Исследования положения ПАО «МТС» на рынке труда
2.1. Анализ организации и ее кадрового состава
2.2. Оценка положения и имиджа ПАО «МТС» на рынке труда
Глава 3. Разработка рекомендаций по усилению позиций ПАО «МТС» на рынке труда
Введение
Актуальность. Долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами является одной из наиболее актуальных задач для современного предприятия. Существенной характеристикой современного рынка труда является дефицит опытных высококвалифицированных кадров, возможностью делать карьеру за рубежом или в столице. Предложение более высокого уровня заработной платы в определенной степени может содействовать решению указанной проблемы, но, действуя в условиях конкуренции, предприятия ограничены в возможностях материального стимулирования. В подобной ситуации привлечение персонала должно стать отдельным бизнес-процессом, построенным на принципах маркетинга. В связи с этим актуальным является исследование положения организации на рынке труда и стратегии предприятия на этом рынке.
Цель работы - является исследование вопросов положения организации на рынке труда с учетом кадровой стратегии на примере ППАО «МТС».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- исследовать понятие рынка труда;
- рассмотреть конкуренцию предприятия на рынке труда;
- исследовать имидж ПАО «МТС» как работодателя;
- разработать практические рекомендации по формированию стратегии ПАО «МТС» на рынке труда.
Объект исследования – ПАО «МТС».
Предмет исследования: положение организации на рынке труда с учетом его кадровой стратегии.
Теоретической и методологической основой исследования явились исследования, посвященные рынку труда и положению организации на рынке труда. В качестве инструментария использовались анкетирование, табличные формы визуализации статистических данных.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования конкуренции предприятия на рынке труда
1.1. Понятие рынка труда
Несмотря на большое количество исследований, разработанность теории рынка труда, ее связь с практикой нельзя признать достаточной. Существующие подходы в определении рынка труда достаточно неоднозначны. В научной литературе «рынок труда» нередко определяется как «сфера», «механизм», «экономическое взаимодействие», «система».
А. Булатов отмечает: «Рынок труда (рабочей силы) – важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости»[1]. Рынок труда можно определить как экономическое взаимодействие покупателей и продавцов, олицетворяющих спрос на труд и предложение труда; в результате такого взаимодействия для каждого вида труда устанавливается определенная превалирующая цена. Н. А. Волгин подчеркивает, что «это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы)»[2]. Эти определения объединяет то, что их авторы раскрывают сущность рынка труда с его социально-экономической стороны.
Существует и территориально-пространственное представление рынка труда. Так, В. Павленков считает, что «в самом простом понимании рынок – это место, где люди покупают и продают товары, место, где идет торговля товарами, их купля-продажа. В таком понимании рынок труда есть место, где идет купля-продажа труда»[3]. На наш взгляд, такое определение рынка труда переводит рассуждение о нем в практическую плоскость.
А. Рофе дает наиболее расширенное определение рынка труда: «Это, прежде всего, система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, то есть с его куплей и продажей; это также экономическое пространство – сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труд; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками. В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ, а работники, продавая труд, обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности – денежного эквивалента за свой труд»[4].
Рынок труда – многогранное экономическое явление, поэтому каждое из вышеперечисленных определений, конечно, отражает его ту или иную сторону и имеет право на существование. В то же время, исследование категориального аппарата по данной проблематике показывает, что в настоящий период единого общепринятого понятия «рынок труда» не сформировано. Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, рынок труда из-за сложности и важности проблем исследуется специалистами из различных областей знаний и на разных уровнях.
Во-вторых, одни специалисты делают основной упор на теоретическое его осмысление, другие – на практическое. В теоретическом плане, характерном в большей степени для отечественных исследователей, рынок труда рассматривается преимущественно как абстрактная экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений. В практическом плане, более свойственном зарубежным исследователям, характерно определение рынка труда через действия по его изменению. Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики.
В-третьих, неоднозначен и изменчив предмет исследования в данной сфере. Как следствие, поиск экономической истины затрудняется.
В-четвертых, существуют определенные недостатки в методологическом аппарате по рынку труда, которые проявляются в отставании теории от российских реалий[5].
