Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы франчайзинга
1.1. Понятие франчайзинга и особенности его возникновения
1.2. Роль и возможности франчайзинга
1.3. Проблемы развития франчайзинга в России
2. Практические особенности разработки и реализации франшизы
2.1. Аспекты, которые следует учитывать при построении франчайзинговой системы
2.2. Основные документы при открытии магазина по франшизе
2.3. Управлению продажами франшизы
Наконец, предпринимательские риски связаны с принятием неверных стратегических управленческих решений. В том числе от них стремится застраховаться франчайзи при покупке франшизы.[22] Однако необходимо понимать, что в полной мере сделать это невозможно. Дополнительной мерой по снижению рисков этой группы может стать привлечение внешних консультантов для поддержки принятия ключевых решений. Для франчайзера это означает непременное привлечение консультантов на этапе создания франшизы и комплексную подготовительную работу, включающую в себя составление технико-экономического обоснования создания франшизы.
1.3. Проблемы развития франчайзинга в России
Наиболее наглядно отношения в системе франчайзинга показывает рис.1 в приложении 1.
Организатор франчайзинговой сети сбыта - франчайзер, который владеет определенной торговой маркой, предоставляет франчайзи - малому предприятию, входящему в франчайзинговую сеть право на ведение дела под его торговой маркой. Франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом, обязуется перед франчайзером соблюдать установленные стандарты качества продукции и услуг, а также технологии производственных и обслуживающих операций, выплачивать соответствующее вознаграждение и предоставляет франчайзеру право его контролировать.
Таким образом, условия рынка диктуют, в каком из сегментов выгоднее развиваться. Как видно, перспективы развития франчайзинга в России очень велики, поскольку рынок далек от насыщения, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность.[23]
Следует отметить, что именно в крупных странах с большим количеством регионов, разбросанных на большие расстояния, франчайзинг с его системой регионального развития, основанной на так называемых «мастерских» франшизах, получил огромную популярность.
Существует немало факторов, которые сдерживают стремительное развитие франчайзинга в России. Среди основных причин эксперты называют нехватку качественной недвижимости, которая соответствовала бы профилю бизнеса. Развитию бизнеса по франшизе не способствует отсутствие внятной законодательной базы. Не лучшим образом сказывается и закрытость самих франчайзеров, которые не торопятся предоставлять исчерпывающую информацию о том, на каких условиях могут сотрудничать, отмечают эксперты РАФ. Еще одна причина сдержанного роста рынка франшизы - острая нехватка специализированных посредников между франчайзерами и начинающими бизнесменами-франчайзи.[24]
Первой проблемой является законодательное поле франчайзинга. К сожалению, в российском законодательстве до сих пор отсутствует определение франчайзинга, а имеется лишь понятие «коммерческая концессия». Слово «concessio» в переводе с латинского означает «уступка», «разрешение», поэтому, по смыслу «коммерческая концессия» может пониматься двояко: коммерческая уступка (уступка прав на использование объектов интеллектуальной собственности) или коммерческое разрешение (аналогия «лицензия» в переводе с латинского).[25] Разная смысловая нагрузка, соответственно, приводит к различному толкованию существа отношений. В соответствии же с Главой 54 ГК РФ вся система отношений сводится по договору только к передаче прав, что по существу уже не является франчайзингом. Также во многом развитие франчайзинга сдерживается 1034 статьей данной главы.[26] В ней заложена субсидиарная ответственность франчайзера и франчайзи по отношению к третьим лицам.
Согласно статье 1037 ГК, если договор коммерческой концессии заключен без указания срока, существует возможность одной из сторон прекратить сотрудничество путём простого извещения не позднее, чем за полгода до предполагаемого расторжения договора. В мировой практике договор франчайзинга заключается обычно на длительный срок (до нескольких десятков лет).[27]
Второй проблемой является недостаточно совершенный закон о «Об авторском праве и смежных правах». Например, в договоре коммерческой концессии обычно зафиксировано, что партнер не имеет права в течение определенного времени открывать заведения того же формата на том же месте, где он работал. Ничто не мешает ему сменить название на своем кафе после истечения срока действия договора. Поэтому стандарты франчайзинговой системы довольно сложно защитить от копирования.
Третьей проблемой является низкая популяризация франчайзинга в России. Российская ассоциация франчайзинга отмечает проблему невысокой осведомленности предпринимателей о франчайзинге. Соответственно из-за низкой осведомленности, предприниматели мало что знаю о плюсах и минусах франчайзинга. Поэтому необходимо популяризировать франчайзинг и в целом малый бизнес в России.
Четвертой проблемой франчайзинга в России, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы стать организаторами франчайзинговых систем и работать в этих системах в качестве франчайзи.
Для решения данной проблемы необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы расширить подготовку отечественных предпринимателей в сфере франчайзинг
Таким образом, для развития франчайзинга в России имеются широкие возможности. Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, который позволяет повысить эффективность малого бизнеса России. Но условия для ведения данного вида предпринимательской деятельности недостаточны. Необходима законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих редакций в законы и нормативные акты. Важно создание налоговых льгот и льготного кредитования для франчайзи.
2. Практические особенности разработки и реализации франшизы
2.1. Аспекты, которые следует учитывать при построении франчайзинговой системы
При построении франчайзинговой системы еще на стадии разработки франшизы следует учитывать ряд основных аспектов будущих отношений с франчайзи.[28]
1. Разработка франшизы потребует финансовые вложения, соответственно, необходимо определить бюджет, который будет выделен на разработку франшизы, ее последующее продвижение и взаимодействие с франчайзи. Лучше составить бизнес-план, благодаря которому предприниматель сможет еще раз убедиться, что франчайзинг необходим для дальнейшего развития его бизнеса. Возможно, что после проведения расчетов, предприниматель примет решение отказаться от данного направления развития бизнеса в пользу более рентабельного и перспективного варианта. Также следует определить сроки окупаемости франчайзинговых проектов и разработать типовые данные о вложениях и сроках окупаемости приобретения франшизы.
