Файл: Анализ и разработка предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка (на примере…)..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты по теме исследования
1.1. Понятие и сущность финансового анализа коммерческих банков
1.2 Анализ финансового по методике ЦБ РФ
2.1 Общая характеристика АО «Альфа-Банк»
2.2 Анализ результатов финансово-экономической деятельности коммерческого банка
2.3 Рекомендации по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка
Доля просроченных ссуд и доля резервирования на потери по ссудам в течение анализируемого периода имеет тенденцию к уменьшению. Сумма норматива размера крупных кредитных рисков Н7 (макс.800%) в течение анализируемого имеет тенденцию к увеличению. Уровень просроченных ссуд на последнюю дату соответствует среднему показателю по российским банкам (около 4-5%). Уровень резервирования на последнюю рассматриваемую дату соответствует среднему показателю по российским банкам (около 13-14%).
Таблица 14 - Состав, структура кредитов по видам ссудозаемщиков АО «Альфа банк», млн. руб.
Вид ссудозаемщика |
01.01.2017 год |
01.01.2018 год |
01.01.2019 год |
Темпы при-роста (сни-жения), % |
|||
Сумма |
Уд. вес, % |
Сумма |
Уд. вес, % |
Сумма |
Уд. вес, % |
||
Кредиты, предоставлен-ные кредитным организациям |
122528288 |
8,8 |
220871592 |
14,8 |
201753680 |
12,0 |
64,7 |
Кредиты, предоставлен-ные юридическим лицам |
1096989819 |
78,4 |
1102300517 |
73,9 |
1240839883 |
73,9 |
13,1 |
Кредиты, предоставлен-ные физическим лицам |
179438034 |
12,8 |
168547940 |
11,3 |
236018992 |
14,1 |
31,5 |
ИТОГО |
1398956141 |
100 |
1491720049 |
100 |
1678612555 |
100 |
20,0 |
Кредитный портфель банка АО «Альфа банк» за 20172018гг. увеличился с 139895614 тыс. рублей до 1678612555 тыс. рублей, т.е. увеличился на 27965641 тыс. рублей (темп прироста составил 20%). Наибольший удельный вес в структуре выданных банком кредитов по видам ссудозаемщиков являются кредиты, выданные юридическим лицам. Их размер составил на 2016год 1096989819 тыс. руб. (78,4%), на 2018 год – 1240839883 тыс. руб. (73,9%). Темп прироста составил 13,1%, т.е. сумма выданных кредитов юридическим лицам увеличилась на 143850064 тыс. рублей. Менее значимую часть в структуре кредитного портфеля играют кредиты, выданные кредитным организациям. Их удельный вес составил 8,8% и 12% на 2016 и 2018 год соответственно. Далее проведем анализ кредитного портфеля, путем анализа выданных банком АО «Альфа банк» кредитов по срокам предоставленных кредитов.
Таблица 15 - Состав и структура кредитов АО «Альфа - банк» по срокам
Срок |
01.01.2017 год |
01.01.2018 год |
01.01.2019 год |
Темпы прироста (снижения), % |
|||
Сумма |
Уд. вес, % |
Сумма |
Уд. вес, % |
Сумма |
Уд. вес, % |
||
До востребования, от 1 до 30 дней |
183263254 |
13,1 |
170056086 |
11,4 |
208147957 |
12,4 |
13,58 |
31-90 дней |
95129018 |
6,8 |
123812764 |
8,3 |
109109816 |
6,5 |
14,70 |
91-180 дней |
128703965 |
9,2 |
156630605 |
10,5 |
105752591 |
6,3 |
-17,83 |
181-270 дней |
64351982 |
4,6 |
107403844 |
7,2 |
80573403 |
4,8 |
25,21 |
271- до 1 года |
54559289 |
3,9 |
122321044 |
8,2 |
95680916 |
5,7 |
75,37 |
Свыше 1 года |
874347588 |
62,5 |
812987427 |
54,5 |
1077669260 |
64,2 |
23,25 |
Итого: |
1398956141 |
100 |
1491720049 |
100 |
1678612555 |
100 |
19,99 |
Итак, видно из данных наибольший удельный в структуре Банком кредитов кредиты, выданные срок свыше года. За 2016 год банком выдано таких на сумму 874347,6 млн. руб. (,5% в предоставленных банком ), а 2017 год 1077669,3 млн. . (64,2в структуре банком кредитов
Также значительную в структуре портфеля занимают выданные на от 1 30 дней кредиты. Доля кредитов в кредитного портфеля соответственно 13,1в 2016 и 12,4за 2018 . Если рассматривать эти в динамике, кредиты, выданные на срок 271 до года в 2016 году, составляли 3,9% и к 2018 стали занимать часть в кредитного портфеля. Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что АО «Альфа банк» предпочитает выдавать среднесрочные и долгосрочные ссуды. Потребительские кредиты занимают первый по величине удельный вес в кредитном портфеле населения – если по состоянию на 2017 года они составляли 203 721 млн. руб., то за 2018 год эта цифра выросла и составила 288 420 млн. руб. (темп прироста составил 41,58%) (таблица 16).
