Файл: Формы государственного устройства (Глава 1. Общая характеристика формы государственного устройства).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика формы государственного устройства
1.1 Понятие государственного устройства
1.2 Классификация форм государственного устройства
Глава 2. Анализ основных форм государственного устройства
2.1 Понятие, признаки и виды унитарных государств
2.2 Понятие, признаки и характеристика федеративного государства
Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации властных, экономических, финансовых и других ресурсов в руках центральных органов власти. Она более удобна для управления, поскольку административно- территориальные единицы не обладают самостоятельностью и подчинены непосредственно центру. Решения центральных органов власти действуют напрямую, минуя федеративный барьер в виде субъекта федерации.
Таким образом, унитарное государство представляет собой форму государственного устройства, обеспечивающую государственную целостность и включающую определенные территориальные образования, наделенные особыми полномочиями негосударственного характера. То есть в состав унитарного государства могут включаться помимо административнотерриториальных единиц, автономии, а кроме того унитарное государство полностью может состоять из таких автономий, главное, чтобы данные территориальные организации не обладали статусом государственного образования.
Вопросы классификации унитарных государств весьма актуальна в науке теории государства и права. Это связано с тем, что большинство государств мира являются унитарными по форме государственного устройства, но при этом они отличаются друг от друга.
Многие авторы классифицируют унитарные государства по критерии взаимодействия местных органов и органов государства.
Так, по мнению Л.А. Морозовой унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В первых, как правило, отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.
В.Н. Казаков разделяет унитарные государства на относительно централизованные, децентрализованные и централизованные. В основе такого деления лежит соотношение компетенции высших и местных органов власти, а также степень участия высших государственных органов в формировании последних. Централизованное унитарное государство характеризуется вертикальной системой органов управления, назначаемых сверху донизу. В относительно централизованном унитарном государстве большинство административно- территориальных звеньев имеет выборные органы управления, обладающие широким спектром полномочий в решении местных проблем. Для децентрализованного государства характерно полное отсутствие назначаемых центром руководителей общей компетенции, здесь имеются только органы, выбираемые населением административнотерриториальных единиц. [12, с.136]
Н.И. Грачев разделяет унитарное государство на простое и сложное. Простые унитарные государства состоят только из административно - территориальных единиц и (или) муниципальных образований; сложные имеют в своем составе те или иные формы национально - территориальной автономии ( КНР, Великобритания, Филиппины, Дания, Франция). [10, С.68]
Сложное унитарное государство делятся на:
- территориальная автономия-это, определенная часть унитарного государства, в месте проживания какой-либо народности, в силу исторических, географических и других особенностей, ей передано право решать часть государственных вопросов (Дания, Китай, Франция);
- экстерриториальная автономия-часть вопросов государственной важности передано решать этническому меньшинству.
По его мнению, территориальное устройство сложных унитарных государств может принципиально различаться в зависимости от формы автономии, количество автономных образований и статуса автономных единиц.
Автономия в понимании Н.И. Грачева это от греческого сам и закон переводится как самоуправление. Он разделяет автономию на: политическую, государственную (законодательную) и административно - территориальную.
В.О. Лучин также считает , что автономия это- самоуправление. Это внутренне самоуправление, отличающееся от других некоторыми специфическими особенностями: историческими, культурными, религиозными, бытовыми, языковыми, географическими, иногда национальными.
Он также выделяет политическую (законодательную и государственную) и административную (иногда называют местной автономией).
В научных исследованиях автономию разделяют на : «территориальные и экстерриториальные. Территориальные автономии в зависимости от цели создания классифицируются на территориальные и национальнотерриториальные, именуемые еще этнотерриториальными автономными образованиями».
Необходимо заменить территориальную автономию термином «государственно- территориальная автономия», которая в свою очередь и будет классифицироваться на этнотерриториальную и территориальную автономию.
Государственно-территориальная автономия-это самостоятельная самоуправляющая территориальная единица в рамках конституции и (или) закона. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы, в которую входит данная. Государственно-территориальную автономию также можно разделить на: государственную (законодательную) и местную ( административную).
В государственной (законодательной) действуют собственные органы законодательной власти. Примерами могут быть Аландские острова в Финляндии, Гренландия и Фарерские острова в Дании.
Местная (административная) автономия характеризуются меньшей степенью самостоятельности. Главное их отличие от государственных (законодательных) автономий в том, что они не имеют собственных законодательных органов и соответственно не издают своих законов. Им предоставлена определенная самостоятельность только в сфере исполнительной власти.
В последнее время в унитарных государствах появилась новая форма- регионализм, когда автономные образования обладают полномочиями самоуправления, в том числе правом принимать свое законодательство.
Например, в Испании, помимо областей, выделенных по национальному признаку (Страна Басков и Каталония), существует территориальная автономия, то есть области, которым была предоставлена автономия, наделены правом издавать собственные законодательные акты.