2. Управление продажами франшизы потребует определения четких требований к покупателям франшизы, нельзя рассматривать любого предпринимателя в качестве потенциального партнера, поэтому следует сформулировать четкие требования к географии продажи франшизы, местоположению торговых объектов будущих франчайзи, их финансовым возможностям и психологическим характеристикам.
К примеру, при продаже франшизы магазина одежды или обуви могут быть предъявлены следующие требования к торговому объекту покупателя:
- расположение торгового объекта во встроенном, пристроенном, встроено-пристроенном помещении на первом этаже здания или отдельно стоящем здании;
- наличие отдельного входа;
- наличие витринных окон и возможность их оформления витрин по стандартам правообладателя;
- наличие подсобного помещения установленного размера.
Также франчайзер может указать требования к району, в котором должен размещаться торговый объект покупателя франшизы (спальный или деловой (офисный) район), окружение магазина, направление транспортного потока; поток покупателей, проходящих мимо людей и т.п.
3. Продавая франшизу, предприниматель теряет часть своей независимости. Ведь с момента заключения первого договора о продаже франшизы франчайзер теряет абсолютную самостоятельность в принятии решений. Теперь франчайзер постоянно должен учитывать как предпринятые им действия повлияют не только на его собственный бизнес, но и на результаты работы предприятия франчайзи. Разрабатывая стандарты, регулирующие отношения с франчайзи, следует также учитывать, что полного контроля за деятельностью предприятий франчайзи установить не удастся. Соответственно, следует постараться достичь равновесия между требованиями по выполнению стандартов деятельности и предоставлению частичной свободы франчайзи, который вложил существенные ресурсы в открытие дела по франшизе. В противном случае, отношения не будут устойчивыми.
4. Открытость франшизы - прежде всего. Потенциальные франчайзи должны иметь возможность делать осознанный выбор при выборе франшизы. Поэтому информация об условиях работы и положении уже действующих франчайзи должна быть в открытом доступе или же ее следует представить по первому требованию покупателя.
При разработке регламентов функционирования франчазинго- вой системы следует учесть основные цели и принципы организации продажи франшизы (таблица 1).
Таблица 1
Основные подходы к организации продаж франшизы и сопровождению работы франчайзи
Цель |
Долгосрочное сотрудничество, устойчивые взаимоотношения, стабильный рынок сбыта |
Принципы организации продаж |
Открытость Полнота информации Отказ от давления на партнера и манипуляции им Сотрудничество при планировании деятельности и прогнозировании результатов взаимодействия Наличие постоянной обратной связи Отсутствие конкуренции между субъектами франчайзинговой системы |
Бюджет на продвижение франшизы |
Направляется на рост осведомленности субъектов рынка о франшизе и ее условиях (регистрация в базах данных франшиз, участие в выставках, конференциях и прочих бизнес-мероприятиях, заключение договоров с франчайзинговыми брокерами и т.п.). В процессе развития франчайзинговой системы размер бюджета на продвижение франшизы может изменяться в зависимости от целей развития и положении на франчайзинговом рынке |
Мотивация |
На постоянной основе, применяются как материальные, так и нематериальные методы стимулирования |
Обучение франчайзи |
На постоянной основе. Применение принципов наставничества, постоянный диалог с покупателями франшизы, налаживание обратной связи |
Для реализации выше обозначенных принципов рассмотрим содержание документов, регламентирующих функционирование франчайзинговой системы. Условно их можно разделить три группы:
- документы, регламентирующие деятельность сотрудников франчайзера, включающие вопросы управления франшизой, в том числе документы, определяющие порядок осуществления маркетинга франшизы и контроля деятельности торгового объекта франчайзи, а также механизм мотивации деятельности франчайзи;
- документы, регламентирующие деятельность партнера (франчайзи);
- документы, определяющие механизм взаимодействия сотрудников франчайзера и франчайзи.
Ответственность за выполнение регламентов работы несет каждая из сторон, в рамках тех обязательств, которые они приняли на себя, вступая во франчайзинговые отношения.
2.2. Основные документы при открытии магазина по франшизе
К основным документам при открытии магазина по франшизе можно отнести[29]:
1. Пакет договоров, необходимых для регулирования отношений между субъектами франчайзинговой системы, среди которых:
- Договор коммерческой концессии или франчайзинговый договор;
- Лизинговый договор;
- Договор поставки;
- Договор на оказание образовательных услуг;
- Договор об информационном и консультационном обслуживании и т.п.
2. Внутренние стандарты и регламенты работы:
2.1. Регламент работ по отбору франчайзи, включая критерии отбора и анкету для потенциальных франчайзи;
2.2. Регламент и программа обучения франчайзи;
2.3. Описание технологии контроля работы франчайзи;
2.4. Мотивационная программа деятельности франчайзи;
3. Рекламные материалы, необходимые для осуществления продвижения и продажи франшизы:
3.1. Франчайзинговое предложение для распространения в печатных СМИ;
3.2. Франчайзинговое предложение для распространения в электронных СМИ и в Интернете;
3.3. Материалы для проведения презентаций франшизы перед потенциальными франчайзи, а также для выступления на бизнес-мероприятиях;
4. Регламент подготовки торгового объекта франчайзи к открытию, включающий:
- описание характеристик торгового оборудования;
- планограмму торгового объекта и стандарты мерчандайзинга;
- описание требований к подбору персонала и его квалификации;