Файл: Анализ и разработка предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка (на примере…)..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты по теме исследования
1.1. Понятие и сущность финансового анализа коммерческих банков
1.2 Анализ финансового по методике ЦБ РФ
2.1 Общая характеристика АО «Альфа-Банк»
2.2 Анализ результатов финансово-экономической деятельности коммерческого банка
2.3 Рекомендации по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка
В розничном бизнесе основными задачами являются увеличение и рост доходности кредитного портфеля за счет развития ипотечного и потребительского кредитования, привлечение средств частных клиентов для формирования базы фондирования активных операций и развитие комплекса услуг и инфраструктуры обслуживания банковских карт.
При формировании розничного кредитного портфеля банк «Альфа-Банк» исходит из необходимости соблюдения баланса его доходности и качества. Приоритетным направлением кредитования физических лиц является ипотека, прирост портфеля которой обеспечивается преимущественно за счет продаж продуктов, разработанных совместно с партнерами - крупными застройщиками и риэлторами в регионах присутствия Банка. Также Банк продолжает развивать линейку потребительских кредитов и активизирует продажи карточных кредитных продуктов. Ключевой целевой аудиторией в этом сегменте являются участники зарплатных проектов и сотрудники корпоративных клиентов, работники крупных предприятий и бюджетных организаций, вкладчики банка «Альфа-Банк», а также действующие клиенты с положительной кредитной историей.
Привлечение средств частных лиц является для Банка главным источником фондирования активных операций и фактором стабильности ресурсной базы.
Стратегической задачей в розничном бизнесе также является увеличение кросс-продаж продуктов на основе банковских карт, объем которых банк планирует к концу 2018 года увеличить в три раза. По мере развития внутренней инфраструктуры будет увеличиваться общий объем розничных продаж через удаленные каналы (банкоматы, интернет- и мобильный банк), использование которых будет также постепенно заменять традиционные каналы платежного и кассового обслуживания частных лиц.
В сфере операций на финансовых рынках банк «Альфа-Банк» нацелен на поддержание диверсифицированной структуры портфеля ценных бумаг для обеспечения необходимого уровня ликвидности, снижения принимаемых рисков и повышения доходности активов. Банк совершенствует методологию и средства контроля над рисками, возникающими в связи с проведением операций на финансовых рынках, в том числе валютным, процентным, операционным и рыночным.
Целью развития сети продаж и обслуживания Банка является обеспечение долгосрочного и сбалансированного роста всех направлений бизнеса. Банк применяет взвешенный подход к развитию инфраструктуры продаж на основе офисов и устройств самообслуживания в сочетании с интернет- и мобильным банком, постоянно контролируя экономическую целесообразность работы каждой точки продаж.
Повышение качества сервиса для клиентов в отделениях Банк планирует обеспечить за счет улучшения зонирования помещений, оптимизации функций персонала и более эффективной работы фронт-офиса, а также увеличения числа устройств самообслуживания. Банк работает над сбалансированностью развития каждого филиала исходя из потенциала региона.
Банк придерживается стратегии поэтапной региональной экспансии и акцентируем внимание на тех регионах, где уже открыты филиалы Банка. Увеличение количества точек продаж происходит в соответствии с потребностями рынка в каждом конкретном регионе и в рамках существующей бизнес-модели. При дальнейшем развитии инфраструктуры продаж Банк намерен сконцентрироваться преимущественно на Московской и соседних с ней областях, Южном и Северо-Западном регионах европейской части России.
Маркетинговая стратегия определяется бизнес-задачами банка «Альфа-Банк» - быть среди лидеров рынка по уровню удовлетворенности клиентов как в корпоративном, так и розничном сегментах. Она включает в себя развитие каналов продаж, запуск продуктов, наиболее полно отвечающих запросам клиентов, обеспечение высоких стандартов обслуживания, развитие бренда банка. Итогом реализации маркетинговой стратегии станет укрепление рыночных позиций банка «Альфа-Банк» и рост лояльности клиентов.
