Файл: Формы государственного устройства (Глава 1. Общая характеристика формы государственного устройства).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика формы государственного устройства
1.1 Понятие государственного устройства
1.2 Классификация форм государственного устройства
Глава 2. Анализ основных форм государственного устройства
2.1 Понятие, признаки и виды унитарных государств
2.2 Понятие, признаки и характеристика федеративного государства
ВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день общепризнанным является факт того, что государство выступает в качестве центрального политического института, образование которого является неизбежным следствием эволюции общества.
Изучение территориальной организации государства становится одним из важнейших направлений исследований юридического государствоведения. Весомый довод в пользу этого- признание очевидного обстоятельства, что от территориальной организации государства зависит и построение системы органов власти и управления, и организации взаимоотношений как между этими государственными органами, так между государством и гражданами.
Исследование формы государства никогда не теряло актуальности и не теряет и по сей день, что обусловлено непростой политической и экономической обстановками, в которых пребывает не только наша страна в частности, но также и другие государства.
Государственное устройство - одна из составляющих формы государства, которая отражает специфику его территориальной организации. Только после изучения устройства государства можно утверждать, что сделан еще один шаг на пути достижения такого сложного, социального института, каким является государство.
Формы государственного устройства вызывают живой интерес исследователей: в последние годы этой проблеме уделяется большое внимание.
Объектом исследования курсовой работы является основные современные формы государственного устройства.
Предметом исследования является основные формы государственного устройства в современном мире.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей основных форм государственного устройства, их сопоставление между собой. Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:
- рассмотреть государственное устройства как элемент формы государства;
- классификация форм государственного устройства;
- дать понятие и характеристику унитарного государства;
- определить понятие и выделить основные виды федерации и их характерные особенности;
-рассмотреть союзные государства как особую форму государственного устройства и перспективы их развития;
Методологической основой исследования, является совокупность различных общенаучных, специальных, частнонаучных и других методов.
Нормативную и содержательную базу исследования составили относящиеся к предмету исследования российские законы, иные нормативные правовые акты, научные труды юристов.
Теоретической основой являются труды М.Н. Марченко, М.М. Рассолов, Н.И. Грачев, О.А. Колоткинаи других авторов представленных в списке использованных источников.
Указанные выше цель и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, объединяющие пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Общая характеристика формы государственного устройства
1.1 Понятие государственного устройства
Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов на своей определённой территории. Государство имеет собственную внутреннюю логику развития, чёткую структурную организацию, особый механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - это самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.
«Среди ученых теоретиков государства и права никогда не было ни в прошлом ни в настоящем времени, общих взглядов, идей и единства мнений по поводу процесса возникновения и происхождения государства и права».[15, C.73]
История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные явления в современной юридической теории принято объединять в один термин - форма государственного устройства.
Понятие «государственное устройства» используется в научной литературе в двух значениях: в широком и узком. В широком - в качестве синонима понятия « государственный строй», которое выступает как обобщающее определение сущности, содержания и формы государства и отражает всю « совокупность общественно - политических отношений, выражающих наиболее принципиальные свойства , взаимосвязи и взаимодействия в механизме организации и функционирования государства».
Использование данного термина в широком смысле в большей степени распространено в неюридической литературе, среди философов, историков и представителей иных общественных наук.
Однако в настоящее время в юридической литературе чаще всего термин «государственное устройства» употребляется в узком смысле. Им характеризуется один из элементов формы государства, а именно территориальная организация государства и государственной власти, а также определяется характер отношений государства в целом с его составными территориальными частями (субъектами федерации, автономными образованиями, административно - территориальными единицами). [16, C.105]
По мнению В.Е. Чиркина, использование данного термина существует лишь в силу преемственности. В советский период звучали предложения отказаться от принятого узкого употребления термина «государственное устройство», а использовать его в точном соответствии с филологическим значением как равнозначного термину «государственный строй».