Аналогичное положение занимают некоторые области в Италии. Согласно Конституции Италии субъекты областной автономии вправе принимать законы по вопросам градостроительства, сельского хозяйства и жилищного хозяйства, а всего по 18 позициям. Однако эти самостоятельные части не обладают государственным суверенитетом.
Считается, что регионалистское государство-разная промежуточная форма между унитарным и федеративным государствами.
Исходя из вышесказанных можно сделать вывод, что в зависимости от наличия автономного образования унитарные государства следует разделить на простые (где имеются только обычные административно-территориальные единицы), сложные (включают помимо административно-территориальных единиц еще и автономные образования в виде государственной либо административной автономии) и региональные ( состоят исключительно из автономии).
Несмотря на то, что регионалистическое государство все же является унитарной формой государственного устройства, оно носит переходный характер и представляет собой следствие интеграции унитарной и федеративной форм государственного устройства, которую можно объяснить недостаточностью каждой их этих моделей, взятых по отдельности, так как существующие в странах общественные отношения имеют свои специфические особенности и не укладываются строго в рамки одной формы государственного устройства, что и проявляется в сближении форм государственного устройства современности.
2.2 Понятие, признаки и характеристика федеративного государства
На протяжении многих веков, люди, населявшие определенный континент или материк объединялись для того, чтобы создать мощные союзы, способные противостоять внешним агрессорам, вторгавшимся в их обособленное пространство. Таким образом, постепенно стали появляться прообразы первых городов-государств.
Федерация является именной формой территориального устройства, так как «категория выражает содержание объекта, является его внешним многоплавным воплощением, повреждающим и одновременно подчеркивающим устойчивость состояния качества». [21, С.114]
Понятия федерации является фундаментальным понятиям государственно-правовой науки, это связано с тем, что государство является живым механизмом, функционирующим каждый день. От этого и возникает богатый накопленный материал, раскрывающий всю суть государства и его структурных элементов.
Понятие «федерация» пошло от латинского языка, и означало союз, объединение. В настоящее время понимание трактовка данного понятия зависит от конкретного случая. При формировании понятия «федерация» необходимо исходить из двух важных особенностей: учитывать особенности общего понятия; применять особенности по отношению к конкретному государству.
В наиболее широком смысле федерализм понимается как принцип организации государственной жизни. Однако данное понятие конкретизируется целым комплексом принципов, которые своей совокупности и помогают раскрыть данное понятие. Закрепляются данные принципы конституцией конкретной страны. Федерализм - это форма распределения власти между центральными государственными органами и органами территориальных единиц. Такого рода определение означает, что применение принципа федерализма трактуется, как конституционное разделение властей, при котором составным частям федерации принадлежит право на принятие политических решений при управлении государством.
Наиболее удачное определение федерации, с точки зрения государственного устройства, дал Д.В.Смайли: «федеративным государством следует считать суверенное государство, в котором:
- Существует конституции, закрепляющая разграничение полномочий между центральными и региональными органами, обеспечивающая защиту населения и т.д.;
- Положения конституции о соотношении власти между центром и регионами не подлежат изменению единолично центральными органами;
- Физические и юридические лица равны перед законами и другими властными предписаниями различных уровней государственной власти. [13, С.154]
Данное понятие в большей степени закрепляет практическую сторону применения понятия федерализма. Теоретический же аспект заключается в закреплении законодательно принципов, субъективного состава, перечней исключительных полномочий центральных органов власти по отношению к региональным.
Исходя из российского понимания, федерация-это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Федерация существует вместе с другими формами государственного устройства. Ученые расходятся во мнениях по поводу форм, одни выделяют только унитарные государства, другие же склонны к выявлению унитарного государства и конфедерации Л.М.Карапетян в своей работе говорил о том, что в возникновение любого функционирующего федерализма носит в себе идею унитарного государства. По его мнению, это проявляется в идеи единства и целостности государства, при котором все субъекты обладают равными правами.
Но происходящие процессы децентрализации унитарных государств вовсе не означают, что создается федеративная система в ее традиционном понимании. В таком случае могут лишь частично применяться принципы самоуправления и децентрализации.
Важнейшим отличием федерализации от децентрализации и автономии можно назвать источник нормативного закрепления разделенных полномочий. Если разделение полномочий и предметов ведения закрепляется в тексте национальной конституции, то данная конституция является федеральной по своему формальному и доктринальному толкованию. А исходя из этого и само государство будет признано федерацией. Но если же конституция закрепляет лишь механизм разграничения полномочий, а сам же разграничения закрепляются в законах, тогда это уже будет ярким примером децентрализации и автономии.
В научных исследованиях получило довольно большое распространение «разработка и применение различных моделей федераций, которые вызвали острую дискуссию по многим методологическим вопросам», среди которых и сама необходимость классификации этого явления. Некоторые авторы отвергали наличие типов и моделей федераций. Например, такой учёный как В.Г. Вишняков считал, что федерация, являясь единым целым государственным образованием, не может строиться по разным моделям. Такой подход к данному вопросу является достаточно дискуссионным и спорным. Он ограничивает возможность научного познания и разнообразие федеративного устройства.