Стратегия банка «Альфа-Банк» предусматривает непрерывное развитие системы корпоративного управления в соответствии с лучшей мировой практикой и интересами акционеров. Банк стремится к повышению эффективности работы Совета Директоров, в том числе через применение процедур самооценки и оптимизацию процессов взаимодействия с исполнительным менеджментом. Участие Совета Директоров в текущей деятельности Банка расширится за счет совершенствования процедур контроля исполнения его решений оперативным руководством Банка. Важной задачей банка является увеличение эффективности системы контроля за использованием инсайдерской информации, а также поддержание открытого диалога с инвесторами для дальнейшего повышения уровня информационной прозрачности.
Стратегия управления рисками банка «Альфа-Банк» направлена на поддержание устойчивости бизнеса банка, сохранности его активов, обеспечение стабильности работы всех систем и снижение уровня возможных потерь. Поэтому совершенствование системы риск-менеджмента, адекватной бизнес-задачам Банка, масштабу и размерам принимаемых в ходе текущей деятельности рисков, находится в постоянном фокусе внимания Банка.
Политика банка «Альфа-Банк» в области управления персоналом направлена на раскрытие потенциала каждого сотрудника. В числе ключевых приоритетов Банка в этой сфере - развитие профессионального потенциала сотрудников и их мотивация на достижение основных бизнес-целей, а также укрепление корпоративной культуры.
В целях роста конкурентоспособности на рынке банковских услуг банк «Альфа-Банк» инициировал масштабный проект, направленный на совершенствование его операционной модели. Он подразумевает всесторонний анализ всех бизнес-процессов, разработку мер по их оптимизации, снижение связанных с деятельностью Банка рисков и повышение эффективности проведения операций. Банк намерен изменить систему мотивации персонала, которая, по нашему мнению, должна учитывать не только достижение запланированного финансового результата, но и такие важные показатели как уровень удовлетворенности клиентов и личное участие каждого сотрудника в успешной реализации задач Банка. В ходе проекта будет проведена централизация бэк-офисных функций и связанное с ней переформатирование бизнес-процессов в филиальной сети.
Результатом реализации проекта станет повышение эффективности бизнеса банка «Альфа-Банк» и рост привлекательности его услуг для клиентов.
Один из ярких проектов в области клиентского сервиса, реализованный в 2017 году, - оптимизация системы заказа наличных. Альфа-Банк разработал мобильное приложение, в котором клиент может самостоятельно сделать заказ наличных, выбрать удобные ему купюры и подходящее отделение, а также дистанционно предоставить все необходимые документы. Из мобильной платформы данные моментально передаются в систему, где автоматически формируются наряды для инкассации, и служба инкассации отвозит деньги в нужное отделение. На сегодняшний день уже более 50% клиентов пользуются этим сервисом, поскольку это не только делает процесс заказа наличных удобным и безошибочным, но и значительно экономит время.
Еще одно важное событие 2017 года - внедрение практически моментального открытия счета для индивидуальных предпринимателей при первом посещении банка. Более того, уже сейчас клиенты Альфа-Банка имеют возможность перейти на электронный документооборот и подписывать документы на открытие счета с использованием электронной подписи.
Большие изменения были сделаны в области работы с зарплатными клиентами. Изучив клиентские впечатления, мы осуществили полный редизайн процессов, сократили временные потери, исключили ошибки, что позволило значительно ускорить и упростить работу с такими клиентами. Уже сегодня открытие счета для зарплатных клиентов осуществляется в течение одного дня. Планируется, что в 2018 году работа по оптимизации процессов будет продолжена.
В 2017 году Банк перевел на электронный документооборот и работу с партнерами по массовому бизнесу. Это значительно ускорило расчеты и подписание актов для обеих сторон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
АО «Альфа-Банк» сохраняет позицию крупнейшего российского частного банка по размеру совокупного капитала, кредитному портфелю и средствам клиентов. Кроме этого, Альфа-Банк входит в список топ-10 системно значимых кредитных организаций, который был опубликован Центральным Банком РФ во второй половине 2015 года.
В объеме выданных кредитов юридическим лицам АО «Альфа-банк» занимает 6-е место, что также можно охарактеризовать положительно.
Анализ финансовой деятельности и динамики доходов и расходов АО «Альфа-Банк» за 2016-2018 гг. свидетельствует о росте всех показателей, при этом доходы превышают расходы за счет процентных и комиссионных доходов. Анализ показал о снижении качества кредитного портфеля и росте кредитного риска банка в связи с ростом просроченной задолженности и недостаточным размером резервов для ее покрытия.