Вместе с тем, как справедливо отмечает Чиркин В. Е, это предложение оставляет открытым вопрос, каким термином определить круг проблем, охватываемых понятием «государственное устройство». [27, C. 86]
В поисках наиболее адекватного понятия, отражающего внутреннюю структуру государства, а также соотношение государства как целого с его частями, предлагались и предлагаются различные варианты. Например, такие как «территориальное устройство государства», «внутреннее устройство государства», «национально-государственное устройство», «территориальная организация государства», «территориальная организация публичной власти» и многие другие.
В теории государства и права встречаются разные подходы к определению формы государственного устройства.
М.Н. Марченко излагает свое мнение таким образом: « Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части - административно - территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных ее частей». [16, C.109]
В.Н. Казаков считает что « форма государственного устройства- это административно- и (или) национально- территориальное устройства государства, которое характеризует взаимоотношения между его составными частями, а также между центральными органами государства и органами, осуществляющими управление на местах». [12, C. 74]
Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А в своем учебном пособии пишут, что форма государственного (территориального) устройства - выражает особенности территориальной структуры государства, отвечая на вопрос: «Как устроена территория государства, на какие территориальные единицы она поделена» [8, C. 74]
Н.И. Грачев излагает свое мнение таким образом: « Государственное устройства призвано отразить внутреннее строение государственноорганизованного общества в его территориальном разрезе. Оно показывает, каким образом организована территория того или иного государства, из каких территориальных частей оно состоит, их правовое положение, организацию власти и управления государством в территориальном разрезе, характер отношений между верховной (центральной) властью и региональными властями. И в этом смысле оно выступает как государственно- территориальное, как определенная организация (форма) и степень государственного единства, которая в то же время тесно связана со структурой государственного механизма, не существует отдельно от него, а во многом обусловливается его строением и оказывает на него обратное влияние».
Форма государственного устройства характеризует территориальную организацию государства в ее связке с полномочиями первичного субъекта государственной власти — народа (населения). Она может рассматриваться в статике и в динамике. Статика государственного устройства выражается в сложившемся делении государства на субъекты федерации, автономные образования, административные области, края и тому подобные единицы.
Однако территориальное деление государства подвержено изменениям под воздействием различных причин: образуются новые территориальные единицы, преобразуются, упраздняются существующие. Поэтому закрепляемые в праве процедуры изменения территориальной организации государства также входят в содержание государственного устройства в качестве его динамической составляющей.
Государственное устройство - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.
Форма государственного устройства раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- правовое положение этих частей и взаимоотношения их органов;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства. [26, C. 102]
С учетом сказанного принимая за основу определение В.В. Иванова, мы понимаем государственное устройство как внутреннюю территориальную организацию государства, то есть способ его разделения на территориальные образования и систему взаимоотношений между центральной властью государства и территориальными образованиями.
1.2 Классификация форм государственного устройства
В форме государственного устройства выражены юридические особенности политического строя.
Поэтому государственное устройство стран нужно различать, прежде всего, по формальным, а не по содержательным критериям и признакам.
Савинов Д.М., среди таких критериев выделяет:
- состав территорий, обладающих государственностью, суверенитетом;
- правовой статус территорий;
- право сецессии, то есть выхода из территориального политического образования; статус территориальных органов (являются ли эти учреждения высшими органами государственной власти);
- статус нормативных актов, издаваемых органами территорий (являются ли эти акты законами либо имеют подзаконное значение;
- юридическое определение статуса личности в ее взаимоотношениях с территорией. Иными словами, имеет ли территория свое гражданство, оформляющее ее правоотношения с жителями;
- система распределения полномочий между территориями и территориально-политическим образованием, в которое они входят;
- система привлечения финансовых средств в бюджет государства, государственного объединения [22, С.83].
Далее автор предлагает довольно любопытную классификацию форм государственного устройства:
-
- Федерация и унитарные государства;
- Государства, участвующие в политических объединениях и не участвующие в них. Причем встречается два вида политических объединений -союзы государств (конфедерация, уния, протекторат) и союзные государства (федерации). Союзы государств, в свою очередь, могут быть равноправными и неравноправными; одни из них основаны на договоре, а другие объединены под властью общего монарха;
- Государства, признающие автономию территорий и не имеющие таковой.