Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы франчайзинга
1.1. Понятие франчайзинга и особенности его возникновения
1.2. Роль и возможности франчайзинга
1.3. Проблемы развития франчайзинга в России
2. Практические особенности разработки и реализации франшизы
2.1. Аспекты, которые следует учитывать при построении франчайзинговой системы
2.2. Основные документы при открытии магазина по франшизе
2.3. Управлению продажами франшизы
Введение
Актуальность применения системы франчайзинга заключается в том, что большинство предпринимателей ищет наиболее безопасный и выгодный для себя вариант выхода на рынок. При этом важно найти такой проект, который обеспечит стабильную прибыль. Правильный выбор позволит снизить до минимума возможные риски финансовых потерь и бороться с конкуренцией. Именно, исходя из таких соображений, бизнесмены все чаще склоняются к франчайзингу. Данный способ развития собственного дела считается наиболее разумным и современным. Он позволяет добиться успеха в выбранном рыночном сегменте, а также реализовать свой потенциал и решить финансовые вопросы.
Франчайзинговая модель бизнеса является действительно менее рискованной по сравнению с запуском собственного бизнеса, т.к. это модель, которая уже опробована на собственном бизнесе франчайзера и доказала свою успешность. Франчайзинг представляется объективно сложившимся в процессе развития инновационного бизнеса деловым явлением, исторически совершенствовавшимся и крепко обосновавшимся в экономически развитых странах, под воздействием необходимости соответствия динамичным деловым стандартам.
Целью исследования является изучение возможностей франчайзинга и особенностей его реализации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и проанализировать нормативную основу франчайзинга в России;
- изучить опыт функционирования франчайзинговых рынков;
- определить основные цели франчайзеров и виды франчайзинга в сфере услуг;
- исследовать практические особенности франчайзинга.
Объектом исследования данной работы является франчайзинг. Предмет исследования – особенности использования франчайзинга.
Методологической основой исследования являются такие общенаучные методы и приемы исследования, как сравнение, анализ, обобщение, системный подход.
Рассматриваемой проблематики о роли франчайзинга посвящены труды А.Е. Архипова, К.В. Быковой, А.В. Гришановой, Н.Е. Добрачева, А.Е. Журавлева, И.М. Карицкой, Э.Н. Климовой, А.К. Муравьева, И.Ю. Севрюкова, А.В. Шорникова и др.
Практическая значимость исследования высока. Она заключается в том, что основные положения работы можно использовать в учебном процессе, для более глубоко изучения проблематики франчайзинговых отношений в соответствующих дисциплинах экономического профиля, как основа для написания выпускной квалификационной работы, в практической деятельности как пособие для начинающих франчайзи.
Структура курсовой работы включает: оглавление, введение, две главы, составляющие основную часть исследования, заключение, список использованных источников, приложение.
1. Теоретические основы франчайзинга
1.1. Понятие франчайзинга и особенности его возникновения
Франчайзинг (от франц. franchise - льгота, привилегия) представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (франчайзер) другой стороне (франчайзи) своего товарного знака или бренда, а также технологии ведения бизнеса другой коммерческой информации.[1]
В последнее десятилетие началось ускорение развития франчайзинга в России, что на фоне отсутствия стабильности в экономике и постоянных скачков в развитии страны, приводит к резким колебаниям спроса на различные виды товаров, регулярным переделам собственности, а это не может не задевать деятельность франчайзи. С учетом того, что многим из них приходится из-за недостатка собственных средств использовать для открытия своих предприятий арендуемые площади, перемена владельца не может не оказывать отрицательного влияния на работу как франчайзи, так и в целом франчайзинговой системы. Эффективность таких систем также может снижаться переделами рынков, причем зачастую нерыночными методами.[2]
В России, как и во всем мире, франчайзинг более всего развит в области общественного питания, по большей части, это франчайзинг фаст фуд. Первым заведением общественного питания, работающим по франчайзинговой схеме, появившимся в Москве 20 лет назад, стало кафе Baskin-Robbins.[3] Несмотря на истекшие десятилетия, темпы развития рынка франшиз кафе и ресторанов в России заметно отстают от мирового. Есть и другие примеры франчайзинга в России, но у нас немного иное положение в сфере компаний ресторанного формата, они более восприимчивы к колебаниям спроса и финансовым катаклизмам, чем предприятия сетей быстрого питания.[4]
