Файл: Практика создания и функционирования картелей (Проблемы картелей в России на примере транспортной отрасли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования картеля как антиконкурентного соглашения

1.1. Сущность картельного сговора

1.2. Факторы, определяющие цены картелей

1.3. Мировая практика борьбы с картелями и российский опыт

Глава 2. Проблемы картелей в России на примере транспортной отрасли

2.1. Актуальность проблемы рыночного регулирования

в транспортной отрасли

Актуальность проблемы рыночного регулирования в транспортной отрасли в настоящее время постоянно растет. Как правило, основным источником развития конкуренции является инфраструктура. Именно поэтому в отдельных сегментах транспортной сферы Российской Федерации конкуренция высока, а в других – недостаточна. Например, в отечественной сфере автомобильных перевозок конкуренция постоянно высокая, так как инфраструктура достаточно развита, имеются альтернативные пути доставки грузов, а также разнообразный по грузоподъемности подвижной состав. Это позволяет использовать автомобильный транспорт для доставки по схеме «от двери до двери».

В свою очередь, сфера авиационных перевозок также достаточно конкурентна. При наличии большого количества перевозчиков и альтернативных путей доставки, а также высокой скорости перемещения, авиационные перевозки в настоящее время имеют высокий потенциал для развития рыночной среды. Морской и речной транспорт также относятся к сферам бизнеса с высокой конкуренцией. При этом, наименее конкурентными являются сферы транспорта, имеющие самые низкие показатели по разнообразию путевой инфраструктуры. Трубопроводный и железнодорожный транспорт в настоящее время являются наименее рыночными сферами по сравнению с другими видами транспорта. При этом нельзя не учитывать, что в отдельных сегментах перевозок наблюдается конкуренция между разными видами транспорта. Таким образом, проблемы обеспечения экономической безопасности в сфере железнодорожного транспорта усугубляются низким уровнем конкуренции.

О состоянии транспортной инфраструктуры свидетельствуют различные показатели. Одним из наиболее важных является доля электрифицированных участков в общей эксплуатационной длине железнодорожных путей общего пользования (рисунок 1).

2) ценовая политика (маневрирование стоимостью, сезонные и продуктовые предложения, управление скидками);

3) неценовые методы (программы лояльности, персональные предложения, информационные рассылки, статусы в сетевых сообществах).

На основе данного метода участники рынка формируют ключевые факторы успеха, практическая реализация которых позволяет повысить эффективность воздействия на рынок (рисунок 2).

Административные методы конкурентной борьбы основываются на лоббировании, методах нерыночного стимулирования, аффеляции и картельного соглашения (рисунок 3).

2.2. Использование картелей в транспортной отрасли России

Глава 3. Рекомендации по обеспечению сбалансированности инструментов экономического регулирования и антимонопольной политики России (на примере транспортной отрасли) на основе зарубежного опыта

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность. Рыночная экономика — это система, в которой действуют конкурентные силы, направленные на достижение равновесия со стороны спроса и предложения. Рыночная экономика достаточно эффективна, так как обладает высокой гибкостью, адаптивностью к изменяющимся условиям, способностью к активному внедрению достижений научно-технического прогресса (НТГТ), росту ассортимента и качества товаров и услуг. Движущей силой экономического развития рынка выступает конкуренция, позволяющая максимально полно реализовать законные интересы потребителей и субъектов малого и среднего бизнеса.

Однако рыночный механизм не идеален в своем функционировании, его
несовершенства проявляются в отклонении от условий, обеспечивающих
совершенную конкуренцию, а также неспособности обеспечить производство важных общественных благ или создать их в недостаточных объемах.
То есть можно говорить о таких проблемах как:

1. Трудности создания общественных благ на коммерческой основе.
Так как общественные блага предполагают бесплатное или льготное использование общественных товаров и услуг потребителями на создание данных продуктов требуются финансовые, материальные, трудовые и иные виды ресурсов, то возникают сложности в вопросе заинтересованности субъектов рынка финансировать производство данных благ.

2. Неспособность обеспечивать решение социальных проблем, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок предполагает, что каждый самостоятельно заботится о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усилению социальной напряженности.

3. Невозможность устранения внешних эффектов (экстерналий), например, таких как загрязнение окружающей среды. Возникает ситуация, при которой деятельность одного участника рынка оказывает воздействие на другого участника и последствия этого не учитываются в цене.

4. Неполнота и неравномерность распределения информации, создающие преимущества для одних и подрывающие способность принятия оптимальных решений у других экономических агентов.

