Файл: Формы государственного устройства (Глава 1. Общая характеристика формы государственного устройства).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика формы государственного устройства
1.1 Понятие государственного устройства
1.2 Классификация форм государственного устройства
Глава 2. Анализ основных форм государственного устройства
2.1 Понятие, признаки и виды унитарных государств
2.2 Понятие, признаки и характеристика федеративного государства
Думается, что данная классификация форм государственного устройства заслуживает пристального изучения.
Однако в литературе высказываются и другие мнения. Так, О.О Миронов считает, что государство современного мира по форме национально- государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными». Такой же позиции придерживается М. Н. Марченко, который полагает, что существует две основные разновидности форм государственно устройства. Наиболее простая из них - унитарное государство. Более сложной формой государственного устройства является федерация. В последнее время стали выделять также такие разновидности политико-территориального устройства государства, как территориальная автономия, административно-территориальных деление, регионалистское государство [16, с.76].
Унитарное государство - это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а территории делятся на простые административно-территориальные единицы.
По мнению других ученых унитарное государство - это единое суверенное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих статусом государственных образований.
Территориальный аспект внутри воспроизводственного регулирования выступает в унитарном государстве в форме, прежде всего пространственного действия законов, а также функционирования органов государства в пространстве этого государства. В некоторых довольно мелких унитарных государствах нет административно-территориальных единиц. В качестве административно-территориальных единиц в унитарных государствах выступают, например, губернии, провинции, уезды, районы, города и т.д. Яркими примерами унитарного государства являются Франция, Финляндия, Эстония Таджикистан и др.
В унитарных государствах принимается одна конституция, действует один парламент, одно правительство, единая судебная система, единое гражданство.
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федерация - сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. Профессор Сатывалдиев Р.Ш. считает, что федеративное государство это сложное, союзное государство, субъекты которого по территориальному и этническому признаку обладают статусом государства-члена или государственного образования.
Название формы территориального устройства наиболее типичны и прослеживаются практически у всех исследователей данного вопроса. Но считать, что перечень территориальных форм исчерпывается названными, было бы несерьезно.
Исторически известна и такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Конфедерации, как объединения государств создавались для достижения главным образом внешнеполитических и военных целей. В XX веке создавались конфедеративные государства. Создание конфедераций возможно и в будущем.
Конфедерация представляет собой менее распространенную по сравнению с другими форму государственного устройства. Это объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, сохраняют свою самостоятельность. Примерами конфедерации можно назвать, хотя и «формально», европейскую конфедерацию, Мусульмано-хорватскую Федерацию с Республикой Сербской в Боснии.
Тадевосян Э. В. и ряд других ученых выделяют конфедерацию, как одну из основных форм государственного устройства [23, С. 59].
При определении формы конфедерации, необходимо иметь в виду, что форма государственного устройства описывает лишь внешнюю сторону территориальной организации. От нее в известной мере зависит реальный статус территорий. Но выявить объем их самостоятельности только по формальным признакам невозможно.
Территория не застывшее, а динамично, закономерно развивающееся явление. Современная наука (территория государства) выдвигает ряд других форм государственного устройства, которые сформулированы из анализа исторических процессов, так и реалий современной действительности [4, с.124].
Так, Гелиева И.Н. выделяет такую форму государственного устройства, как содружество [7, с.12].
Содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности (экономика, право, язык). Для теории государства изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств.
Рассматривая формы территориального устройства, теория государства сталкивается с их многообразием, которое позволяет по-разному оценивать эти формы, и, следовательно, проводить их классификацию. В процессе проведения классификации все зависит от того, что положено в основу классификации.
В ряду таких классификаций государств на формы по территориальному устройству в научной и учебной литературе встречается деление всех форм на основные и, следовательно, неосновные.
В основу данной классификации положена степень распространенности тех или иных государственных форм. К основным формам государственного устройства относят: унитарные государства, федерации. К неосновным формам относятся все остальные: унии, протекторат. Вместе с тем, по нашему мнению, такой подход к классификации форм государственного устройства по существу и терминологически неверен. В основу классификации государственных форм правильнее всего будет положить принцип внутреннего строения. Это позволит более правильно дать характеристику территориального устройства любого государства.