Таблица 16 - Состав и структура кредитов по видам в банке АО «Альфа банк»
Показатель |
01.01.2017 год |
01.01.2018 год |
01.01.2019 год |
Темпы при-роста (сни-жения), % |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
||
Потреби-тельские кредиты |
155284132 |
11,1 |
147680285 |
9,9 |
228291307 |
13,6 |
47,02 |
Ипотека |
6994781 |
0,5 |
5966880,2 |
0,4 |
5035838 |
0,3 |
-28,01 |
Кредиты на покупку автомобиля |
699478 |
0,05 |
596688,02 |
0,04 |
671445 |
0,04 |
-4,01 |
Прочие жилищные кредиты |
55958 |
0,004 |
0 |
0 |
1678613 |
0,1 |
2899,76 |
Итого кредиты физическим лицам |
162278912 |
11,6 |
153647165 |
10,3 |
236684370 |
14,1 |
45,85 |
Кредиты малому и среднему бизнесу |
924710009 |
66,1 |
924866430 |
62 |
1156564050 |
68,9 |
25,07 |
Кредиты прочим юридическим лицам |
200050728 |
14,3 |
210332527 |
14,1 |
83930628 |
5 |
-58,05 |
Кредитные органи-зации |
110517535 |
7,9 |
201382207 |
13,5 |
201433507 |
12 |
82,26 |
Итого |
1398956141 |
100 |
1491720049 |
100 |
1678612555 |
100 |
19,99 |
Не менее роль в портфеле играют кредиты. Их вес составляет ,1% 2016 году (2017 – ,6%). составил 47,02 Кредиты на автомобиля в весе кредитного составили 0,04(671 . руб. 2018 год В динамике показатель снизился, темп снижения -4,01 %).
-касается кредитов и среднему , то 2018 год ,9% от общего кредитного портфеля и изменились в – темп составил 25,07
-доли долгосрочных в структуре портфеля свидетельствует, -первых, наличии у АО «Альфа » долгосрочной базы, а -вторых, потенциале банка «Альфа » в потребностей корпоративных различных секторов . Рост динамике такого кредитных размещений оценить банк соответствующий потребностям, что его репутацию клиентской среде, а, , добавляет преимущества. Ниже обобщим показатели эффективности кредитного портфеля АО «Альфа-Банк», которые рассмотрены в рамках главы в таблице 17.
Таблица 17 - Основные показатели потребительского кредитования отделения г. Москва АО «Альфа-Банк»
Показатель / коэффициент |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Общая кредитная активность на рынке потребительского кредитования, % |
15,75 |
19,05 |
20,66 |
Использования привлеченных средств на потребительское кредитование, % |
42,81 |
42,32 |
41,04 |
Доля просроченной задолженности в активе банка, % |
9,73 |
8,29 |
6,61 |
Доля просроченной задолженности к СК, % |
4,27 |
6,49 |
7,95 |
Коэффициент покрытия (Кп), коэф. |
0,23 |
0,22 |
0,26 |
Коэффициент обеспеченности (Коб), коэф. |
82,70 |
97,70 |
98,80 |
Рост коэффициентов, отражающих эффективность потребительского кредитование, свидетельствует о снижении эффективности кредитного портфеля. Несмотря на рост потребительского кредитования в общем размере продуктов банка, качество кредитного портфеля снижается в связи с ростом просроченной задолженности.