5. Тяготение к сделкам среди продавцов, с одной стороны, и покупателей — с другой, с цепью обеспечения для себя более выгодных условий, чем можно было бы добиться при совершенной конкуренции. Среда рынка сама формирует условия для слияний и поглощений, позволяющих манипулировать рынком, и получать сверхприбыль.


Одной из слабостей рынка являются сговоры продавцов, которые порождают проблему монополизации рынка.

Цель курсовой работы – исследовать проблемы картеля как антиконкурентного соглашения и определить пути решения этих проблем в России.

Задачи работы:

  • исследовать сущность картельного сговора;
  • выявить факторы, определяющие цены картелей;
  • исследовать мировую практику борьбы с картелями и российский опыт;
  • выявить актуальность проблемы рыночного регулирования в транспортной отрасли;
  • рассмотреть использование картелей в транспортной отрасли России;
  • разработать рекомендации по обеспечению сбалансированности инструментов экономического регулирования и антимонопольной политики России (на примере транспортной отрасли) на основе зарубежного опыта.

Предмет исследования – картель как антиконкурентное соглашение.

Объект исследования – картели в транспортной отрасли России.

Теоретической основой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования экономики, антимонопольное законодательство РФ и зарубежных стран.

Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, зарубежных стран, информация периодических изданий, сети Интернет.

Глава 1. Теоретические основы исследования картеля как антиконкурентного соглашения

1.1. Сущность картельного сговора

Монополизация представляет собой ситуацию на рынке, при которой один или несколько продавцов занимают доминирующее положение и с помощью согласованных действии или соглашении ограничивают действие конкурентных сил. Монополизация - очень распространенное явление в экономике стран, так как выгода от сговоров и соглашений очевидна. Опаснейшей формой монополии считается картель - разновидность антиконкурентного соглашения, форма монополистического объединения предприятий в пределах одного товарного рынка (горизонтальное соглашение) на договорной основе, преследующая своей целью получение сверхприбыли Может существовать в виде ценового картеля, сговора на торгах или распределения территорий и потребителей.


Опасность картельных сговоров видна при раскрытии факторов их отрицательного влияния на рыночную ситуацию, среди которых можно выделить:

- создание дополнительных барьеров, препятствующих входу на рынок новых фирм;

- затруднение рыночной саморегуляции и, соответственно, ограничение конкуренции;

- «замораживание» НТП, отсутствие мотивации к обновлению технической оснащенности производственных мощностей;

- опасность политической дестабилизации вследствие расширения производства в экономике и влияния на баланс в общественном регулировании;

- нарушение интересов потребителей, вызванное искусственным завышением цен, снижением качества и ассортимента товара.

В России склонность к антиконкурентным соглашениям выше, чем в других странах, что связано, прежде всего, с наследием советского прошлого России. В СССР в промышленных отраслях нередко доминировали два-три или одно предприятие. Сейчас Россия продолжает приводить в соответствие с рыночной экономикой антимонопольное законодательство и систему органов антимонопольного регулирования.

Как отметил И. Ю. Артемьев «Картельные сговоры - это главная болезнь российской экономики. Я даже не могу назвать тот рынок, где бы их не было. За «дикие» 90-е и 2000-е из-за того, что этой проблемой мало занимались, картельные сговоры распространились повсеместно»[1]. Действительно, картелей много, но и раскрываемость по антиконкурентным действиям постоянно растет.

Об опасности картелей говорит и включение впервые в российском
законодательстве понятия «картель» Так, третий антимонопольный пакет,
принятый Государственной Думой Российской Федерации 22 ноября, одобренный Советом Федерации 29 ноября и подписанный Президентом Российской Федерации 5 декабря 2011 г., содержит важные изменения, направленные на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям.

Говорить о картеле как сугубо отрицательном явлении некорректно
Картельные сговоры способны обеспечить эффект масштаба производства,
то есть возрастание отдачи от используемых ресурсов. Одна фирма может
удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара.

В некоторых странах допускается создание картелей определенных видов, экспортных картелей, которые способствуют защите национальных интересов на международных рынках. Так, картель стран-членов ОПЕК, обеспечивающий 40 % мировой добычи нефти, создавая внушительные нефтяные резервы, «несет главное бремя по стабилизации цен и обеспечению энергетической безопасности» на мировом рынке[2].


Но, безусловно, примеров злоупотребления положением на рынке со
стороны компаний, вступающих в картельный сговор, значительно больше,
чем положительной практики от картеля, что требует комплексных правовых и экономических мер по борьбе с этим феноменом, реализуемых в рамках политики по защите и развитию конкуренции.