С нашей точки зрения, главной проблемой здесь является отсутствие систематизации категориального аппарата. При разработке категориального аппарата рынка труда необходимо учитывать, что рынок труда – это всего лишь один из типов рынка (то есть его подсистема). С этой точки зрения, категория «рынок труда» должна базироваться на понятии «рынок». Категория «рынок» в научной среде не вызывает больших споров и в целом характеризуется как совокупность экономических отношений, образующих механизм купли-продажи (обмена) товаров и услуг между его субъектами. Следовательно, рынок труда – это тип или вид рынка, где объектом купли-продажи (в данном случае найма) является товар-труд. Как и любой другой тип рынка, он имеет свою специфику.
В научной литературе употребляются термины «рынок труда» или «рынок рабочей силы». В течение многих десятилетий (особенно в России) идут весьма острые дискуссии между теоретиками. Основатели классической политической экономики А. Смит и Д. Рикардо считали, что товаром на рассматриваемом рынке является труд, что «труд имеет свою естественную и свою рыночную цену». Такого же мнения придерживаются в настоящее время представители неоклассического направления экономической мысли. К. Маркс довольно убедительно показал в работе «Капитал», что действительным товаром является не труд, а рабочая сила – способность к труду. Отсюда и рынок одни экономисты стали называть рынком труда, а другие – последователи учения К. Маркса – рынком рабочей силы. В советской экономической литературе последний термин был, можно сказать, общепризнанным[6].
Решение данной проблемы видится в разграничении данных категорий. За рубежом они уже длительное время имеют разное смысловое значение. Например, в США под категорией «рабочая сила» понимается занятое и безработное население (то есть экономически активное), которое обеспечивает предложение труда на этом рынке.
На наш взгляд, термин «рынок труда» более емкий, чем термин «рынок рабочей силы», но мы против их абсолютного противопоставления или отождествления. Категория «рынок труда» охватывает весь непрерывный процесс купли-продажи труда «вообще» (то есть и настоящего, и будущего) между его субъектами, начиная от его покупки (найма) за пределами хозяйства до его использования уже внутри хозяйства. Исходя из этого положения, рынок труда делят на внешний (предпроизводственный) и внутренний (производственный). Категория «рынок рабочей силы» является составной частью «рынка труда», отражающей его внешнюю (предпроизводственную) сторону, то есть процесс купли-продажи способности к труду или будущего труда.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующий перечень задач: 1) изучить историю происхождения и развития транспортного налогообложения в России и за рубежом; 2) дать характеристику основным элементам транспортного налога; 3) исследовать проблемы действующей системы транспортного налога; 4) предложить возможные варианты реформирования транспортного налога. Объектом исследования является транспортный налог в Российской Федерации. Основными методами изучения сущности и роли транспортного налога в
формировании бюджета государства, используемыми в данной работе, являются теоретические и эмпирические методы, такие как: теория, классификация, индукция, научное исследование, измерение, анализ. Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующий перечень задач: 1) изучить историю происхождения и развития транспортного налогообложения в России и за рубежом; 2) дать характеристику основным элементам транспортного налога; 3) исследовать проблемы действующей системы транспортного налога; 4) предложить возможные варианты реформирования транспортного налога. Объектом исследования является транспортный налог в Российской Федерации. Основными методами изучения сущности и роли транспортного налога в
формировании бюджета государства, используемыми в данной работе, являются теоретические и эмпирические методы, такие как: теория, классификация, индукция, научное исследование, измерение, анализ. Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующий перечень задач: 1) изучить историю происхождения и развития транспортного налогообложения в России и за рубежом; 2) дать характеристику основным элементам транспортного налога; 3) исследовать проблемы действующей системы транспортного налога; 4) предложить возможные варианты реформирования транспортного налога. Объектом исследования является транспортный налог в Российской Федерации. Основными методами изучения сущности и роли транспортного налога в
формировании бюджета государства, используемыми в данной работе, являются теоретические и эмпирические методы, такие как: теория, классификация, индукция, научное исследование, измерение, анализ.