Учитывая итоги проведенного анализа, оценим перспективы развития кредитной деятельности АО «Альфа-Банк».
Филиальная сеть Банка насчитывает 762 офиса.
На конец 2018 года банк обслуживает 420 000 корпоративных клиентов и 14,4 млн. частных клиентов.
Банк отличает высокая лояльность клиентов, многие из которых сотрудничают с нами уже более 20 лет.
Банк «Альфа-Банк» предлагает клиентам основные банковские продукты, принятые в международной финансовой практике.
Ядро стратегии и самый ценный актив банка «Альфа-Банк» - это отношения с клиентами. И, как любые отношения, они нуждаются в постоянной поддержке и развитии. Поэтому банк непрерывно оценивает и повышаем уровень лояльности и удовлетворенности клиентов нашими услугами, постоянно совершенствуя продуктовую линейку и качество сервиса с учетом изменяющихся потребностей клиентов и помогая им в любой экономической ситуации.
Основа устойчивого роста бизнеса банка - содействие развитию бизнеса и увеличению благосостояния клиентов путем предоставления им комплексного банковского обслуживания на базе продуктовой линейки, включающей все современные банковские услуги. Активно развивая кросс-продажи, Банк стремится к поддержанию в общей структуре дохода высокой доли непроцентных доходов, которую в среднесрочной перспективе планирует увеличить до 50%.
В числе внутренних приоритетов - сохранение и преумножение капитала, поддержание ликвидности баланса, а также повышение эффективности и качества бизнеса. Для обеспечения роста акционерной стоимости и улучшения показателя возврата на вложенный капитал активно развивается как корпоративное, так и розничное бизнес-направления. В качестве основного источника фондирования активных операций рассматриваются свободные средства клиентов, предлагая удобные инструменты их размещения.
В корпоративном бизнесе банк ориентируется в первую очередь на обслуживание предприятий малого и среднего бизнеса, а также на предоставление комплексных услуг крупным компаниям с распределенной сетью филиалов, совпадающей с сетью офисов Банка.
Кредитование малого и среднего бизнеса, занимающее основную долю в активных операциях Банка, является стратегическим направлением в корпоративном сегменте. При этом Банк заинтересован как в росте количественных показателей кредитования, так и в совершенствовании существующих продуктов и разработке новых решений в ответ на изменения потребностей клиентов. Одним из существенных для них факторов является стоимость банковского финансирования. Поэтому Банк работает в партнерстве с институтами поддержки предпринимательства, что позволяет предоставлять малым и средним предприятиям максимально доступные для них ресурсы и, что немаловажно, с минимальным для Банка риском. Также с целью снижения риска (и при этом повышения доходности кредитования) Банк диверсифицирует клиентскую базу МСБ, выделяя предприятия микробизнеса и наращивая объем операций в этом сегменте. Значительное влияние на рост доходности обслуживания МСБ и микробизнеса обеспечивает расширение набора продуктов, используемых каждым клиентом, а также развитие дистанционного банкинга.
Крупным корпоративным клиентам банк предлагает индивидуальный набор банковских продуктов. Ключевой фактор успеха заключается в адресном и при этом - комплексном подходе к обслуживанию таких клиентов при высоком качестве сервиса. Полностью удовлетворяя их потребности в области финансового обслуживания, банк обеспечивает основу для успешного долгосрочного сотрудничества, которое является нашей целью и одним из критериев эффективности работы. Сотрудничество с крупными компаниями и региональными органами власти также служит цели расширения корпоративной базы фондирования; Банк привлекает от них небольшие депозиты. С сотрудниками компаний и организаций, находящихся на корпоративном обслуживании, ведется активная работа для повышения уровня кросс-продаж в розничном сегменте. В этой связи Банк постоянно совершенствует инфраструктуру банковских карт, высокий уровень развития которой традиционно привлекает корпоративных клиентов на зарплатные проекты в банк. Основной вектор работы в этом направлении - укрепление лидирующих позиций по зарплатному обслуживанию в Московской области и активная поддержка корпоративного бизнеса в региональных филиалах.