Таким образом, картельный сговор выступает фактором, снижающим
действие конкурентных сил, затрудняющим эффективное функционирование рыночных субъектов. В связи с этим требуется дальнейшая проработка методологии доказывания картелей и регламентации антиконкурентной деятельности.

1.2. Факторы, определяющие цены картелей

Основой для характеристики факторов, влияющих на цены картеля, явилось исследование Джозефа Харрингтона в его статье «How Do Cartels Operated». Автор анализирует материал, источником которого стали решения Европейской Комиссии за 2000-2004 гг. Рассматриваются компании, участвующие в картелях в 70-х, 80-х и 90-х гг. прошедшего века.

Неотъемлемая характеристика соглашений подобного рода - это, конечно же, общие цены и размещение всего объема предложения между членами картеля. Если продукты полностью идентичны, то единая цена для фирм - наиболее открытое доказательство сговора. Если же товары разнообразны, то картели либо стандартизируют продукцию, либо устанавливают довольно сложные правила формирования цен. Разделение рынка может происходить путем квотирования на продажи или же разделение потребителей и территорий для осуществления деятельности.

Цены могут устанавливаться членами картеля по различным правилам. Это может быть одна цена для всего рынка или две цены обычная и пониженная для отдельных больших покупателей или же различная ценовая политика, зависящая от характеристик продукта и клиента. Однако существуют общие черты для цен при условиях сговора. Во-первых, такая цена будет единой для всех членов сговора, во-вторых, все участники сговора принимают рекомендованную цену и минимальную цену (пол цены)[3].

Главные цели картеля при сговоре о ценах, которые он преследует, описываются четырьмя пунктами. Первое - это распределение квот на продажи между членами и строгое следование этим квотам. Второе - фиксированные основные и минимальные цены. Третья цель - устранение ценовых скидок. И последняя - обмен специфической информацией о потребителях[4].


Установление цены на товар ниже минимальной рассматривается как нарушение соглашения. Большие трудности возникают при установлении цен, когда существует потенциально много вариантов продукта. Тогда членам картеля необходимо договариваться о ценах на определенные стандартизированные продукты и производить эту совокупность стандартизированных продуктов. Или возможно договориться о применении определенной ценовой формулы и устанавливать цены согласно характеристикам товара. Так,
например, на рынке из о статического графита был установлен Групповой Стандарт Продукта Разногласия и нарушения договоренностей появляются при разработках новых моделей, введении новшеств в продукт.

Таким образом, стандартизация продукции является одним из сигналов сговора. Другими сигналами могут быть однородность качества и цен продуктов, а также цен сопутствующих услуг.

Определяющей особенностью сговора являются более высокие цены, причем цены единообразные - фирмы пытаются сократить число отличающихся друг от друга цен, устанавливаемых для потребителей. Имеются несколько причин, почему устанавливаются единообразные цены. Поскольку члены картеля должны обсудить и договориться относительно цены каждого товара, и эта ситуация носит регулярный характер, то такая ценовая политика может осуществляться для простоты взаимного функционирования. Если действовать иначе, появляется высокая вероятность не достигнуть согласия и также угроза разрушения картеля. Вторая причина связана с тем, что при меньшем разнообразии цен легче осуществляется мониторинг и контроль над соблюдением соглашения. Некоторые картели все же имеют больше чем одну цену, это связано с предоставлением скидок крупным заказчикам. Причины этого - либо получение дополнительной, более высокой прибыли за счет дискриминации, либо скрывание таким образом существования сговора. Однако все картели имеют общую тенденцию к уменьшению числа скидок и
единообразию цен. Итак, еще один из маркеров сговора - завышенные цены, преимущественно идентичные для различных потребителей, то есть чаще всего наблюдается значительно меньшая вариация цен для различных потребителей и их групп.

Многие картели, члены которых функционируют в разных странах, часто стремятся к единообразию цен и для разных стран. Это становится не всегда возможным из-за колебания курсов валют и неспособности картелей полностью регулировать цены. Может возникнуть ситуация, когда посредник, перепродающий товар, будет скупать продукт на рынках тех стран, где цена ниже, и продавать на рынках тех стран, где цена более высокая. Члены картеля в первой группе стран, конечно же, выиграют, увеличив свои продажи, а последние из-за роста импорта будут получать меньшие доходы с продаж. Это служит причиной нестабильности картельных отношений и снижения средней цены сделки. Естественно, что члены сговора стремятся устранить возможности осуществления покупок и перепродаж (то есть арбитража) посредниками и достигнуть «гармонию» цен. В качестве мерила или стандарта сравнения цен в различных странах мировые картели используют либо американские доллары, либо немецкие марки[5].