Надежности и текущему финансовому состоянию банка можно поставить оценку «хорошо».
Согласно практической работы, работа Кредитной организации АО «Альфа-Банк » соответствует инструкциям положениям ЦБ. Банк отличает высокая лояльность клиентов, многие из которых сотрудничают с нами уже более 20 лет. Банк «Альфа-Банк» предлагает клиентам основные банковские продукты, принятые в международной финансовой практике.
Ядро стратегии и самый ценный актив банка «Альфа-Банк» - это отношения с клиентами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абдулина А.Р. Система показателей оценки качества управления кредитным портфелем банка / А.Р. Абдулина // Экономика и социум. 2017. - № 11 (42).
- Белозеров С. А., Мотовилов О. В. Банковское дело : учебник. – М. : ПРОСПЕКТ, 2017. – 408 с.
- Бибикова Е. А, Дубова С. Е. Кредитный портфель коммерческого банка : учеб. пособие. – М. : ФЛИНТА Наука, 2017. – 328 с.
- Васильева А.Г. Оценка эффективности управления кредитным портфелем коммерческого банка: комплексный подход / А.Г. Васильева // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2018. - Т. 2.
- Горобец О.А. Организация управления кредитным портфелем / О.А. Горобец // Научное обозрение. Экономические науки. - 2017. - № 378.
- Догорова О.С. Кредитный портфель коммерческого банка: состояние, проблемы и минимизация рисков / О.С. Догорова // Вектор экономики. - 2017. - № 4 (10).
- Зверев А.В. Современные особенности эффективного управления рисками кредитного портфеля банка / А.В. Зверев, В.В. Мандрон, М.Ю. Мишина // Вестник НГИЭИ. - 2017. - № 5 (72).
- Киризлеева А.С. Улучшение качества кредитного портфеля коммерческих банков Российской Федерации / А.С. Киризлеева // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. - 2017. - Т. 1.
- Копеин А.В. Изменения в кредитном портфеле коммерческого банка / А.В. Копеин // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2017. - Т. 1. - № 4..
- Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой: Экономистъ, 2016. – 766 с.
- Кулёмин Е.В. Анализ в системе управления кредитным портфелем коммерческого банка / Е.В. Кулёмин // Мир современной науки. - 2017. - № 4 (44).
- Лаврушин О. И. Банковские риски : учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2018. – 296 с.
- Мусяева Э.Н. Кредитный портфель банковского сектора РФ / Э.Н. Мусяева // Вектор экономики. - 2018. - № 1 (19).
- Пащенко С.Н. Качество кредитного портфеля: сущность и понятие / С.Е. Пащенко, И.С. Валитов // Наука среди нас. - 2018. - № 1 (5).
- Рашевских М.А. Методы управления кредитным портфелем в России / М.А. Рашевских // Экономика и социология. - 2017. - № 33.
- Савинов О.Г. Кредитные портфели коммерческого банка и их взаимосвязь с кредитной политикой / О.Г. Савинов, И.Д. Провкова // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. - 2017. - № 1.
- Силкина Н.Г. Повышение качества кредитного портфеля коммерческого банка путем снижения кредитных рисков / Н.Г. Силкина, С.А. Головакин // Аллея науки. - 2017. - Т. 2. - № 8.
- Тавасиев А.М. Банковское дело: управление кредитной организацией: учебное пособие / А.М. Тавасиев. – М.: «Дашков и К», 2017. – 671 с.
- Тарасова Е.Ю. Управленческая отчетность по кредитному портфелю корпорации / Е.Ю. Тарасова, А.А. Тарасов, В.С. Плотников // Управленческий учет. - 2016. - № 8.
- Усман С.С. Управление кредитным портфелем в коммерческих банках / С.С. Усман // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2018. - № 12 (59).
- Фархутдинова Р.З. Управление кредитным портфелем коммерческого банка / Р.З. Фархутдинова // Вестник современных исследований. - 2017. - № 4-1 (7).
- Обзор банковского сектора Российской Федерации. 2018 год [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru/analytics/bank_ system/ (дата обращения: 29.12.2019)
- Официальный сайт АО «Альфа-Банк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alfabank.ru/ https://alfabank.ru/ (дата обращения: 29.12.2019)