Модель развития бизнеса по франчайзингу начала появляться в России в начале 90-х годов по большей части благодаря иностранным компаниям. Они помогли внедрить в экономику инновационные методы ведения бизнеса и избавиться от приевшихся стереотипов. По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга, за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98%.[5] При этом высокие темпы его развития, по утверждению экспертов организации, продолжится и в ближайшие пять лет. Россия находится в числе лидеров по динамике роста стартапов, открывшихся по франчайзингу. На эту модель ведения бизнеса начинают обращать внимание не только бизнесмены, но и представители государственных структур. Так, на Московском международном форуме по франчайзингу (02.10.2013 - 04.10.2013) прозвучала идея применить основы франчайзинга в сфере ЖКХ. Чиновники обещали подумать над этим предложением.[6] Президент РАФ Мераб Бен-Эл убежден, что у подобных инициатив перспективное будущее. По его мнению, франчайзинг занимает особое место в системе экономических приоритетов. На сегодня готовый бизнес стал едва ли не единственным механизмом, который позволяет быстро развить отрасли, отвечающие массовому спросу потребителей. Поэтому представители РАФ добиваются принятия госпрограммы поддержки франчайзинга.[7]
В условиях увеличения оборотов крупных и средних торговых компаний франчайзинг становится одним из самых эффективных инструментов выживания малого бизнеса. Однако в России этот вид бизнес пока не получил должного внимания, «уровень осведомленности базовых знаний в этой области в предпринимательской среде достаточно низок». К такому выводу пришли эксперты по маркетинговым исследованиям компании NeoAnalytics, при этом они делают общий утешительный прогноз для российского рынка франчайзинга.[8]
Таким образом, мировым лидером и родоначальником франчайзинга являются США. В 2009 году в США уже было создано около 900 тысяч франчайзинговых компаний. Среди самых известных, популярных и активных американских франчайзеров, функционирующих в сфере услуг можно назвать «Америка Центр» (услуги), «А-15» (прокат автомобилей), «Баскин Роббинс» (мороженое), «Бургер Кинг» (быстрое питание).[9]
В России такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь недавно. При этом только в первую пятилетку существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, т.е. в среднем по 10 новых франшиз в год.[10]
По предоставленной статистики Российской Ассоциации Франчайзинга, лидером франчайзинга является розничная торговля (57%) и общественное питание (около 16%), остальные отрасли сферы услуг составляют 25% от общего количества действующих франчайзеров.[11]
В соответствии со Стратегией РАФ, франчайзинг должен стать основным механизмом мультипликации субъектов и объектов малого и среднего бизнеса, инструментом развития крупных компаний, драйвером роста экономики, модернизации и инновационного развития. В принятой стратегии Российской Ассоциации Франчайзинга на 2015-2017 годы определены следующие целевые показатели:
- увеличение франчайзинговых объектов в России в 3 раза - до 120000 точек продаж;
- увеличение действующих франчайзинговых концепций до 2500 брендов;
- увеличение доли российских концепций до 75%;
- увеличение числа объектов российских концепций за рубежом до 5000 точек продаж.[12]
Сегодня растущий мировой рынок франчайзинга считается одним из самых перспективных. Франчайзинговые фирмы, успешно функционирующие в 80 странах, создают около 13% ВНП.[13]
Первые результаты осуществления франчайзинговых проектов на розничном рынке свидетельствуют о том, что самые успешные компании прошли лишь часть пути в этом направлении, а попытки многих других пока не увенчались успехом.
1.2. Роль и возможности франчайзинга
Франчайзинг является объектом инвестирования как для франчайзи, так и для франчайзера. В случае франчайзи инвестиции идут прежде всего на оплату паушального взноса, позволяющего присоединиться к франчайзинговой сети и получить доступ к опыту и консультационной поддержке франчайзера. Таким образом, на самом старте своей работы франчайзи получает подробнейшие инструкции, аккумулирующие многолетний опыт работы франчайзера в конкретной области, что позволяет на старте за счет применения проверенной бизнес-модели и недопущения типичных ошибок молодой компании получать при прочих равных большую прибыль.[14] Кроме того, франшиза позволяет начинающей компании использовать известный бренд, стоимость которого зачастую многократно превосходит стоимость начинающей компании-франчайзи.[15] Другими словами, уже на самом старте франчайзи получает существенный и достаточно дорогостоящий актив, дающий ощутимые конкурентные преимущества.