В современной теории государственное устройство, все более часто разделяют на простой и сложное. Представляется правильной и основательной классификация, предложенная Л. И. Спиридоновым. Беря за основу данную классификацию, можно построить стройную систему форм государств по их устройству.
Простое государственное устройство - это унитарное устройство государства. С формулировкой «простое» следует согласиться.
Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования.
В результате выделились такие классы сложных государств, как протекторат и уния.
Протекторат (покровительственные отношения) над той или иной территорией предполагает изначально договорные отношения между сильным и слабым государствами, устанавливающие особые взаимные обязанности и права.
Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, а, следовательно, не возникает вопроса о его территориальной организации.
Тем не менее, например, образуется единое оборонное пространство. Если на государство, над которым осуществляется покровительство, нападает на другое государство, это означает объявление войны и государству, осуществляющему покровительство.
Примерами протектората являются: протекторат Испании над Монако (с 1524), а с 1643г. протекторат Франции над Монако, протекторат России над Молдавией и Валахии, после русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и др.
Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различаются федерации, конфедерации, объединение монархических государств в форме реальной и личной унии, фузии, инкорпорации, империи.
К униям также можно отнести и такие формы государственного устройства как содружество и кондоминиум.
Объединение монархических государств существуют в форме личной (персональной) или реальной унии. Общим у обеих форм является то, что они возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.
Личная уния имеет основанием случайное непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на различных порядках престолонаследования. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Так, в прошлом веке, прекратилась личная уния между Великобританией и Ганновером в 1837 г. и др.
Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Реальными были унии между Норвегией и Швецией, Австро-Венгрия и др.
Империя - сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости основных частей империи бывает различной. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса. Круг империи достаточно широк. Они существовали во все исторические эпохи (Римское государство, Великобритания, Российская империя и др.).
Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние, присоединение одного государства к другому) представляют большой интерес.
Таким образом предложенная классификация наиболее полно отражает многообразие форм государственного устройства.
Глава 2. Анализ основных форм государственного устройства
2.1 Понятие, признаки и виды унитарных государств
Большинство из всех существующих в современное время государств являются унитарными по форме государственного устройства. Это объясняется тем, что такое государство является эффективно управляемым и наилучшим образом обеспечивает государственное единство. По мнению М.Н. Марченко, среди «авторов, специализирующихся на исследовании форм государственного устройства, нет принципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное государство и каковы его основные признаки и черты». [16, с. 95]
С данным утверждением сложно согласиться, так как в настоящее время в связи с появлением региональных государств в теории государства и права возникает дискуссия по вопросу отнесения региональных государств либо к разновидности унитарных государств, либо выделения их в качестве самостоятельной формы государственного устройства. В связи с этим существуют и разные определения унитарных государств.
Унитарное государство — простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства. [8, с.20]
Унитарная форма устройства, как правило, характерна для небольших по территории и населению однонациональных государств и для государств с монархической формой правления. В современном мире насчитывается свыше 150 унитарных государств. Весьма условными примерами могут быть такие страны как Дания, Англия, Голландия, Монголия и другие. Можно привести пример Республику Таджикистан статья 1 « Республика Таджикистан - суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство». Также в качестве примера можно привести Республику Беларусь в Конституции которой в части 1 статьи 1 говорится: « Республика Беларусь- унитарное демократическое социальное правовое государство».
О.А. Колоткина и И.Д. Ягофарова считает основными признаками унитарного государства:
- простая форма территориального устройства;
- общие для всей страны высшие представительные (парламент), исполнительные (правительство) и судебные органы;
- единая система законодательства (нет деления на федеральное и региональное);
- единая система государственных органов;
- однопалатный парламент;
- территория государства делится на административно- территориальные единицы (области, департаменты, округа, провинции, графства и др.), которые не обладают политической самостоятельностью;
- единое гражданство;
- мононациональный состав населения (например, Япония, Вьетнам, Монголия и др.);
- в составе унитарного государства могут находиться автономные образования, обладающие национальными, культурными, историческими и иными особенностями.
«Унитарное государство обычно называют простым государством, оно делится административно-территориальные единицы. В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной. Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе».