Файл: Формы государственного устройства (Глава 1. Общая характеристика формы государственного устройства).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика формы государственного устройства
1.1 Понятие государственного устройства
1.2 Классификация форм государственного устройства
Глава 2. Анализ основных форм государственного устройства
2.1 Понятие, признаки и виды унитарных государств
2.2 Понятие, признаки и характеристика федеративного государства
Федерации строятся по территориальному, национальному и национально-территориальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время, как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия) или, испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Россия).
Территориальная федерация характеризуется следующими признаками:
- Государственные образования, составляющие территорию федерации, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между федеральными органами и его субъектами определяется конституционными нормами. Устанавливается перечень вопросов, по которым только федеральному органу можно издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации.
Конституция дает перечень законодательной компетенции федерации:
- внешнее сношение;
- оборона и защита гражданского населения;
- свобода передвижения;
- валюта, чеканка монеты и денежное обращении;
- гражданство федерации;
- железные дороги и воздушное сообщение, почта, телеграф .
- Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В случае нарушения федеративной конституции в этой сфере центральные власти имеют право применения принудительных мер к субъекту федерации. В ФРГ ведение внешних сношений с иностранными государствами принадлежит федерации, однако земли с согласия федеральных властей иногда могут заключать международные договоры.
- В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из федерации. Это положение вытекает из смысла конституций США, ФРГ, Бразилии и других стран.
- Управление вооруженными силами в территориальных федерациях непосредственно осуществляется федеральными государственными органами. Главнокомандующим вооруженными силами является глава федерального государства. Субъектам федераций в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.
Национальная федерация имеет ряд существенных особенностей. Эти особенности обусловлены многонациональным составом населения, которое более или менее компактно проживает на территории отдельных субъектов, образующих федерацию.
Национальная федерация характеризуется следующими основными признаками:
- Субъектами такой федерации являются национальные государства и национальные государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией.
- Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Оно служит одним из важнейших факторов осуществления нациями права на самоопределение. Независимо от экономического потенциала, размера территории, численности населения все субъекты национальной федерации пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства.
- Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие.
Современные национальные федерации становятся по своей сути такими государственными объединениями, в которых все их субъекты обладают признаками государственного суверенитета. Они имеют свои высшие представительные органы государственной власти (парламент), самостоятельную исполнительную власть (в лице президента, кабинета или совета министров), независимую национальную судебную систему.
Национальные государства, объединившиеся в федерацию, устанавливают свое гражданство, границы государственной территории, имеют свои представительства в международных организациях, самостоятельно осуществляют внешнеполитическую и экономическую деятельность.
Федерации также делят на: симметричные и асимметричные.
Асимметричная федерация - федерация, которая характеризуется разностатусностью субъектов. К таким федерациям относятся Индия, Танзания, Бразилия, Канада, Россия. Асимметричная федерация включает разные части с неодинаковым правовым положением. Асимметричная федерация, судя уже из названия, складывается из разнопорядковых как по своему статусу, так и по фактической роли в государственном механизме субъектов федерации.
Симметричными являются федерации в Австрии, Германии, США. Однако разделение федерации на симметричные и асимметричные не имеет абсолютного характера. Абсолютно симметричных федераций с юридической точки зрения не существует. Даже там, где в федерации есть только одна категория составных частей (например, земли в Австрии и Германии, эмираты в ОАЭ), присутствуют некоторые элементы асимметрии. В Германии земли не одинаково представлены в верхней палате парламента (от трех до шести представителей, хотя представители от каждой земли должны голосовать по инструкциям правительства земли как единое целое).
Симметричные федерации обычно возникают «снизу», на основе союза государств или государственных образований. Но это вовсе не обязательно. Чехословацкая федерация, существовавшая до 1993 года, была создана путем изменения конституции в 1968 году (до этого была асимметричной).
Некоторые авторы в зависимости от вида нормативного правового акта, учредившего федеративное государство, разделают договорные и конституционные федерации.
Договорные федерации возникают через объединение суверенных унитарных государств. При этом, как правило, сохраняется максимальный объем компетенции каждого субъекта с одновременным закреплением этого в договоре с федеральным центром ( США, Швейцария).
Образования конституционных федераций начинается с принятия конституции путем частичной централизации конфедерации или децентрализации унитарного государства ( Германия, Бельгия, Нигерия).
Также выделяют в зависимости от типа взаимодействия между центральной и региональной власти дуалистическую и кооперативную.
Дуалистическая федерация рассматривается как система отношений властей двух уровней, каждая из них в пределах своих полномочий независима от другой. Считается, что такой федерализм не предусматривает обязательного объединения штатов, земель и другие в союзное государство ( США, некоторые латиноамериканские государства, Португалия, Испания).
Кооперативная федерация. В основе такой федерации лежит идея объединения усилий центра и мест для выполнения общих задач и целей. Сторонники выделения этого вида федераций ссылаются на концепцию германского кооперативного федерализма , основанную на идее выгодного сотрудничества центра и субъектов федерации, взаимодополняющих друг друга.
Рассматривая федерацию необходимо так же раскрыть ее отличительные признаки.
Федерация как форма государственного устройства обладает рядом специфических признаков:
- Федерацию составляют государственные образования (штаты в США, Мексике, Индии, Австралии, земли в ФРГ и Австрии, провинции в Канаде, кантоны в Швейцарии), которые имеют статус субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством и собственной организацией власти. Эти образования обладают собственной компетенцией.
- В отличии от унитарного государства территория федеративного государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорий субъектов федерации.
- Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова, они не обладают суверенитетом, хотя он формально провозглашается в некоторых федерациях. Субъекты федерации, как правило, либо полностью лишены права участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическая компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США, Канада, ФРГ, Швейцария, Россия). Как правило, она касается вопросов, отнесенных, к компетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений.
- В большинстве зарубежных федераций наряду с общефедеральной конституцией и общефедеральными законами действуют конституции и законы субъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария). При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов.
- В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации. Следует, однако, иметь в виду, что речь идет не о наличии двойного гражданства, а о двух уровнях гражданства одного государства. Предпосылкой получения гражданства субъекта федерации является наличие общефедерального гражданства.
- Отличительным признаком федеративного государства является двухпалатная структура парламента. В прошлом имели место однопалатные парламенты при федеративном государственном устройстве (например, в Пакистане по Конституции 1962 г.).
В настоящее время двухпалатная внутренняя структура парламента принята практически во всех федеративных государствах (исключение — Федеративная Республика Коморские острова, где существует однопалатный парламент).
Нижняя палата является органом общенационального представительства и формируется путем выборов по территориальным избирательным округам.
Верхняя палата может быть выборной или невыборной, она обеспечивает представительство субъектов федерации.
- В федеративном государстве наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации.
Порядок их организации и компетенцию определяют, как правило, конституции субъектов федерации.
Законодательные органы субъектов федерации действуют строго в рамках компетенции этого субъекта, а исполнительная власть обладает более широкой компетенцией.
Субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное.
По мнению Ж.Веделя наиболее характерный перечень признаков федерации являются:
- Существование двух конституционных властей, которые выражены в органах государственной власти центра и органах государственной власти субъектов федерации. Регулируется четкое взаимодействие данных органов, которое строиться на «компетенции в компетенции».
- Порядок формирования «общей воли», выражается эта воля в федеральном парламенте, после выработки совместных волеизъявлений народа и субъектов федеративного государства.
- Взаимоотношения двух уровней власти, центральная власть не имеет права отменять решения принятые органам субъекта, только если они не противоречат конституции.
- Федерализм рассматривается как определенный процесс, который призван решить конфликты центра и мест, закрепляет их взаимоотношения, формирует наиболее удобные в данных условиях методы управления.
Функции государства и функции федерации носят совершенно различный характер. Функции государства могут быть присуще, как федеративному, так и любому другому государству с иной формой территориального устройства. Многие для трактовки федерализма используют функционирование государства, но это в корне не верно. Л.М. Карапетян писал, что если смешивать функции государства и функции федерации, то можно выделить огромную массу видов федерации. Например таких, как « промышленная федерация», «аграрная федерация».
Наличие федеративного устройства предполагает регулирование всех отраслей государственного функционирования, но вовсе не сводится к ним.
Существует множество функций федерализма, но выделяются 3 основные функции федерализма:
- Мобилизация ресурсов для достижения общегосударственных целей;
- Перераспределение ресурсов внутри федерации;
- Координация деятельности государственных институтов.
Все функции федерации являются вспомогательными элементами одного механизма. Они в своей совокупности помогают функционированию и развитию федеративного устройства государства.
Зарубежные и отечественные ученые различным образом подходят к трактовке федерализма, но их мнение сходится в одном, в целях существования федерализма в государствах. Они все выделяют 2 основные цели, которые присуще федерализму в целом: обеспечение государственного единства; сохранение определенной степени автономии субъектов.
Обеспечивают же весь этот процесс нормы, которые являются действующими, и на практике закрепляющими конституционные гарантии.
Ярким примером федеративного государства в настоящее время можно привести Российскую Федерацию. Уникальность России как федеративного государства проявляется в том, что она является чуть ли не единственным федеративным государством в мире, примерившим на себе и реализовавшим практически все известные модели федеративного устройства.
Федеративное устройство основывается на государственной целостности, единстве системы органов государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении народов, проживающих на территории Российской Федерации.
На основании вышеизложенного можно формировать следующие принципы федеративного устройства:
- Верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, закрепляется данный принцип в ч.2 ст.4 Конституции Российской Федерации. [1]
Федеральные законы, обладая верховенством должны точно и неуклонно соблюдаться, исполняться и применяться. Отсюда и будет вытекать требование абсолютного соответствия Конституции и федеральных законов всех нормативных правовых актов, как принимаемых федеральными органами исполнительной власти, так и законов и нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения России и субъектов.