Что же касается франчайзера, то для него запуск франшизы также является инвестиционным проектом. Даже если не учитывать многолетние вложения компании-франчайзера в оттачивание своих бизнес-процессов и развитие бренда, для создания франчайзинговой сети необходимо совершить целый ряд вложений. Прежде всего, речь идет о создании франчайзингового продукта - комплекса документов, позволяющих зафиксировать и передать опыт франчайзера его будущим франчайзи. Кроме того, существуют вложения в регистрацию товарного знака и юридическую подготовку фирмы к роли франчайзера (создание отдельного юридического лица, проработка юридической структуры франшизы и системы договорных отношений и пр.). Существенной статьей расходов зачастую также становится проработка CRM-системы для обеспечения прозрачности и управляемости франчайзинговой сети.[16] Не стоит забывать и о том, что франчайзи осуществляет определенные вложения и в каждого франчайзи. Это может выглядеть как входное обучение, техническая и консультационная поддержка, передача демонстрационных образцов, входная поставка на льготных условиях и пр.[17]
Вложения в инвестиционные проекты совершаются с целью получения прибыли, за счет которой предполагается окупить первоначальные инвестиции и в конечном итоге улучшить материальное состояние инвестора. В случае франчайзи результатом вложений в франшизу становится прибыль, извлекаемая из предоставленной франчайзером бизнес-модели.[18] Причем прибыль эта, как отмечалось ранее, зачастую выше прибыли, которую хозяйствующий субъект мог бы получать при развитии собственного бизнеса в той же области с нуля. Франчайзер же в свою очередь стремится покрыть свои инвестиции частично за счет паушальных взносов и в значительной степени за счет роялти - части прибыли франчайзи, передаваемой за использование бренда и бизнес-модели.
Помимо доходов инвестиционные проекты зачастую рождают и текущие расходы, и франчайзинг в этом плане не является исключением. Для франчайзи это означает необходимость своевременной уплаты роялти и прочих установленных платежей. В то же время за эти платежи он получает определенную ценность в виде поддержки франчайзера. Кроме того, даже с учетом таких платежей прибыль франчайзи зачастую за счет использования бизнес-модели франчайзера становится выше средней по рынку.[19] Это же касается и дополнительных расходов, связанных с обязанностью осуществления закупок у конкретных поставщиков и невозможностью экономии на материалах и комплектующих, а также необходимостью выполнять прочие стандарты франчайзера, являющиеся, в свою очередь, частью бизнес-модели. Для франчайзера инвестиционный проект по созданию франшизы порождает необходимость осуществления текущих расходов, связанных в первую очередь с необходимостью обеспечения поддержки франчайзи (обслуживание CRM, оплата труда специалистов поддержки, аренда дополнительных помещений и пр.), а также необходимостью продвижения бренда на федеральном и международном уровнях.[20] Именно эти затраты франчайзер покрывает за счет текущих платежей франчайзи.
Нельзя забывать и о том, что франчайзинг, как и любой инвестиционный проект, содержит в себе риски. Безусловно, риски эти достаточно специфичны и зависят от отрасли, в которой работает франчайзер, но в общем случае их можно свести к следующим:
а) рыночные;
б) операционные;
в) кредитные и
г) предпринимательские.[21]
Рыночные риски связаны с возможностью изменения рыночной конъюнктуры и, как следствие, спроса на товары франчайзера и франчайзи. При этом как для франчайзера, так и для франчайзи реализация этих рисков выглядит примерно одинаково и означает потерю выручки. В отдельных случаях падение спроса может быть вызвано необдуманной ценовой политикой франчайзи, поэтому во многих франшизах существуют определенные правила ценообразования.
Операционные риски связаны со сбоями в реализации внутренних бизнес-процессов. Это могут быть ошибки персонала, отказ ПО и пр. Приобретая франшизу, франчайзи стремится в первую очередь избавиться от этих рисков, поэтому проработка системы управления ими должна быть одной из ключевых задач для франчайзера.
Кредитные риски связаны с неполучением причитающихся оплат. В системе франчайзинга их прежде всего несут франчайзер и его партнеры. Средствами снижения этих рисков может быть входной аудит потенциальных франчайзи и юридическая проработка договорных отношений внутри франчайзинговой сети.