1.2. Конкуренция предприятий на рынке труда
Как отмечают многие исследователи, рынок труда как экономическое понятие долгое время понималось как явление, относящееся к капиталистическим странам, а безработица – как результат рыночных взаимодействий (на рынке труда), как результат некой борьбы между трудом и капиталом. Сфера труда является важнейшей областью социально-экономического развития жизни общества. Сфера содержит совокупность рабочей силы, а также ее использование на рынке труда, в конкретных производствах. Содержание понятия «конкуренция» применительно к рынку труда исследуют многие ученые[7].
Категория «конкуренция» на рынке труда – представляется как соперничество возможностей у различных участников рыночных взаимоотношений на предмет более выгодных условий купли и продажи услуг трудовой деятельности. Конкуренцию определяют также как «запускное устройство» механизма саморегулирования спроса и предложения в условиях рыночной связи партнеров трудовых отношений. Конкурентоспособность укрепляется при установлении научно обоснованных рыночных ориентиров[8]. И действительно, конкуренцию можно признать борьбой между участниками на рынке труда, в результате которого образуется некий баланс предложения и спроса, когда цена трудовых услуг практически равна их стоимости. А услуга сегодня признается исследователями как рыночный продукт[9]. Рассматривая некую отрасль, в рамках которой стоимость за труд увеличена, следовательно, рост конкуренции среди бизнес-структур обеспечивает рост предложения услуг на рынке труда, а это приводит к снижению цены до ее стоимости. Значимость этого элемента механизма саморегулирования рынка обсуждали классики. Так, неоклассик Ф. Хайек под конкуренцией понимал некую «обнадеживающую процедуру», процесс выявления происходящих регулярно изменений в системе индивидуальных предпочтений, поиска инновационных производственных процессов, инновационных продуктов, способ некоторого «прорыва в будущее», который связан с неким риском и непредсказуемыми результатами[10]. Как итог таких результатов, на практике – часто негативного проявления говорит не о разрушительном характере конкуренции как таковой, а о том, что процессы в экономике проясняются и определяются всегда в условиях изменений и неопределенности. Ф. Хайек отмечал: «Конкуренция представляет ценность только потому и только в той мере, в какой ее результаты непредсказуемы и в целом отличны от тех, на которые кто-либо рассчитывал или мог рассчитывать. Эффект конкуренции состоит в том, что некоторые ожидания и намерения не оправдываются»[11]. Конкуренция сопровождается многими экономическими правилами. В качестве главных условий обозначают: «общая хозяйственная обособленность каждого участника отношений» или в полной мере свобода участников трудовых взаимоотношений в вопросах предложения и спроса рабочей силы[12]. Борьба интересов различных субъектов рыночных отношений развивается по многим направлениям, а отношения «борьбы» вовлечены продавцы рабочей силы за лучшие условия предлагаемых трудовых услуг. Это профессионалы в своей области, работающие над повышением и своей конкурентной позиции. Их услуги нередко являются социально-важными. А, как известно, социальные услуги весьма значимы для каждого жителя общества в целом[13]. Стоит сказать об еще одном направлении, по которому возникает предмет конкурентной борьбы, - это приобретатели трудовых услуг. Бизнес-структуры, выступающие в роли приобретателей, желают приобрести продукт (в нашем случае – продукт трудовой деятельности) как можно по более низкой цене, то есть предоставить меньший объем заработной платы или обеспечить наименее выгодные для современного работника условия осуществления его труда. Выигрывает на рынке тот (ранее потенциальный работодатель), чье предложение соответствует большей цены, в сравнении с установленной на рынке. Жесткое соперничество среди конкурентов возникает в результате противостояние наемных работников и работодателей, находящихся (расположенных) в отношении уровня цен товара, рабочей силы, на разных позициях. Выигрывает тот субъект рыночных отношений, кто сумеет предложить противоположной стороне свои условия, получив положительный результат на это предложение. В итоге всех этих «соревновательных состязаний» в каждый данный момент и в конкретных условиях на рынке труда образуется некая общая цена, которая выражается в заработной плате на рабочую силу, обладающую одними и теми же качественными характеристиками.